Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Технологии воспитания толерантности

Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся

Автор: Никитина В.И.

Во всем мире идет процесс пересмотра представлений о человеке, обществе и природе, которые выработаны во времена Просвещения и оставались по сути с тех пор неизменными. В эпоху перехода от техногенной цивилизации к антропогенной, пришло осознание несоответствия просвещенческой парадигмы современным реалиям.


Два исторических фактора – глобализация современного мира и трансформация российского общества – поставили задачу перехода к толерантному типу социальных отношений. Для его осуществления необходимо массовое формирование нового типа личности с развитой культурой толерантности.

Программа разработана  в соответствии с:

- Конституцией РФ;
- Концепцией государственной национальной политики РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 15.06.1996 № 909;
- Законом РФ « О национально-культурной автономии»;
- Декларацией принципов толерантности ЮНЕСКО;
- Декларацией о культуре ООН;

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

       Цель Программы – способствовать формированию и укреплению в МОУ СОШ № 167 толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности, принципов соблюдения прав и свобод человека.


          Задачи Программы:
1.    Выявление и преодоление интолерантных тенденций среди учащихся школы, проявляющихся в фактах:
межэтнической и межконфессиональной враждебности и нетерпимости;
ксенофобии, бытового шовинизма;
нетерпимого отношения к инвалидам, ученикам из детского дома, мигрантам;
2.    Формирование в МОУ СОШ  № 167 позитивных ценностей и установок на уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур народов, их традиций и этнических ценностей посредством
Толерантность.

Толерантность – в английском языке – «готовность и способность без протеста воспринимать личность и вещь».
Толерантность – во французском –« уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов».
Толерантность – в китайском – « позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других».
Толерантность – в арабском- «прощение, снисхождение, мягкость  к другим».
Толерантность – в персидском – «терпение, выносливость, готовность к примирению».

Объявление:


В русском языке существуют два слова со сходным значением – толерантность и терпимость – «способность, умение чужим мнением терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей».


В научном литературе толерантность – уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-нибудь одной точки зрения. Толерантность предполагает принять другого таким же, каков он есть, и взаимодействовать на основе согласия. Толерантность не должна сводиться к ущемлению собственных интересов. Она предполагает взаим-ность и активную позицию всех заинтересованных сторон.

Толерантность – важнейший компонент жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется,
их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.

Толерантность и терпимость – стремление и способность к уста-новлению и поддержанию общности с людьми , которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений.

Сферы проявления толерантности.

Общественные отношения: взаимоотношения в обществе основаны на уважении человеческого достоинства каждого индивида, уважении к правам человека и основным свободам.
Общественный порядок: характеризуется верховенством закона, рав-ным доступом всех людей к общественным благам и социальным гарантиям; обеспечивается равенство экономических возможностей. Отсутствует  диск-риминация по признакам расы, цвета кожи, национального происхождения, религии и иным обстоятельствам.
Политические процессы : предполагает политический плюрализм, участие в политике различных партий и общественных организаций, на демократических принципах, при равных возможностях мужчин и женщин, представителей меньшинств.

Отношение к меньшинствам: гарантируется на основе закона сохранение их этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности.
Научная толерантность: терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение разных теорий и научных школ.
Педагогическая толерантность: терпимость к собственным детям, учащимся, умение понять и простить их несовершенства.
Административная толерантность: умение руководить без нажима и агрессии.
Культурные традиции: принцип сохранения культурного многообразия, допущение плюрализма вкусов.
 Отношение к религии: право на свободу совести и религии. Право на проведение религиозных праздников и обрядов.  
Средства массовой информации: признается свобода информации. СМИ должны не допускать пропаганды ненависти к другим народам, расового, этнического превосходства.
Язык: в языке отсутствуют расовые, этнические или гендерные эпитеты, в предвзятом свете характеризующие отдельные народы или группы населения.
                                                                           
Критерии толерантности:

•    равноправие ( равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к той или иной группе;
•    взаимоуважение членов группы, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам ( инвалидам, беженцам и др.);

•    равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества ;
•    сохранение и развитие культурной самобытности и языков националь-ных меньшинств;
•    охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям;
•    возможность следовать своим традициям для всех культур, представ-ленных в данном обществе;
•    свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;
•    сотрудничество и солидарность в решении общественных проблем;
•    позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами;
•    соблюдение  научной, производственной этики независимо от иерархии.

Интолерантность.

Интолерантность – нетерпимость, основанная на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных.
Это не просто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе, просто за то, что он существует.
Нетерпимость проявляется в широком диапазоне: от невежливости и пренебрежительного отношения к другим – до этнических чисток и геноцида, умышленного уничтожения людей.
Нетерпимость породила такие понятия как «расизм», «национализм», «фашизм», «этнические чистки», «политические репрессии», «религиозные преследования.                             

Проявления интолерантности.
 
•    оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;
•    игнорирование;
•    негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки ( составление обобщенного мнения о человеке принадлежащем к иным культуре, полу, расе, этнической группе, как правило на    основе отрицательных характеристик);
•    этноцентризм ( оценка жизненных явлений сквозь  призму ценностей собственной группы как лучшей по сравнению с другими);
•    поиск врага (перенос вины за социальные проблемы на ту или иную группу);
•    преследования, запугивания, угрозы;
•    дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации и других различий( отрицание прав человека, изоляция в обществе );
•    ксенофобия в форме этнофобии (антисемитизм, кавказофобия и т.п.), религиозных фобий, мигрантофобий;
•    национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими, в том ,что своя нация обладает большим объемом прав);
•    фашизм ( реакционный антидемократический режим);
•    эксплуатация (использование чужого труда без справедливого вознаграждения);
•    осквернение религиозных и культурных символов;
•    религиозное преследование;
•    изгнание (официальное или насильственное);
•    сегрегация, включая апартеид ( принудительное разделение людей различных рас, религий и полов);                                                                                                             
•    репрессии (геноцид, содержание в заключении, убийства).

Воспитание толерантности.

Воспитание толерантности возможно при неразрывном единстве трех блоков:
•    знание о сущности толерантных отношений;
•    практические навыки  подобного поведения;
•    переживание положительных эмоций по поводу достижения уважительного взаимодействия с окружающими людьми.

Знание формируется:

*   на тематических классных часах;
* на элективных курсах;
*    на уроках  истории, обществознания, иностранного языка, литературы,  экономики, мировой художественной культуры, изобразительного искусства, музыки.

Практические навыки  формируют:


•    тренинги с привлечением специалистов;
•    коллективные творческие дела: праздники, субботники, дни здоровья;
•    уроки милосердия, толерантности;
•    целевые внешкольные мероприятия: благотворительные акции ( в помощь беженцам, вынужденным мигрантам); шефство над детскими домами, одинокими старикам;
•    повседневная школьная жизнь ребенка: взаимодействие с товарищами, решение конфликтных ситуаций.

Переживание положительных эмоций является важнейшим условием закрепления стереотипов толерантного поведения.
                                                                         
Формирование знаний о толерантности учителями-предметниками.
- уроки
- элективные курсы
- проектно-исследовательская деятельность
- внеурочная деятельность по предмету
- участие в творческих конкурсах 
  методики формирующие навыки толерантности в учебной деятельности
- лоо
- модульное обучение
- проектные методики
- игровые технологии: суды,
- дебаты, конференции, круглые столы,
 - литературные гостинные,  
- « живые газеты», музей одной картины,   
- « политический зоопарк»
  воспитание практических навыков  толерантных отношений
- уроки милосердия, толерантности
- коллективные творческие дела:
- праздники, субботники, дни здоровья
- благотворительные акции: помощь
- мигрантам, старикам, детским домам
  тренинги
- взаимоотношения в детском коллективе
- детское самоуправление
- психологические консультации для детей и родителей


Учитель - душа образовательного процесса.

Для развития толерантности учитель может и должен:

- воспитывать с любовью и во имя любви;
-воспитывать в духе мира;
-вовлекать в процесс воспитания толерантности родителей и сообщество;
- поощрять совместную деятельность;
- признавать значимость и способности каждого, а также уважать чувства и позицию каждого;
-формировать чувство справедливости;
-избегать жестоких иерархических отношений;
-создавать свободную и демократическую атмосферу в классе;
-не допускать проявлений авторитаризма и манипулирования;
-быть готовым и способным к диалогу; пониманию и солидарности;
- воспитывать сопричастность;
- быть примером для детей и сообщества; уметь слушать;
- выражать одобрение относительно того, что сделано;
-поддерживать эмоциональные привязанности; развивать у учеников чувство взаимного расположения;
-давать ученикам возможность самостоятельно решать проблемы;
-показывать, что сохранение и достижение мира действительно возможно.                                                                                         
  

Черты толерантной личности.

1.Расположенность к другим.
2.Снисходительность
3.    Терпение
4.    Чувство юмора.
5.    Чуткость.
6.    Доверие.
7.    Альтруизм
8.    Терпимость к различиям.
9.    Умение владеть собой.
10. Доброжелательность.
11. Умение не осуждать других
12. Гуманизм.
13.Умение слушать.
14. Любознательность.
15. Способность к сопереживанию.
ТОЛЕРАНТНЫЙ КЛАСС.

Толерантный класс – это тот, в котором:
1)    умеем внимательно слушать и слышать;
2)    советуем и предлагаем;
3)    желаем, сочувствуем, сопереживаем;
4)    обеспечиваем всякую поддержку;
5)    где царит согласие;
6)    есть стремление во всем разобраться
7)    где царит согласие;
8)    есть стремление во всем разобраться
Работа по формированию толерантных отношений в школе № 167 2007-2008 уч. год

Педсоветы:
1.     Педагогические технологии  воспитания толерантности у учащихся.
2.     Психология толерантности.

Родительские собрания:
1.    Черты толерантной личности.
2.    Свобода выбора личности.

Проектные работы:
1.    Праздник Сабантуй. Фархутдинова Алина 4б кл.
2.    Моя родословная . Работы учащихся 3-4 кл.
3.    Холокост. Работы учащихся 9в класса.

Классные часы в 9-10 классах:
1.    Мы разные, но мы вместе.
2.    Холокост.

Районный семинар.
Формирование толерантности в системе дополнительного образования.

Анкетирование.
1.    Педагоги. Диалогичная личность.
2.    Толерантная ли ты личность?


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >