Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Дневник митрополита Арсения
Автор: Священник Георгий Ореханов

Дневник митрополита Арсения (Стадницкого) - новый источник по русской церковной истории (1905-1916 г.)

Митрополит Арсений (Стадницкий) — вне всякого сомнения, один из самых авторитетных архиереев предреволюционного времени. Не случайно, конечно, на Поместном Соборе 1917–1918 гг. он становится одним из кандидатов на Патриаршество. Его жизнь и деятельность в общих чертах известны, поэтому я не буду останавливаться на особенностях биографии митр. Арсения, но тот факт, что он получил степень доктора церковной истории, в разное время был членом Синода, Государственного совета, председателем V отдела Предсоборного Присутствия, занимавшегося проблемами духовной школы, говорит уже сам за себя.

В чем нам в первую очередь видится ценность данного документа?
Достоверность информации. Здесь принципиальное значение имеет то обстоятельство, что источники, которыми пользуется митр. Арсений, очень авторитетны. Это непосредственные отклики на заседания Св. Синода, Государственного Совета и др. органов, в работе которых митр. Арсений принимал участие, а также газетные заметки, записанные беседы архиереев и некоторых государственных деятелей.
Время, охваченное автором дневника. Это чрезвычайно продолжительный период — 1880–1916 гг. (к сожалению, с некоторыми пропусками).
Круг общения автора дневника необычайно широк. Это практически все известные иерархи и церковные деятели его времени, при этом особое внимание уделено личности таких выдающихся иерархов, как митр. Антоний (Вадковский), митр. Владимир (Богоявленский), митр. Антоний (Храповицкий), митр. Сергий (Страгородский), митр. Серафим (Чичагов) и др. Кроме того, в дневнике присутствует ряд интереснейших бесед с Государем Николаем II, Государыней Александрой Федоровной, оберпрокурорами Синода К. П. Победоносцевым, В. К. Саблером, А. А. ШиринскимШихматовым и др.
Тематика дневника. Она так широка, что мы вправе говорить о том, что дневник митр. Арсения (Стадницкого) представляет собой своеобразную энциклопедию русской религиозной жизни . Огромное достоинство документа заключается в том, что на его страницах воспроизводится как бы технология церковной жизни, в этом смысле дневник продолжает серию ценных исторических материалов, вышедших изпод пера русских архиереев — достаточно вспомнить имена Саввы (Тихомирова), Никанора (Бровковича) и др. Для нас принципиальное значение имеет тот факт, что очень большое внимание автор дневника уделяет таким принципиальным темам, как вопросы церковного управления, полномочий и власти Оберпрокуроров Синода, личной инициативе тех или иных архиереев, отстаиванию самостоятельной позиции Церкви в ее внутренних вопросах, отношениям Императора Николая II с архиереями и многое другое (я перечисляю только то, что лежит на поверхности).
Анализируя содержание дневника, готовя его материал к печати, мы столкнулись с очень серьезной методологической сложностью, стандартной, когда речь заходит о ситуации в русской Церкви в начале века. Речь идет о двух подходах в церковноисторической науке. Первый характеризуется созданием жестких трафаретов, образов, совершенно не учитывающих динамического характера развития истории и личности. Яркий пример этого рода — труды американского историка Г. Фриза или т. н. «ленинградской исторической школы». Как правило, эта крайность связана с нецерковным мировоззрением авторов. Только один пример: в одной из своих статей Фриз совершенно бездоказательно заявляет, что прославление преп. Серафима Саровского в 1903 г. было вызвано необходимостью поддержать престиж пошатнувшейся династии. Как правило, в работах такого рода дается крайне негативная и односторонняя оценка деятельности К. П. Победоносцева, митр. Серафима (Чичагова) и др. Но другая крайность не менее опасна. Речь идет о попытке некоторых авторов с помощью совершенно ненаучных методов найти «оправдание» любых поступков тех или иных исторических деятелей. Это — путь генерации исторических мифологем. В этой ситуации мы должны говорить о необходимости возрождения объективной церковноисторической науки, сочетающей понимание духовной специфики предмета и цели исследования с научными методами исследования. Нужно сказать, что у нас есть у кого учиться, достаточно вспомнить имена В. В. Болотова, прот. Г. Флоровского, митр. Макария (Булгакова) и многих других замечательных русских ученых.
Учитывая все сказанное выше, нужно соответствующим образом отнестись к тем страницам дневника, которые посвящены, в частности, взаимоотношениям последнего Государя и русских архиереев, помня, что в каждом человеке, даже в великих святых, подвиг жизни которых мы почитаем, мы различаем иконописный лик и своеобразную «историческую составляющую». Понимание этого факта имеет очень большое практическое значение для нашей церковной жизни — ведь часто ценные исторические источники попадают в руки людей далеких от Церкви, что может привести к очень печальным последствиям. Иллюстрацией этой мысли и являются некоторые приведенные ниже отрывки.
