Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Библиотека в контексте времени

Библиотека в контексте времени

Автор: Аушева М.Х.

Библиотечное сообщество Республики Ингушетия горячо приветствует участников научно-практической конференции «Толерантность и библиотеки: информация и пользователи» и желает форуму плодотворной работы.

«Библиотека в контексте времени» (т.е., «Библиотека – территория толерантности») - такова тема нашего выступления.
Сегодня мы хотим приумножить знания и умения в совершенствовании своей работы, внедрения в нее новых элементов и обменяться опытом работы со своими коллегами.

Через века прошла историческая память ингушского народа – сохранились средневековые башни и храмы, неповторимая культура, язык и память о предках. Столица современной Ингушетии унаследовала название древнего города Солнца – Магас, лучи которого символически сияют над республикой с ее флага.

Ингушетия одна из живописнейших республик Северного Кавказа. Протянувшись узкой полосой с севера на юг, она вместила в себя степь, лесистые предгорья, альпийские пастбища и Главный Кавказский хребет с вечными снегами.

Необыкновенные по красоте пейзажи, минеральные источники, кристально чистые воды рек, стремительно несущиеся по узким ущельям, леса, вместившие в себя дикие плодовые деревья, орешник, бук и граб, - все это Ингушетия.

 «И башни замков на скалах смотрели грозно сквозь туманы. У врат Кавказа на часах – Сторожевые великаны», так писал о нашем крае Михаил Юрьевич Лермонтов, которого поразили красота и величие ингушских башен. Не зря ведь Кавказ привлекал интерес известных людей мира своей красотой и загадочностью.

Объявление:

Горная Ингушетия является одной из этих загадок, где люди мирно трудились, складывали легенды, строили башенные комплексы. Сегодня горная зона Ингушетии представляет собой музей под открытым небом, включающий в себя исторические памятники средневековой Ингушетии: это замковые комплексы, языческие святилища и христианские храмы, надземные некрополи, сторожевые башни – живые свидетели блистательной и богатейшей истории края.

Башенная архитектура ингушей – это источник бессмертия, мощь неповторимости, колоссальность характера народа и яркое заявление о том, что смыслом жизни является высвобождение его беспредельной потенциальной духовной энергии.

Традиции и обычаи народа играют важную роль в воспроизводстве культуры и духовной жизни, в обеспечении преемственности поколений в гармоническом развитии общества и личности.
Доброта, открытость, душевность, уважение собственного достоинства и достоинства другого – основные духовные принципы национальной культуры ингушей.

Уважение к родителям и старшим, заботливое отношение к младшим, почтительное обращение к женщинам, толерантность к различным культурам, доброжелательность во взаимопонимании с соседями – все это проявление вековых традиций народа.

Этикет взаимоотношений ингушей друг с другом и с представителями других народов – яркое тому подтверждение. «Дух подлинного интернационализма, дух подчеркнутого внимания и уважения к представителю иной национальности, как мне представляется, это одна из основных особенностей менталитета ингушского народа», говорит кандидат исторических наук, доцент Федор Павлович Боков в своей монографии «Я - русский Боков» /Раздумья русского лица «кавказской внешности», работавший до событий в Чеченской республике в государственном университете, ныне проживающий на Украине. Книга вышла в свет в 2006 году, в издательстве «Медиа – Пресс» в г. Москве.

Уважительное отношение к родителям и забота о них, почтительное отношение к старикам является святым долгом. В будни и праздники дом, в котором есть старики, бывает наполнен гостями. С особой любовью тянутся к старикам их внуки. Еще в первой половине Х1Х века В. Бурьянов отмечал: «Они имеют чрезвычайное уважение к старости, совет опытного старика всегда имеет большое внимание на молодежь». Самые значительные вопросы в жизни семьи и общества ингуши не решают без их непосредственного участия. Уважение к старикам распространяется в сознании на всех людей, независимо от национальности и вероисповедания.

Кавказцы по природе своей философски относящиеся к жизни, высоко ценят роль женщины в обществе. В ингушском обществе с малолетства прививается чувство высокой почтительности к женщине. В далеком прошлом даже самый жестокий поединок прекращался, если женщина, прося об этом, снимала головной платок.

Женщину издревле называют «хранительницей очага». Она обязана собою явить пример нравственности, любви и верности, терпимости и миротворчества, и в воспитании души и ума ребенка развивать его в верном направлении. Ее роль всегда ценилась в ингушском обществе. Ингушский этикет требует относиться к женщине со всем вниманием и предупредительностью. Чувство внутренней свободы и ума, практическая мудрость и такт поднимают авторитет женщины в обществе.

В современном ингушском обществе женщина – мать, педагог, профессор, врач, художник, экономист, юрист.

Гость для ингуша – лицо священное. Все лучшее в доме подается гостю. Независимо от национальности и вероисповедания гостю уделяется повышенное внимание.
Свод неписанных правил ингушской этики «Г1алг1ай эздел», по которым строит свой мир ингушский народ – это образ жизни и образ мышления, мироощущение и нравственность, это строгое следование традициям, благородство, обязательное как религия. Эздел – это культура интеллигентности. Моральный кодекс ингушей «эхь-эздел», традиции и обычаи, искусство каменного зодчества – лучшее, что создано ингушским народным гением. Оно по праву занимает свое место в общей сокровищнице материальных и духовных ценностей всего мира.
Культурную жизнь современного общества невозможно представить без средств массовой информации, библиотек, школ, музеев. В тесном сотрудничестве с библиотекой работают все структуры власти, министерства и ведомства. Координирующим звеном является библиотека, которая консолидирует общество и служит средством в достижении народного самосознания.
Главной и конечной целью «Ингушского библиотечного общества» является духовное развитие народа Ингушетии через книгу.

«Идите по лестнице, которая называется цивилизацией, прогрессом, культурой. Ради одной лестницы этой стоит жить» - писал Антон Павлович Чехов. Продолжая мысль великого русского писателя можно сказать, что информация – путь к цивилизации, к прогрессу, к культуре. Все это заключает в себе библиотека.

«Каждый гражданин независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии имеет право на библиотечное обслуживание на территории Российской Федерации». (Статья 5. Права на библиотечное обслуживание Федерального закона «О библиотечном деле»).

Миссия детской библиотеки – создание комфортной среды для юных читателей. Сегодня библиотека является гостеприимным книжным домом, где любой ребенок независимо от возраста и различных физических возможностей сможет раскрыть свои таланты и способности, приобщиться к мировым и культурным ценностям.

Использование прогрессивных педагогических и библиотечных методик позволяет создать гармоничную атмосферу межличностного общения, сотрудничества детей и взрослых.
Детство и отрочество – это такие периоды в жизни человека, когда читательские интересы и предпочтения только формируются. Малыши любят сказки и книжки о природе, стихи детских поэтов. Выбор подростков весьма разнообразен: приключения, детективы, фантастика, литература по интересам.

Для каждого человека его малая Родина – начало великого Отечества. Своеобразная красота родных мест, легенды бывалых времен и явь будней, дорогие люди – вот неиссякаемый источник нашего жизнелюбия, прочная опора в настоящем и уверенность в будущем. Пробуждение интереса детей к истории своего народа, его традициям, родному языку, воспитание истинных патриотов Родины – девиз библиотекарей России.

Необходимо отметить, что пока мы интересуемся своей историей, своим прошлым, не прерывается та важная жизненная нить, которая связывает поколения. Поэтому ведущее место в работе с читателями нашей библиотеки занимает краеведческая деятельность, благодаря которой люди приобщаются к национальной культуре, литературе, истории.

Любовь к родному краю, знание его истории – основа духовной культуры общества. Как отмечал академик Д.С. Лихачев: «Культура как растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался  именно с корней».

Сегодня приоритетное направление информационно-просветительской деятельности библиотек – сохранение истории родного края, воспитания чувства патриотизма, интереса к отечественной истории вообще. Это и создает предпосылки для нового библиотечного краеведения в стране.

Работа по приобщению читателей к истории края, к изучению своих корней, воспитание чувства гордости и уважения к самобытной культуре – основа деятельности нашей библиотеки.
Мы стараемся использовать самые разнообразные формы и методы работы – от организации встреч с интересными людьми до проведения экскурсий по знаменитым местам и к памятникам истории и архитектуры, от издания поэтических сборников – до открытия новых имен в литературе и многое другое. Любить свой край всей душой можно, зная не только настоящее, но и прошлое.

Наша библиотека, как и все другие, наряду с просветительской и информационной выполняет коммуникативную, культурную и воспитательную функции. Массовые мероприятия позволяют реализовать любую из них, либо все в комплексе в любом сочетании. Поэтому их проведение является одним из важнейших видов работы библиотеки.

Непреходящее значение для формирования духовной жизни культуры, воспитания в человеке чувства прекрасного, способности к сопереживанию, нравственной и гражданской позиции, безусловно, имеет художественная литература.

«Книги – лучшие товарищи старости, в то же время лучшие руководители юности» - сказал английский писатель Самюэл Смайлс.

Особенность работы с юными читателями сегодня определяется формированием максимально благоприятных условий для свободного проявления личности. Необходимо создание атмосферы высокоинтеллектуального и духовного общения, позволяющего расширить кругозор молодежи, наладить эффективный обмен культурными ценностями разными поколениями.
Наша библиотека всегда была духовно-воспитательным центром. Успешно действуют клубы «Краевед», «Подвиг и память», «Диалог», «Все профессии нужны…», «Мечта» этот клуб собрал учащихся 4-11 классов, имеющих литературные способности, знакомые с «большой поэзией», остро чувствующие слово и умеющие рассуждать и анализировать произведения.

В библиотеке проходят читательские конференции, встречи с героями ВОВ, писателями, журналистами, сотрудниками музеев и представителями духовного центра республики и мн.др.
В литературной гостиной проходят творческие вечера поэтов и писателей, в которых принимают участие музыкальные коллективы, придавая колорит мероприятиям и привлекая новых пользователей.

На презентации детского сборника стихов «Радуга» ингушской поэтессы Марьям Льяновой состоялась еще одна презентация нового коллектива «Студия искусств». Праздник растянулся на шесть часов, вместо запланированного одного, где состоялись новые знакомства с интересными людьми. Сегодня в «Друзьях библиотеки» (а это почетное звание сопровождено своей символикой) числятся публичные люди, среди которых и те, кто занимает высокие посты, интеллигенция и, конечно же, работники культуры и образования. И библиотека сегодня гордится своими «Друзьями». В конкурсе «Библиотека – храм памяти народа», проходившем в республике на протяжении нескольких лет, была учреждена номинация «Друзья библиотеки».
В клубе «Отчизна» был организован круглый стол «Мир через культуру», прошли обзоры литературы у книжных выставок «Мир. Согласие. Созидание», «Книга – это праздник», мероприятия были приурочены ко Дню народного единства.

Ко Дню защиты детей проведен утренник «Я, Ты, Он, Она – вместе дружная семья», в завершении которого в городском сквере прошла акция «Радуга улыбок», участниками которой стали и дети-беженцы из Чечни и Пригородного района Северной Осетии, проживающие в вагончиках. Между детьми завязалась крепкая дружба, праздник явился на славу!

Ингушетия стала единственным субъектом в России, которая в свое время приняло беженцев равнозначных и даже превышающих по количеству местное население. И сейчас на территории действует программа по обустройству и размещению беженцев, не пожелавших по каким-либо причинам вернуться в Чечню и Осетию. В связи с этими событиями и Ингушетию покинуло много русских семей. И сегодня опять мы гордо заявляем, что несколько сотен семей уже вернулось на свою Родину, отведав чужбину. Мы опять стали единственным субъектом, где действует программа по возвращению русскоязычного населения по политическим и иным мотивам покинувшие республику. Им представляется жилье и рабочие места.
Ко дню защиты детей прошли конкурсы веселых и находчивых, викторины. Состоялись беседы «Возьмемся за руки друзья», «Дружба не знает границ», «Нет границ между сердцами». Старшеклассники городских школ взяли шефство над детьми из младших классов, детей из неполных семей и детей - депортантов.

Ко всероссийскому дню библиотек была приурочена научно-практическая конференция «Многомерный мир ингушской книги» под эгидой Национальной библиотеки Республики Ингушетия.
«Библиотека  и социализация детей с ограниченными возможностями» - такова тема детского отдела библиотеки. Также к празднику библиотеки и книги прошла масса мероприятий, в числе которых беседы «Читать это модно, посещать библиотеку престижно», «Через библиотеки – к будущему», «Лучше нас только наши читатели».

Неподдельный интерес был проявлен к обзорам литературы у книжных выставок  «Сокровища знаний», «Новинки  книжкиного царства».

Мы стараемся строить работу библиотеки на основе взаимоуважения, воспитания в детях и взрослых бережного отношения к традициям и достоинству всех народов.
Идея национального единства – духовная основа, на которой держится страна и строится наша жизнь. Сегодня на уровне малых российских городов реально осуществляется национальная политика государства, и от них во многом зависит сохранение истории и культуры народов России, благополучие каждой российской семьи.

На примере бесед, конференций по произведениям в рубрике «Книги строят мосты» /диалог национальных культур и литературы народов Северного Кавказа, на протяжении всего года действовала книжная выставка «Чтение – духовная безопасность России» в рамках того, что 2007 год был объявлен Годом чтения, Годом Русского языка и Годом ребенка. Все это способствует сохранности исторического и культурного наследия, его умножению в условиях современности. Такая направленность деятельности библиотеки полностью соответствует своему предназначению – быть хранительницей общечеловеческих ценностей и национальной памяти.

Работая в тесном контакте со школой, мы ставим цель помочь детям обрести уважение к чести и достоинству всех, кто живет рядом по соседству. Любое массовое мероприятие собирает читателей целыми семьями. И дети, и родители принимают активное участие в литературно-музыкальных композициях, театральных представлениях, тем самым, приобщаясь к книге.
Ушедший год стал еще Годом Лихачева. Масса мероприятий и «лихачевские чтения», в частности, проведенные библиотекой, открыли много неизвестного из жизни, поистине, Великого Человека!

Непреходящее значение для формирования духовной культуры воспитания в человеке прекрасного, способности к сопереживанию, нравственной и гражданской позиции, как нами говорилось ранее, безусловно, имеет классическая литература. Мне думается, что именно она, зафиксированная в школьной программе, сделает население России единой нацией. Когда люди разных возрастов и разного вероисповедания обмениваются цитатами из книг в разговорах и понимают друг друга – это и есть национальная культура в действии, в практике. Возникающий сегодня культурный разрыв между поколениями – серьезная угроза будущему России.
Современное общество способно не только селективно и целенаправленно формировать свою национальную школу духовных ценностей, но и воспринимать ценности другой национальной среды.
В ежегодной «Книжкиной Неделе» (с 22 марта по 1 апреля), приуроченной к международному дню детской книги, прошли конференции по произведениям: «В дружбе с Корнеем Ивановичем Чуковским» - к 125-летию со дня рождения, «Хоть и много годов, но он юный всегда» - к 115-летию Самуила Яковлевича Маршака, «Путешествие Малыша и Карлсона в Читай-город» - к 100-летию шведской писательницы Астрид Линдгрен. Также наша библиотека приняла участие в международном конкурсе «Астрид Линдгрен и права ребенка», объявленного Посольством Швеции в России, «Некоммерческим фондом «Пушкинская библиотека» и Российской государственной библиотекой иностранной литературы имени М.И. Рудомино на лучший библиотечный проект социально-значимой работы с детьми.

Чествование шведской писательницы завершилось творческим вечером «Астрид Линдгрен: Путешествие по страничкам любимых книг» и обзором литературы у книжной выставки «Мир наших ценностей».

Каждая культура обладает достоинством и ценностью, которые следует уважать и сохранять. Развитие собственной культуры является правом и долгом каждого народа. В их богатом многообразии и взаимном влиянии все культуры являются частью общего достояния человечества.    Жизнь современного подростка значительно отличается от той, которая была еще 10-15 лет назад. Сегодня ученик имеет доступ к большому числу источников информации. Подрастающее поколение живет в быстро меняющемся, сложном противоречивом мире. Задача библиотеки помочь молодому человеку найти свое место в этом многоликом мире, научить понимать и ценить культурные традиции. Нам не безразлично состояние общества, частью которого мы являемся. Объединенные принципами гуманизма и доброй воли мы работаем в области образования, культуры, права и охраны здоровья для улучшения качества жизни людей.

«Я не согласен с тем, что ты говоришь, но готов отдать жизнь за то, что ты имел на это право», сказал Вольтер.

Сегодня у всех на слуху термин «толерантность». Одна из самых актуальных тем сегодняшнего времени «Толерантность как форма мировоззрения молодежи: мы это ты и я».
Проблема толерантности приобретает большую значимость в условиях расслоения общества по экономическим, социальным, морально-этическим признакам, что порождает нетерпимость, религиозный экстремизм, ухудшение межнациональных отношений, смену моральных ценностей.

И для решения многих задач, возникающих в работе, библиотекари съезжаются со всех окрестностей. Сегодня инициатором и организатором выступает Свердловская областная межнациональная библиотека, в адрес которой огромную благодарность выражает Ингушское библиотечное сообщество, и я думаю, что нас поддерживают все участники форума.
Нашими главными пользователями и читателями являются юноши и девушки от 14 до 25 лет, а как известно, подростковый период характеризуется своими особенностями. Интенсивный рост, встреча с проблемами взрослой жизни, нарастающий груз ответственности, резкая смена интересов и увлечений, противоречия, порою обостряющиеся до уровня трагедии, повышенная агрессивность, некритичность мышления, столкновение отцов и детей в юношеском возрасте проявляется очень наглядно.

Масса учреждений проводит исследования и мониторинги по толерантности молодежи в различных аспектах социальной и политической жизни, распространяя анкеты в местах скопления молодежи.

Лаборатория исследований проблем молодежи научно-исследовательского института комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского государственного университета проводила акцию «Противодействие экстремизму и терроризму», частью которой являлся анкетный опрос, наша библиотека принимала в нем активное участие.
Итоги опроса выявили, что самыми читаемыми произведениями среди молодежи стали «Война и мир» Л. Толстого, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Преступление и наказание» Ф. Достоевского, «Поднятая целина» М. Шолохова.

Мы уверены, что общество, построенное на знаниях, будет существовать вечно, что подтверждается словами У.Эко «Читающий человек равен двум».
Используя опыт своих коллег, библиотекой был проведен конкурс «Духовно-нравственное воспитание молодежи на основе принципов толерантности» в виде сочинения на тему «Гляжусь как в зеркало в другого человека», приуроченного к празднованию юбилея города.

Тема предусматривает раскрытие процесса становления личности через призму взаимоотношений в семье, в коллективе, через выбор жизненных ориентиров, образ положительного героя.

