Принципы толерантности в кросскультурной коммуникаци: декларация и прктики повседневности Автор: Фадеичева М.А.
Значительную часть современных обществ, обществ конца XX – начала XXI века относят к так называемым постмодерным обществам, для которых характерны усиление кросскультурной коммуникации, лавинообразный рост количества субкультур, ускорение изменения систем социальных ценностей. В меняющемся мире старые парадигмы оказываются негодными, требуется выработка новых образцов мысли, отношения, поведения и действия.
Хочу привести высказывание Губернатора Свердловской области Э.Э.Росселя: «Именно толерантность занимает центральное место в «оси координат» XXI века, являясь важнейшей этической и правовой доктриной современности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение, свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность заменяет культуру войны культурой мира. Это не уступка, снисхождение или потворство, это привилегия сильных и умных людей, не сомневающихся в своих способностях продвигаться на пути к истине через диалог, через разнообразие мнений и позиций». Термин «толерантность» был известен с советских времен, его объясняли различные словари. Так, например, Популярный политический словарь еще в 1926 г. объяснял: «Толерантный – веротерпимый к чужим мнениям». Вышедший через 40 лет Краткий словарь иностранных слов указывал: «Толерантность [лат. tolerantia терпение] – терпимость к чужим мнениям и верованиям; снисходительное отношение» . Однако это слово широко не употреблялось, действовали иные идеологемы и подходы: классовой борьбы, конфронтации противоположных политических систем – социализма и капитализма. Это накладывало своеобразный отпечаток на всю систему человеческих отношений, которые разворачивались на общем фоне непримиримости и нетерпимости к иному. Однако социальные изменения последней трети XX в. заставили цивилизованный мир осмыслить саму сущность эпохи глобализации, а также вытекающие из нее ведущие социально-политические тренды. Это привело к пониманию необходимости выработки новых принципов кросскультурной коммуникации, на каком бы уровне она ни осуществлялась. На Генеральной конференции ЮНЕСКО резолюцией 5.61 от 16 ноября 1995 г. была утверждена Декларация принципов толерантности. Российская Федерация приняла в этом участие в качестве одного из государств-членов Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.
В Статье 1 названного документа определено понятие толерантности. В ней говорится, что толерантность означает уважение, понятие и понимание многообразия культур, форм самовыражения, способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность означает признание того, что люди различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.
В обеспечении принципов толерантности, в формировании установок толерантного сознания очень важна роль государства. Например, в Российской Федерации в 2001-2005 гг. имела место Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». Однако нельзя признать достаточной для этого пятилетнюю кампанию. Формирование установок толерантного сознания, развитие толерантных отношений, профилактика и противодействие экстремизму должно быть стратегическим курсом развития общества и государства. Не одноразовые акции или формальные декларации о пользе толерантности, а постоянная деятельность и конкретные действия власти оказывают существенное влияние на граждан. Статья 2 Декларации утверждает, что на государственном уровне толерантность требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдение правопорядка и судебно-процессуальных и административных норм. Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации. Это необходимо, так как бедные, маргинальные социальные слои, группы, индивиды, исключенные из общественной и политической жизни, становятся одновременно и источником, и жертвами интолерантного отношения.
Вместе с тем, не только государство, но и само общество ответственно за ту атмосферу толерантности или интолерантности, которая в нем складывается. В Статье 3 Декларации принципов толерантности делается акцент на важности толерантности в современном мире в связи с тенденциями глобализации, усиления мобильности, миграции, быстрого развития коммуникации. Усиление кросскультурной коммуникации между различными народами, регионами, которые далеко не однородны, без базового принципа толерантности, на котором только и возможно установление взаимопонимания, само по себе может служить потенциальной угрозой миру, быть конфликтогенным фактором. Поэтому не только в отношениях между отдельными людьми, но и в отношениях на уровне семьи, общины, школы, трудового коллектива, других социальных образований и институтов необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности.
Декларация подчеркивает особую роль средств коммуникации в распространении ценностей толерантности, в разъяснении опасности идеологий, проповедующих нетерпимость. Невозможно найти никаких принципиально новых средств для культивирования толерантности кроме просвещения и воспитания. Толерантное сознание требует именно культивирования, как любой феномен культуры. В связи с этим Статья 4 Декларации принципов толерантности говорит о том, что воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива, что именно воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Как отмечено в документе, воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы. Это позволит обеспечить защиту осуществления этих прав и стремление к защите прав других. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости, как между отдельными людьми, так и между этническими, культурными, социальными, религиозными, языковыми группами, а также нациями.
Однако этот важнейший документ до настоящего времени недостаточно широко известен в России. Возможно, что в этом отношении особую просветительскую роль могут играть библиотеки: необходимо просвещать людей в отношении и самого документа, и в отношении принципов толерантности. Принципы толерантности, которые де-юре разделяет государство, общество не вполне разделяет де-факто. Вряд ли истинным будет утверждение, что принципы толерантности, а также связанные с ними установки на личную свободу и ответственность за свои убеждения и поступки, независимость индивида, представление о равноправии и равноценности культур, об относительности мнений прочно укоренены в обществе. Весьма распространена точка зрения даже среди представителей просвещенной общественности, что не надо употреблять слово толерантность, надо говорить «терпимость», что это – западная мода, что разговоры о толерантности – пустая трата времени и т.д. Существует необходимость популяризации Декларации принципов толерантности, разъяснения его основных положений. Принципиально важным представляется воспитание не только подрастающего поколения и молодежи в духе толерантности, но и пропаганда этих принципов среди старших поколений, так как «толерантность является не только важнейшим принципом, но и необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов» . Следует заметить, что это относится не только к нашему отечеству. Установки толерантного сознания не были свойственны абсолютному большинству обществ в прошлом, а также многим современным обществам представляются чем-то непривычным и неприменимым. Толерантность – это и доктрина, продолжающая традиции гуманистической философии, и принцип взаимодействия индивидов, различных социальных групп, государств, и особое отношение между различными субъектами. Толерантное отношение не сводится к народной максиме: «Бог терпел да и нам велел» . «Терпение» полисемантично, что убедительно показал В.И.Даль в своем знаменитом Толковом словаре живого великорусского языка (заметим, что слово «толерантность» в нем отсутствует): кроме того, что «терпеть» – это 1) выносить, переносить, нуждаться и страдать; 2) крепиться, держаться, стоять не унывая; 3) ожидать, выжидать чего лучшего, надеяться, быть кротким, смиряться; 4) не спешить, не торопить. «Терпеть» означает также: снисходить, допускать, послаблять.
Последнее значение имеет непосредственное отношение к современному пониманию толерантности. На его основе можно выделить четыре различных способа понимания толерантности, неких «идеальных типов» или моделей толерантного отношения. Во-первых, толерантность как безразличие или индифферентизм по отношению к существованию различных взглядов, практик, так как они представляются не важными перед лицом основных проблем, которые требуется решать обществу в целом. Безразличное отношение может существовать тогда, когда партикулярные взгляды не противоречат общеразделяемым социально-политическим ценностям. Так, например, различные этнические, религиозные группы в рамках одного государства могут развивать свою культуру и язык, исповедовать особую религию, сохранять и поддерживать традиции и обычаи, будучи при этом полноправными гражданами государства. Все это представляется особым делом социальных групп или личным делом индивидов. Во-вторых, толерантность как невозможность взаимопонимания, основанное на представлении о том, что все культуры равноправны, но несоизмеримы, что не существует некой привилегированной системы взглядов и ценностей. В этом случае существует некая культурная дистанция, требующая уважение к другому субъекту, которого не могу понимать, с которым вследствие этого не могу взаимодействовать. В-третьих, толерантность как снисхождение, когда иные нормы и традиции рассматриваются как несовершенные, несостоятельные, уступающие, менее развитые и т.д., с которыми приходится мириться в силу их существования. В-четвертых, толерантность как критический диалог. В этом отношении толерантность выступает как уважение к иной позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение, на достижение консенсуса посредством изменения позиций, взглядов обеих вступивших в кросскультурную коммуникацию сторон. Однако при всех различиях толерантного отношения эти четыре модели объединяет признание права на существование иного и уважение к иному. И все-таки толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство.
Объектом толерантного или интолерантного сознания, отношения и поведения может быть любая сторона человеческой деятельности, любое социально значимое отличие или признак: расовая принадлежность, этничность, религия, принадлежность к полу, возраст, физические возможности и т.д. На этой основе возникают соответствующие идеологии, под которыми понимается совокупность идей, чувств, верований и т.п., свойственных какой-либо общественной группе. Причем идеологии могут существовать как в виде систематически изложенных учений, так и в форме дискурсивных идеологических практик, не имеющих систематического изложения. Их существование можно обнаружить в самом бытии повседневности. Местом бытования дискурсивных идеологических практик являются речи политических и общественных деятелей, материалы средств массовой информации, школьные учебники, разговоры обывателей, анекдоты и т.д. Дискурсивные идеологические практики труднее поддаются анализу, чем систематически изложенные идеологии.
Расизм, утверждающий расовое превосходство, этнонационализм, абсолютизирующий и превозносящий этнические отличия, религиозный фанатизм, настаивающий на истинности и превосходстве религиозной доктрины, сексизм, чаще дискриминирующий женщин и превозносящий мужской пол, эджеизм, утверждающий преимущества молодого возраста, дискриминирующий старшие поколения: все это – наиболее распространенные идеологии и идеологические дискурсивные практики, связанные с культурными особенностями, противоположные толерантному отношению. Социологические исследования последних лет не только в России, но и в мире, констатируют участившиеся акты нетерпимости, насилия, терроризма, ксенофобии, агрессивного национализма, расизма, антисемитизма, отчуждения, маргинализации и дискриминации по отношению к национальным, этническим, религиозным, языковым меньшинствам, иммигрантам и другим, наименее защищенным, группам в обществе. Всем этим негативным тенденциям может противостоять только идеология толерантности, на основе которой объединяют усилия государства, институты гражданского общества, здравомыслящие индивиды. Не случайно в Преамбуле Устава Юнеско, принятого ровно за 50 лет до принятия Декларации принципов толерантности, 16 ноября 1945 г. утверждается, что мир должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества. Основополагающие принципы Всеобщей декларации прав человека таковы, что каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии, на свободу убеждений и на свободное выражение их, что образование должно способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами. К нарушению этих прав нельзя относиться толерантно.
Интолерантность допустима только в одном отношении: не может и не должно быть толерантности к тем, кто не считает, что все люди, независимо от расы, пола, национальности имеют равное право на физическое существование и культурное развитие. Эти важнейшие документы были приняты после Второй мировой войны – величайшей трагедии в истории человечества, через полвека снова актуализировались эти принципы, на их основе принят новый документ. Востребованность толерантности – своеобразный признак воюющего общества. Вместе с тем, толерантность – это единственное средство изменить статус воюющего общества, превратить культуру войны в культуру мира. |