«Резолюция Государя о преждевременности Собора написана по внушению Победоносцева вместо другой, в которой он выражает согласие на реформу церковную и созыв Собора. Этот синодальный доклад с резолюцией Государя уже печатался в Церковных Ведомостях, как вдруг Саблер приказал изъять из набора, и появилась эта запретительная резолюция, вот почему этот номер Ц[ерковного] В[естника] и запоздал выходом» (апрель, 1905 г.).
Встреча с митрополитом Владимиром (Богоявленским): «Теперь… модно говорить: Собор… Гнет светской власти. Да скажите, где он, в чем…? Вот только сижу в Синоде, совершенно не вижу и не ощущаю его. Решай, как угодно. В томто и беда, что мыто ничего не делаем» (1905 г.).
Отзыв об очередном заседании Предсоборного Присутствия: «Пахнет кровью, ненавистью, враждою, партийностью обеих партий — правой и левой. И это теперь, а что еще дальше будет? Что явит Собор, если ему суждено быть? Левая упрекает правую в отсутствии духа любви, в архаичности, в мертвенности; правая — в протестантизме, в вольномыслии» (1906 г.).
«Вечер провел с посетившим меня членом Предсоборного Присутствия А. А. Нейгардтом, дядею премьера Столыпина… Некоторые сведения, переданные им мне об этом (высоком) узнике и ревнителе русских судеб на основании непосредственного общения с ним, заслуживают внимания. На вопрос дяди: «Как ты теперь чувствуешь себя, облеченный такими высокими полномочиями», — он ответил: «С тех пор, как я перешел сюда, в царские чертоги, я чувствую себя совершенным узником. Никуда не выхожу, а только приблизительно полчаса в сутки гуляю по комнатам». Он уже свыкся с мыслью о неминуемой смерти, сделал необходимые распоряжения, — но эта мысль не угнетает его, а напротив — закалила, и он твердо и неуклонно идет к своей цели и возложенной на него задаче посвящению себя на благо родины, как он его понимает» (ноябрь, 1906 г.).
«Столыпин говорил, что он (митр. Антоний (Вадковский). — Свящ. Г. О.) и в Государственном Совете на всех произвел невыгодное впечатление своим влиянием, отсутствием определенных взглядов, желанием подделаться. Против митр. Антония идет сильная интрига. Собора церковного побаиваются, и будут тормозить созыв его. Митр. Антоний — безвольный и не соответствует серьезности данного исторического момента» (ноябрь, 1906 г.).
«Считаются обыкновенно с тем, кто себя уважает. Раз сам Синод не уважает себя, то почему же Государь должен считаться с ним. И события последнего времени, начиная с Илиодоровщины, показывают, что с Синодом не считаются» (ноябрь, 1913 г.).
Беседа с митр. Владимиром (Богоявленским): «Мы нужны только как декорация при известных обстоятельствах. Я развил ту мысль, что при настоящей системе оберпрокурорской будет расти все больше и больше унижение к нам. И мы заслужили его. Кто нас станет уважать, если мы сами не уважаем себя. Царь не слушает нашего голоса, а только в призме оберпрокурорской. Реформа церковного управления непременно нужна. Нужен собор. Выразителем голоса церковного должен быть Первоприсутствующий — митрополит ли или патриарх — дело не в имени. «А вы думаете, лучше будет? А почему митрополит Антоний (Вадковский. — Свящ. Г. О.), стоявший сначала за собор, потом охладел к нему и даже опасался его?» — «А потому, — отвечал я, — что он стал болеть, потом видел травлю со стороны своих же собратий, а, наконец, — и нелюбовь к нему Государя». «Да, — ответил митрополит, — сам митрополит Антоний с болью в сердце раз сказал мне: «прежде я был любим, а теперь только терпим» (ноябрь, 1913 г.).
«Предметом разговора было то «лакейское положение», в которое поставлен был Синод при крещении сына Великого князя Иоанна Константиновича Всеволода 12 января. Оно обставлено было большой торжественностью: Государь был восприемником, присутствовал «Двор» и «для декорации» Св. Синод в полном составе. Но на Синод не было обращено никакого внимания. Никто с ним не поздоровался — ни Государь, ни отец новокрещенного. После крещения отвели его, т. е. Синод, в какуюто маленькую комнату, где лакеи поднесли ему по бокалу шампанского, точно попам на требах по рюмке водки, тем дело и кончилось» (январь, 1914 г.).
Беседа с митр. Владимиром (Богоявленским): «…вдруг он совершенно спокойно прерывает меня: «Но я уже не Петроградский, а Киевский митрополит. Только что архиеп. Серафим (Чичагов. — Свящ. Г. О.) телефонировал мне, что он ничего не мог сделать и вчера подписаны рескрипты о бытии экзарху Питириму (Окнову. — Свящ. Г. О.) Петроградским, а мне Киевским». Такое неожиданное известие, сказанное митрополитом мне первому, привело меня в сильное смущение. Но, видя его спокойствие, и я малопомалу успокоился. И мы стали спокойно беседовать по поводу происшедшего. «Что же делать? — говорил он. — Такова, видно, воля Божия. С личной точки для меня это лучше. Я всегда чувствовал себя в Петрограде не в своей тарелке, как говорится. Теперь я подобен школьнику, отправляющемуся на каникулы. Маленький укол самолюбия. Пощечина. Получить пощечину от Царя — ничего; но от Гришки — обидно. Вот вам и союз Церкви с Государством! Нельзя своего суждения иметь даже в делах Церкви» (декабрь, 1915 г.).
«К чему и куда идем?.. Как же страшно жить в наше лютое и злое время. О нем вообще запрещено писать в газетах по сообщению мне губернатора. Запрещено также писать чтолибо о Гришке, а его, кстати сказать, теперь часто видят в лавре на митрополичьих службах на видном месте; а затем часто привитает в митрополичьих покоях» (декабрь, 1915 г.).

Объявление:


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >