Поместные соборы ХХ в. |
Автор: Шульц Г.Основные проблемы изучения поместного собора 1917-1918 г.Поместный Собор Православной Российской Церкви (август 1917–сентябрь 1918 г.) и русская революция 1917 г. обозначили переход к новой эпохе в русской, а может быть, даже в европейской церковной истории. Не только у Русской Православной Церкви, но и у всех Церквей и христианских групп, а также у других мировых религий (например, ислама) возникают теперь возможности для реформ. Революция, победившая самодержавие, а затем и буржуазный строй, открывает для России современную эпоху. Как известно, периодизация русской истории не совпадает с периодизацией истории Западной Европы, и в XX в. Русская Церковь первой среди европейских церквей вступила в эпоху гонений, повторив крестный путь Спасителя. Для Православной Церкви, как это лишь теперь стало понятно, это означало общественную и юридическую маргинализацию, борьбу в качестве представителя всех христиан с атеистическим режимом, столкновение с апокалиптическими притеснениями, гонения, мученичество для десятков и даже для сотен тысяч верующих. Вместе с тем, это означало открытие новых сил в Евангелии, активизацию мирян (в том числе женщин), изменение структуры церковного руководства, усиление связей с остальным христианским миром.Собор был порожден надеждами на реформы Церкви — восстановление патриаршества, оживление общины, в особенности благодаря участию мирян. Носителями идеи Собора стали формировавшиеся на протяжении десятилетий новые силы (способные к реформам части епископата, богословы и миряне). Весь Собор был организован в соответствии с принципами соборности, то есть сотрудничества всех сил народа Божия, и воспринимался как указание на предстоящую реформу Церкви. Вскоре, впрочем, его ожидали испытания на прочность: надежды на реформу столкнулись с ширившейся революцией. Св. Синод — высший орган церковной власти — приветствовал Февральскую революцию как «час свободы» и гораздо быстрее отрешился от прежнего политического режима, чем обычно считается. Он объявил о созыве Собора уже 29 мая 1917 г. и провел летом 1917 г. выборы членов Собора на уровнях прихода, благочиния и епархии. В этих выборах, отражая веление времени, впервые в русской политической и церковной истории принимали участие женщины. Временный приходской устав (июнь/июль 1917 г.), да и сам Собор давал женщинам также пассивное избирательное право до епархиального уровня в определенных сферах. В результате выборов среди членов Собора было 80 епископов, 20 монахов, 129 священников, 10 диаконов, 26 псаломщиков и 299 мирян (включая светских богословов). Миряне преобладали. По справедливому замечанию Франца Иоквига: «При голосовании, часто происходившем на пленарных заседаниях Собора, голос епископа значил не больше, чем голос сибирского крестьянина или украинского сельского священника» . Быстрый и энергичный созыв и проведение Собора оказались возможными лишь на основе многолетней дискуссии о реформах и предсоборных или, как мне кажется, уже соборных действий и собраний. Я имею в виду дискуссии о новом приходском уставе, отзывы епархиальных архиереев (1905), Предсоборное присутствие (1906), Предсоборное совещание (1912 и последующие годы) и Предсоборный совет (июль/август 1917 г.). Тем не менее, Православная Церковь медленно и трудно приспосабливается к новой буржуазной эпохе и к Временному правительству. Правительство Керенского запретило Церкви заниматься образовательной деятельностью, особенно в селах, и ввело гражданский брак. Вопросам школы и гражданского брака были посвящены первые заседания Собора, открывшегося 15 августа 1917 г. В европейском контексте очевидно, что Собор защищает устаревшие церковные позиции. Более важно другое: именно в эти первые месяцы (август–октябрь 1917 г.) Собор окончательно структурирует свою работу и обретает самосознание. На языке Собора это называется: независимость от государственной власти, самоопределение и самоуправление. Собор уже начал рассматривать такие большие и важные темы как организация работы Собора, восстановление Патриаршества, развитие проповедничества, активизация приходской жизни, правовое положение Церкви в новом государстве и в новом обществе. Однако Собор не успел еще принять ни одного из больших определений (за исключением вопроса о школе) и ни одного нормативного документа, как ему пришлось столкнуться с вызовом не только буржуазной, но и пролетарскобольшевистской революции (25/26.10.1917 г.). Несмотря на пушечные залпы и уличные бои, Собор продолжает свою работу в Москве, как бы вступая в соревнование с революционными событиями. Сразу же начинаются основополагающие дебаты о Патриаршестве, через девять дней из трех кандидатов по жребию всем Собором, в том числе и мирянами, был определен первый в советский период русской истории патриарх (5/18 ноября 1917 г.). Им стал митрополит Московский Тихон (Беллавин), после своей интронизации (21 ноября/4 декабря 1917 г.) Патриарх Московский и всея Руси. Православная Церковь, Поместный Собор и в особенности Патриарх, а также епископы, священники, богословы, монахи и миряне, то есть вся Церковь, столкнулись не просто с революцией в ряду других европейских революций, но с установлением режима с тоталитарными чертами, открывшим, наряду с итальянским фашизмом и немецким националсоциализмом, эпоху тоталитаризма для европейских церквей. Столкновение проходило и в основных положениях, и в тончайших сферах повседневной жизни. У Православной Церкви, как и у всех европейских церквей, не было опыта и понимания новой эпохи. Отсюда понятно, что решения и воззвания Собора, обращения Патриарха говорят о сатанинских властях и делах антихриста. Русская Православная Церковь первой столкнулась с проблемой осознания этого нового опыта. Еще важнее кажется мне то, что на поворотном этапе европейской церковной истории появляются не только судьбоносные политические, но и новые церковные силы, поддерживавшие и воссоздававшие церковную жизнь: 1. Приход, в жизни которого принимают активное участие миряне, в том числе женщины. В тоталитарном обществе церковь выживает или умирает на уровне прихода. Это верно как для большевистского социализма в России, так и для националсоциалистической концепции общества в Германии, в особенности в Вартегау, а также для эпохи официального атеизма в ГДР. Согласно российскому законодательству приход продолжает существовать в том случае, если он образует «двадцатку», то есть когда двадцать верующих, не являющихся родственниками, решаются подписать ходатайство о регистрации их общины и направить его в соответствующую государственную инстанцию. В случае одобрения создается зарегистрированный приход. Благодаря этим приходам и существовала Православная Церковь, «двадцатки» и были официальным правовым субъектом под названием «церковь» для государственных инстанций, не признававших ее существование юридически в любом другом смысле. При сложных церковногосударственных отношениях в ГДР церковь существовала лишь в той мере, в которой на приходы не удавалось повлиять при помощи давления или подачек (например, в области образования или карьеры). А без женщин многие приходы в России и в Германии погибли бы в годы гонений. 2. Собор как выражение единства Народа Божия, состоящий из равноправно сотрудничавших епископов, священников и мирян. В XX в., начиная с Собора 1917–1918 гг., христианский мир в целом открывает для себя соборные структуры, дающие возможность принять в кризисных ситуациях ответственные богословские и церковные решения на высшем церковном уровне. В этом аспекте и взаимосвязи, хотя и при других исторических и церковных обстоятельствах, следует понимать свободные синоды исповедующей церкви в Германии и II Ватиканский собор, а также последовавшие за ним местные синоды. 3. Вновь открыты Библия и проповедь. В качестве новых сил церковной и общественной жизни они присутствуют в определении Собора «О церковном проповедничестве». После восстановления патриаршества, это самое важное решение I сессии . Оно привело к расцвету проповедничества в России в двадцатые годы, во время Второй мировой войны, в первые годы после войны и после 1970 года. Во время угнетений и притеснений общины исповедующей церкви в Германии также усиленно обращались к Библии. После Второй мировой войны произошло возрождение экзегетических дисциплин, как в евангелической, так и в католической теологии. Это была общая черта гонимых Церквей в XX веке. 4. Сотрудничество Церквей (предтеча экуменического движения) стало проявлением солидарности угнетенных и гонимых христиан и всех верующих. В России экуменические настроения активизируются в связи с притеснениями и угнетениями во время и после Собора, прежде всего в связи с убийством митрополита Киевского Владимира 25 января и публикацией Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви (23 января 1918 г.), который был воспринят как оскорбление не только Православной Церковью , ни и представителями других конфессий. Изданием «Деяний» Собора занимается издательство Новоспасского монастыря. Сотрудниками этого издательства были выявлены и репринтно переизданы шесть томов «Деяний» Поместного Собора. Начата работа над подготовкой неизданной части стенограмм соборных заседаний. Несмотря на небезупречность издания в текстологическом отношении, вышедший в этом году VII том «Деяний» Собора, осуществленный по рукописям, представляет для нас огромный интерес. Обработкой архивных материалов занимаются сотрудники Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви Православного СвятоТихоновского Богословского Института, возглавляемого прот. Владимиром Воробьевым и Н. Е. Емельяновым. Для нашей работы особенно ценны подготовленные сотрудниками этого отдела «Акты Патриарха Тихона» (М., 1994), «За Христа пострадавшие» (Т. 1. М., 1997). Мы с нетерпением ждем выхода подготовленного этим коллективом «Дела Патриарха Тихона», первый том которого был анонсирован некоторое время назад . Документы и исследования, посвященные истории Русской Церкви (в основном новейшему периоду), выходят в серии «Материалы по истории Церкви», издаваемой с 1991 г. Крутицким Патриаршим Подворьем. Для нашей темы особенно важны вышедшие в этой серии дневники и воспоминания членов Собора протопр. Н. А. Любимова и свящ. Г. С. Голубцова. Фундаментальное издание документов по истории Русской Церкви было подготовлено П. Гауптманном и Г. Штринкером. Книга вышла на немецком языке в год празднования тысячелетия крещения Руси под заглавием Dokumente der Orthodoxen Kirche in Ru?land, 860–1980. В 1995 г. расширенная версия последней главы этой работы вышла на русском языке («Русская Православная Церковь в советское время». Т. 1–2. 1995). Подготовкой обзора деяний Собора (как опубликованных, так и оставшихся в рукописи) занимаются члены исследовательского проекта при Институте Восточных Церквей в Мюнстере. Проект финансируется фондом Volkswagen. Первая мировая война, а особенно русская революция и Поместный Собор 1917–18 гг. обозначили для России, а также для стран Центральной и Восточной Европы переход к новой эпохе. Поместный Собор отреагировал на атеистическую советскую систему активизацией приходской жизни (новый приходской устав) и восстановлением Патриаршества. Декрет об отделении Церкви от государства оказался для Церкви непосильным не потому, что он отменил ее привилегии, а скорее потому, что затронул проповедническую миссию Церкви. Для государства и общества он оказался непосильным бременем, потому что заставил государство контролировать Церковь, а общество — вводить светские обряды и давать атеистическое объяснение фактам истории и культуры. Объявление: |
< Предыдущая | Следующая > |
---|