Новомученики 20 века |
Автор: Емельянов Н. Е.Некоторые факты, установленные по данным информационной системы «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века»База данных со сведениями о судьбах новомучеников и исповедников Российских ведется в Православном СвятоТихоновском Богословском Институте с 1992 г. В настоящее время число представленных в ней персоналий превысило 15 тысяч, и введенные данные позволяют делать наблюдения общего характера. Сейчас, когда меняется столетие, интересно поделиться наблюдениями относительно начала, середины и конца XX в. 1. Два великих человека ушедшего столетия.Кого из великих людей уходящего столетия больше других знали и любили будущие новомученики и исповедники? Кто более других повлиял на их судьбы? Если провести анализ имен, упоминаемых в биографических справках, то окажется, что чаще всего в них встречается имя св. праведного Иоанна Кронштадтского. Даже в самых кратких биографиях новых мучеников Российских зачастую невозможно умолчать о его влиянии. Например, о. Иоанн Кронштадтский был духовником будущего священномученика митрополита Серафима (Чичагова). Именно он благословил блестящего полковника Леонида Михайловича Чичагова принять священный сан. А когда тот уже стал архиереем и находился в зените славы, о. Иоанн написал ему: «Поминайте конец Златоуста!» — предсказывая ему мученический конец… Отец Иоанн помог утвердиться в своем служении и св. праведному о. Алексию Мечеву, тяжело переживавшему кончину супруги. «Ты жалуешься на свои скорби и думаешь — нет на свете горя больше твоего, так оно тяжело. А ты будь с народом, войди в чужое горе, возьми его на себя, и легче тебе станет». Такой подвиг самоотверженного служения был общим для многих будущих новомучеников. В настоящее время база данных содержит более 50 имен людей, связанных с о. Иоанном Кронштадтским. И каких имен! Священномученик митрополит Кирилл (Смирнов), митрополит Иосиф (Петровых), митрополит Нестор (Анисимов), священномученик митрополит Серафим (Чичагов); священномученик архиепископ Андроник (Никольский); епископы Арсений (Жадановский), Варсонофий (Вихвелин), священномученик Гермоген (Долганов), Михей (Алексеев), схиепископ Петр (Федосихин); священноисповедник игумен Никон (Беляев) Оптинский, священномученик прот. Иоанн Восторгов, священномученик прот. Философ Орнатский, священноисповедник прот. Роман Медведь (в постриге Иосиф), св. праведный Алексий Мечев и его сын священномученик прот. Сергий Мечев, схиигумения Фамарь и многие другие. Можно заметить, что пострадавших за веру подвижников, вышедших из стен Московского университета, по имеющимся в базе данных сведениям меньше, чем тех, кто испытал в своей жизни влияние о. Иоанна Кронштадтского. Пожалуй, духовное влияние это можно рассматривать как еще одно свидетельство святости о. Иоанна. Учитывая, что в базе содержится около 1/40 информации о пострадавших за веру, а также то, что в некоторых биографических очерках людей, связанных с о. Иоанном, его имя может не упоминаться, можно предположить, что с ним непосредственно были связаны до двух тысяч новых мучеников и исповедников Российских. Это те плоды, которые принесло главное дело св. праведного о. Иоанна Кронштадтского — дело евхаристического возрождения церковной жизни в России. Он призвал мирян к частому участию в Евхаристии вместо сложившейся практики причащения один раз в год. Своим примером он показал, как много может сделать человек, положивший в основу своей жизни подлинную церковную жизнь, совершение Евхаристии. Все годы советской власти память об о. Иоанне преследовалась, его считали черносотенцем, реакционером, мракобесом — и одним из первых его прославила Русская Православная Церковь сразу же после прекращения гонений. Второй вопрос, который интересно обсудить на материалах базы данных, состоит в том, какие учебные заведения оканчивали те, кто впоследствии принял мученическую кончину? К сожалению, сведения о начальном образовании не вносились в биографические справки. Можно, однако, с уверенностью сказать, что все выходцы из крестьянского сословия оканчивали в то время церковноприходские школы. В связи с этим можно вспомнить еще одного замечательного государственного деятеля —К. П. Победоносцева, занимавшего пост оберпрокурора Священного Синода с 1880 по 1905 гг. Благодаря ему число церковноприходских школ увеличилось с 4000 до 40000, а число учащихся в них со 100 тысяч до 2 миллионов. Количество школ увеличилось в 10 раз, количество учеников — в 20 раз. Многие новомученики с любовью вспоминали своих первых наставников. Церковноприходские школы просуществовали без значительных преобразований до 1917 г., несмотря на травлю либеральной прессы. Читая критику тех лет, нельзя не обратить внимания на сходство ее с современными нападками. Например, такая тема: «Зачем тратить средства на украшение гимназического храма, например, покупать дорогое паникадило? Не лучше ли потратить их на другие школьные нужды — учебники, тетради и проч.?» Ответ прост: если гимназическая церковь занимает главное место в образовании, то гимназический храм должен быть украшен, он должен быть значимым в глазах учеников. Константин Петрович считал, что «можно уберечь народ от невежества, от разврата, от гибельной заразы нелепых возмутительных учений — только посредством Церкви и школы, связанной с Церковью». «Ложь — современное просвещение, ложь — демократия и народоправство, сплошная ложь — современная периодическая пресса…, ложь — парламентаризм, ложь — вся современная жизнь без Христа, без истинной Церкви, без истинной веры» . Невольно приходится задуматься, насколько велика разрушительная сила газет, хотя бы на примере семинариста, задумавшего убить Победоносцева. Он хотел истребить его как «главного виновника всяких стеснений, мешающих свободе и прогрессу». Пытаясь доказать его вину, он на первое место ставил «распространение в народе суеверий и невежества посредством церковноприходских школ». О современной ему прессе Победоносцев писал: «Нам велят верить, что голос журналов и газет, или так называемая пресса, есть выражение общего мнения… Увы! Это — великая ложь, и пресса есть одно из самых лживых учреждений нашего времени». В 1909–1913 гг. газета «Московские ведомости», где в то время главным редактором был Л. А. Тихомиров, посвятила несколько больших статей анализу берлинской прессы. Из этого анализа следовало, что контрольный пакет всех берлинских газет находится в руках одного человека. «Хорошо было бы провести соответствующий анализ русской прессы», — писал Тихомиров. Тогда, в начале века, хозяева газет прятались, стараясь показать, что они «выражают общее мнение», а не мнение одного конкретного банкира. В наше время олигархи уже не скрывают своих владений среди газет и каналов телевидения. 20 июня 1917 г. Временное правительство издало декрет о передаче церковноприходских школ и церковных училищ в ведение Министерства народного образования. Церкви был нанесен тяжелый удар (еще до Октября. — Н. Е.): вопервых, она утратила свое влияние на народное образование, вовторых, потеряла имущество на миллионы рублей, конфискованное в пользу государства . 2. Как назвать то, что произошло в России 25 октября/7 ноября 1917 г.? Изучая ежедневные сводки из Чечни, можно вспомнить аналогичные факты из биографий новых мучеников Российских, погибших в 1917–1920е годы. Известно, что очень долго большевики называли Октябрь 1917 г. не революцией, а переворотом. Действительно, это событие не похоже на революцию, да и сам В. И. Ленин, находясь в 1917 г. в Швейцарии, считал, что при его жизни революции в России не будет. Но и государственные перевороты осуществляют государственные деятели, имеющие поддержку в тех или иных кругах общества. У большевиков крупных сил не было, Ленин жил за границей, т. е переворотом в собственном смысле слова назвать это событие нельзя. В то же время, безобразиям, творимым сегодня в Чечне, легко можно найти аналоги в России 1917–1920 гг. Заложники, нажива на них , торговля живым товаром, торговля телами пострадавших. Характерно устройство Лениным и Троцким концлагерей (аналогичных «пещерам» современных чеченцев). В них размещали заложников, силами которых строили новые более крупные концлагеря. Для характеристики современных событий в Чечне было введено понятие «бандформирование», которое неплохо передает суть явления . По аналогии можно охарактеризовать октябрьские события 1917 г. как захват власти бандформированием, ядро которого заслано изза рубежа. Вспомним знаменитое послание Патриарха Тихона «об анафематствовании»: «Тяжкое время переживает ныне Святая Православная Церковь в Русской земле… Забыты и попраны заповеди Христовы о любви к ближним: ежедневно доходят до нас известия об ужасных и зверских избиениях ни в чем не повинных и даже на одре болезни лежащих людей… И все это совершается… с неслыханною доселе дерзостью и беспощадною жестокостью… Власть, обещавшая водворить порядок на Руси, право и правду, обеспечить свободу и порядок, проявляет всюду только самое разнузданное своеволие и сплошное насилие над всеми…» Согласитесь, что такая оценка соответствует действиям бандформирования. Сегодня в свете всемирного распространения терроризма проясняются события тех лет. Впрочем, почему бы чеченским бандам и сегодня не захватить власть в России с помощью своих и заграничных миллиардеров? Средства массовой информации уже захвачены, есть прецедент 1996 г., когда наше правительство предоставило возможность бандитам уйти от суда. 3. Причины русского церковного возрождения в конце XX в. Никогда в истории, ни в одной стране мира не было таких страшных и продолжительных гонений на христианскую веру, нигде нет такой острой нехватки образованных верующих людей (они были уничтожены). Ни в одной стране мира не было такого быстрого обнищания народа: за 10 лет более половины населения оказалось за чертой нищеты. В то же время, в России открываются тысячи храмов и сотни монастырей. На территории бывшего СССР открылось 478 монастырей, более 19 тысяч приходов, где служит более 17,5 тысяч священников. В Русской Православной Церкви действуют 5 духовных академий, 26 духовных семинарий, 29 духовных училищ, в них учится около 6 тыс. учащихся . Бурный рост христианства в России поражает. В печати можно встретить разнообразные объясняющие его соображения, высказанные в основном неверующими социологами и политологами. Остановлюсь на трех наиболее распространенных объяснениях. Первое объяснение звучит приблизительно так. «Люди потеряли веру, нужно было заниматься катехизацией. В России нашлись такие корифеи, как о. Александр Мень, которые донесли Евангелие до современного человека». Отец Александр Мень своей яркой проповедью несомненно способствовал возрождению Православия, за что, скорее всего, и был зверски убит. У него был замечательный талант проповедника, но я сам слышал, как о. Александр говорил: «Я катехизатор, могу разных людей привести ко крещению, но как духовник не могу ими руководить — они перестают меня слушаться». И действительно, из его духовных чад вышло очень мало священников. Думаю, что нельзя забывать и о том, что одновременно с о. Александром трудились сотни менее известных священников, которые воспитывали служителей Церкви, создавали инициативные группы, открывали храмы. При всем уважении к праведной кончине о. Александра Меня и высокой оценке его подвига было бы преувеличением сказать, что он один вызвал бурное возрождение Православия в России. Мне представляется, что и сам о. Александр удивился бы столь странному предположению. Второе объяснение: «самое главное — литургическое обновление Церкви. Важно, чтобы тайные священнические молитвы слышали все молящиеся, чтобы престол не отделялся от народа алтарной преградой и т. д.». Словом, церковное возрождение связывается с приходами, подобными приходу о. Георгия Кочеткова. «Если ваша рутинная Патриархия его уничтожит, — продолжают они, — то возрождение прекратится». Таким образом, бурный рост храмов связывается с деятельностью «пастырейноваторов»: о. Георгия Кочеткова, о. Александра Борисова и др. В этих рассуждениях удивляет непоследовательность: новаторов на Западе гораздо больше, чем в России, но о бурном росте храмов в Европе и Америке мы ничего не слышим. Более того, об этих странах принято сейчас говорить как о постхристианских . Третью версию объяснения бурного роста Православия за последние 10 лет я нашел в Интернет. Используя прием доказательства от противного, автор разбирает многие трудности в России, отвергает все варианты и заканчивает: «следовательно, может быть только одно объяснение: тайное стало явным, Церковь перестала быть подпольной. За восемь лет нельзя вырастить с нуля религиозность. Значит, тому, что было на самом деле, был придан официальный статус, а внешне это выразилось во взрывном распространении Церкви» . Автор статьи, таким образом, пытается доказать, что церковные кадры уже существовали и просто вышли из подполья. Однако, уже в 1940х годах свт. Афанасий (Сахаров) призвал «подпольную часть» Церкви — «непоминающих» — возвратиться в патриаршую Церковь. Во всяком случае, большая часть оставшихся «непоминающими» священников с этого времени своих чад, как правило, уже направляли в официальную Церковь. Мне лично известны только два священника, которые действительно легализовались в 1990е годы, да и те были «поминающими» и не имели многочисленной паствы. Ни о каких тысячах тайных священников, которые вышли из подполья в это время, не может быть и речи. Для сравнения с приведенными выше версиями объяснений бурного возрождения Русской Православной Церкви хочу поделиться наблюдением, которое я невольно сделал, занимаясь базой данных. 1993 1998 1999 Храмы, открытые после мая 1990 г. >3000 >10 000 >14500 Количество пострадавших за Христа в базе данных >3000 10 000 от 13000 до 14000 Рассмотрим эту таблицу, позволяющую сопоставить среднее количество открываемых храмов и количество тех новомучеников Российских, имена которых становятся известны . Можно отметить, что уже в течение 10 лет рост числа храмов соответствует росту числа за Христа пострадавших, о которых собраны сведения. Иногда эти сведения предельно кратки: «Иванов Иван Николаевич, 1884 г. р., священник с. Романово, расстрелян в Барнауле 12.11.1937 г.». Однако можно с некоторым допущением сказать, что как только мы вспоминаем пострадавшего за Христа, готовится к открытию новый храм. И нечто подобное продолжается в России в течение десяти лет! В первые века христианства часто служили литургию на местах погребения мучеников (в наше время в память об этом частица мощей мучеников вкладывается в антиминс, на котором совершается литургия). В этом смысле Русская земля стала как бы Всероссийским антиминсом. В этом и следует видеть главную причину продолжающегося у нас евхаристического возрождения. Мы знаем, что мучеников в России были сотни тысяч. Число храмов соответствует тем из них, кого мы помним, к кому обращаемся в молитвах. Вот объяснение происходящего сегодня в России: Кровь мучеников — семя христианства! Информационная система по данным о пострадавших в России православных является сегодня не единственным местом публикации новых данных о новомучениках. Однако, в Институте ставится задача сбора сводных сведений по всей стране из всех возможных источников и публикаций, поэтому база данных отражает с некоторым запозданием (примерно, в один год) состояние дел в стране по сбору сведений о новомучениках. Можно было бы довести список новых мучеников, исповедников, за Христа пострадавших до 30, 50, может быть, — 100 тысяч имен. Но для этого необходим всенародный поиск, нужны исследователи на местах, в большинстве районных и областных центров. Если это случится, то, возможно, увеличится и число храмов: с прославлением подвижников на местах и появлением энтузиастов этого прославления открываются новые приходы, а для 100миллионного православного населения России открыть 100 тысяч храмов, это не так уж много. Не тайными священниками, вышедшими из подполья, объясняется современный бурный рост храмов в России, а подвигом тайно пролитой во время гонений крови новыми мучениками и исповедниками Российскими, что сегодня становится явным. Это увидел и записал в Апокалипсисе св. апостол Иоанн Богослов: «…я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели» (Откр 6:9). Объявление: |
< Предыдущая | Следующая > |
---|