Данный конкурс предполагает решение нескольких взаимосвязанных задач:
•    рассмотрение проблемы духовных ценностей как ключевой для национальной России;
•    актуализация современных воспитательных библиотечных технологий в процессе формирования гармонично развитой, высокодуховной, нравственной, социально активной личности на основе принципов толерантности, как противодействие экстремизму;
•    взращивание личности молодого человека на основе социального опыта, отраженного в культуре страны;
•    взаимодействие разных этнокультур на основе взаимоуважения, признание значимости каждого народа в целях объединения и создания гражданского общества.

Необходимо отметить, что в социализации личности молодого человека, развитие его духовного потенциала – одного из приоритетов обеспечения национальной безопасности России библиотека занимает одно из важных мест.

Большинство учащихся считает, что детство и зрелый возраст отличают высокая степень толерантности, а юность – более низкая. Основными носителями толерантности и ученики, и специалисты называют семью, это первая среда, формирующая личность.

Очень важным фактором воспитания в духе толерантности являются средства массовой информации.
Болью в сердце каждого нормального человека отзываются, увы, новости о бесчинствах, все чаще поднимающих голову фашиствующих молодчиках, избивающих и убивающих ни в чем не повинных людей (и что самое страшное – детей, женщин!) только за то, что у их жертв другой цвет кожи или иной разрез глаз. Вот почему одна из актуальнейших проблем – воспитание толерантности со школьной скамьи.

Необходимо довести до сознания всех наших сограждан суть слов Анатолия Франса, что «…без подлинной любви к человечеству нет подлинной любви к Родине…».
Трудно переоценить важность позитивного решения этого вопроса в сложном Кавказском регионе, что доказывают события нескольких десятков лет. Большую помощь в этом должно сыграть правильно ориентированное религиозное образование.

Чрезвычайно сложным является соотношение двух ветвей одной проблемы: правовое требование национальной свободы и совести, из которых на прямую вытекают национальная независимость и веротерпимость, или межнациональная и межконфессиональная толерантность общества.

К примеру, в Ингушетии в начале 2004 года была проведена конференция по межконфессиональному диалогу и толерантности. В работе конференции на равных участвовали представители двух конфессий: ислама и христианства, а также ученые, общественные деятели и др. На конференции между представителями исламского и христианского духовенства обычными были взаимные обращения: «Мой брат».

В своем выступлении муфтий Республики Ингушетия сказал:
«Мусульманам запрещено относиться к не мусульманам с нетерпимостью
и нежеланием понять их, порочить их старейшин и унижать их вероучение.
А настоятель православного храма отметил: «То, что конференция проходит в Ингушетии, еще раз доказывает стремление ингушского народа жить в мире и согласии со всеми народами». Профессор Ингушского госуниверситета И.А. Дахкильгов в своем выступлении подчеркнул, что есть внешние силы, пытающиеся развалить единство России, и с этой целью они стремятся, особенно на Кавказе, противопоставить его народы по их национальному и конфессиональному  признаку. На конференции выступили представители духовенства Северной Осетии, Карачаево-Черкесии, Чечни и других республик и краев Северного Кавказа, представители федерального Центра и ЮФО. В итоговом документе этой конференции прозвучали слова: «Мы должны противопоставит негативным проявлениям просвещенность, диалог, взаимопонимание и совместные созидательные усилия всех верующих во Всевышнего создателя».

Почти тысяча лет назад великий поэт Востока Фирдоуси гордо и красиво сказал о человеке: «В цепи человек стал последним звеном и лучшее все сочетается в нем». И хотя в истории человечества было очень не много абсолютно мирных периодов, эта вера в высокое предназначение последнего звена, - Человека, неистребима. Дух оптимизма продолжает свой благородный путь к сердцам людей и мне представляется символичным, что именно словами этого поэта названо одно из последних стихотворений Отличника народного просвещения РФ, засл. учителя РИ, ингушской поэтессы Марьям Ахмедовны Льяновой «Последнее звено»

Воплощение достоинств и последнее звено…
Не могу я в то поверить, что оно обречено!
Очерствели, отупели? Не хочу я верить в это

Человек обязан быть украшением планеты!


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >