А.С.Пушкин Борис Годунов |
Значение образа юродивого в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов»Позднякова О.И.Тема данного выступления тесным образом связана с одной из актуальных проблем современного пушкиноведения — с вопросом о религиозности Пушкина и отражения его мировоззрения в художественном творчестве. Этот аспект имеет давнюю историю. В разное время в полемике по этому поводу участвовали биографы Пушкина, церковнослужители, литературоведы и философы. В наше время спор разгорелся с новой силой, попрежнему существуют два взгляда на проблему и два ряда аргументов. У обеих сторон есть сильные и уязвимые места. В одном лишь сходятся все: мировоззрение Пушкина менялось вместе с его взрослением и обстоятельствами жизни: период «яростного вольнодумства» сменялся периодом серьезного осмысления прошлого и настоящего, глубокого размышления над вопросами бытия, жизни и смерти. Своеобразным рубежом, обозначившим изменение в мировоззрении поэта, стали годы, проведенные им в Михайловском (18241826 гг.). Михайловское творчество в полной мере отразило духовную эволюцию Пушкина. Центральным произведением, созданным «в тиши деревенского уединения», стала трагедия «Борис Годунов», которую сам автор считал «наиболее зрелым плодом своего гения». Наиболее важными в этом смысле являются образы монахалетописца Пимена и Юродивого, которых традиционно считали «выразителями безошибочного нравственного чутья народа». Объявление: Как известно, созданию трагедии предшествовало чтение и изучение Пушкиным «Карамзина да летописей» [XII, 211212]4. В карамзинской «Истории государства Российского» его привлекло Смутное время рубежа XVI XVII веков. «Злободневно, как свежая газета!» — отозвался Пушкин о Х и XI томах, вышедших в 1824 году [там же]. «Год. в монастыре. Толки князей — вести — площадь, весть о избрании. [Год. Юродивый]. — Летописец. Отрепьев. — бегство Отрепьева». [VII, 289] Историограф при написании данной главы часто цитирует книгу Джайлса Флетчера «О государстве русском». В своем сочинении английский посол отмечал, что кроме монахов, русский народ особенно чтит юродивых, так как «блаженные, подобно пасквилям, указывают на недостатки знатных, о которых никто другой и говорить не смеет.» Флетчер запомнил Василия Блаженного, который «решился упрекнуть царя в жестокости». Значит, юродство в то время было довольно заметным явлением. Карамзин после кратких сведений о московском юродивом, который «торжественно злословил Бориса», сообщает: «Уверяют, что современник Иоаннов, Василий Блаженный, подобно Николе Псковскому, не щадил Грозного и удивительною смелостью вопил на стогнах о жестоких делах его». Следуя своему первоначальному замыслу, Пушкин не мог оставить без внимания эти факты. Перед ним оказалось три имени и образа юродивых: Иоанн, или Большой Колпак, Василий Блаженный и Никола Псковский. Николай, Христа ради юродивый псковский, прозванный Салос, упоминался Карамзиным в IX томе «Истории», где говорилось о царствовании Ивана Грозного. Вероятно, Карамзину были известны сохранившиеся в народе предания об этом блаженном (их варианты он приводит в примечаниях). Житие же Николы Салоса (юродивого) в подробностях не известно. Местночтимым ростовским святым был и блаженный Иоанн, имя которого встречается в «Истории государства Российского». Сведения о нем в основном тексте скудны. Коекакие подробности содержались в одном из авторских примечаний: «3 июня 1589 года скончался в Москве с именем Святого, Иоанн Юродивый, прозванный Большим Колпаком и Водоносцем. Он родился в Вологде, с юных лет изнурял себя постом и молитвою, носил на теле кресты с веригами железными, на голове тяжелый колпак, на пальцах многие кольца и перстни медные, а в руках деревянные четки». Легенда донесла эпизод обличения Иоанном сильных мира сего. Так, встречаясь с Борисом Годуновым, блаженный будто говорил вслух: «Умная голова, разбирай Божьи дела, Бог долго ждет, но больно бьет». Работая над третьей частью своей трагедии, Пушкин решил непременно ввести в нее образ Юродивого. Он тщательно пытался найти дополнительные факты в «ЧетьихМинеях», которые стали для него в Михайловском «настольной книгой». Поэтому в августе 1825 года он в письме В.А. Жуковскому просил: «<...> Нельзя ли мне доставить или жизнь Железного Колпака, или житие какогонибудь юродивого. Я напрасно искал Василия Блаженного в ЧетьихМинеях. — а мне бы очень нужно.» [XII, 211212]. Так Большой Колпак юродивого Иоанна трансформировался в сознании Пушкина в Железный. (Хотя в «Иконописном Подлиннике» и на иконах блаженный изображался в одежде наподобие халата — »пуговицы до подолу» — с капюшоном — «колпак велик»). В конце августа — начале сентября, приводя замечания Карамзина по поводу работы Пушкина над «Борисом Годуновым», П.А. Вяземский писал поэту : «Карамзин <...> хотел отыскать для тебя железный колпак <...> Житие Василия Блаженного напечатано особо <...> Карамзин говорит, что ты в колпаке немного найдешь пищи <...> Все юродивые похожи !» [ХШ, 224] В результате Юродивый в трагедии «Борис Годунов» оказался в «железном колпаке», да и имя его — Николка Железный Колпак — явилось соединением имен Николы Псковского и Иоанна Большого Колпака. Он появляется только в одной сцене — «Площадь перед собором в Москве». Но именно эта сцена является кульминацией пьесы. Николка выходит на площадь в тот момент, когда в соборе произнесли анафему Гришке Отрепьеву, а убитому царевичу — вечную память. Авторская ремарка поясняет, что он — «в железной шапке, обвешаный веригами, окруженный мальчишками» (налицо — все внешние атрибуты юродства). Юродивый в этой сцене напоминает безобидное малолетнее дитя: говорит о себе в третьем лице («Взяли мою копеечку; обижают Николку!»), плачет от обиды; поет песню, основанную на только ему понятных ассоциациях («Месяц светит,// Котенок плачет,// Юродивый, вставай,// Богу помолися!») [там же]. И в этом сказалось глубокое знание автором сущности юродства: детям и блаженным чужды лицемерие и расчет («Глупый да малый правду скажут»). Юродивый у Пушкина выразил не только внешнюю сторону подвига юродства (вериги, железная шапка, соответствующее поведение), но и отразил, что наиболее важно, глубинную духовную его основу — прозорливость и беспристрастность к людям, сказывающиеся в обличении тайных грехов и явных беззаконий. Вот из собора выходит царь. Юродивый, продолжая плакать, жалуется ему: «Борис! Борис! Николку дети обижают». Одновременно жалоба на мальчишек превращается в обвинение самого Годунова в преступлении: «Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича». О кровавом преступлении в Угличе говорят, но между собой, Воротынский и Шуйский в 1й сцене; монахлетописец Пимен рассказывает об этом Григорию в келье Чудова монастыря («О страшное, невиданное горе! // Прогневали мы Бога, согрешили: // Владыкою себе цареубийцу // Мы нарекли»); народ же вообще верит, что царевич жив («Вечную память живому! Вот ужо им будет, безбожникам»). Только Борис, оставаясь наедине с самим собой, понимает причину того, почему нет покоя в его душе: «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста». Одно из основных значений образа Юродивого в трагедии заключается в том, что слова Николки озвучили внутренний голос Годунова. А в этой ситуации никто, кроме блаженного, не смог бы стать таким грозным обличителем не только поступков (как у Карамзина), но и совести преступного властителя. Это не просто смелость или вызов в мирском понимании. Это — особенный дар Сохраняя внешнее спокойствие, Борис просит Николку помолиться за него, на что Юродивый уже вслед уходящему царю восклицает: «Нет, нет! Нельзя молиться за царя Ирода — Богородица не велит». [VII, 78] В последней фразе о царе Ироде проявилось не только обличительное начало юродства, но и его заступническая миссия. Николка Железный Колпак у Пушкина заступается за убиенного маленького царевича и как за законного наследника престола, и как просто за погубленное дитя. В связи с этим, повидимому, не случайна замена фразы «Христос не велит» в черновике на беловое — «Богородица не велит». Богородица, Богоматерь, как известно, всегда была «Вечной заступницей» и воплощением святого материнства. Юродивый в «Борисе Годунове» — вымышленный герой. Однако в короткий момент его появления в трагедии (в печатном тексте вся сцена — менее трех страниц) поражает не только точное отражение Пушкиным сущности этой формы христианского подвижничества, но и правдивого отношения к нему в обществе. Интересно, что мальчишки, окружавшие Николку, дразнят и смеются над ним («юродивый живет среди людей, терпя от них и поношения, и поругание, и побои»). Бояре, сопровождавшие царя, пытаются прогнать Юродивого, называя его «дураком». Старуха из народа заступается за «блаженного». Для царя Бориса он — «бедный Николка». Отметим, что между Годуновым и Юродивым завязывается только им понятный диалог: это иносказательный разговор грешника и «тайнозрителя, ясновидца». Поэтому так важен эпитет «бедный», адресованный Борисом Юродивому. (Ср. в черновике — обобщенно: «Юродивый» и «бедный Юродивый» [VII, 298]). Пушкину необходим был этот своеобразный «перевернутый образ», чтобы осуществить не только цензурные и политические цели (какие прежде видели в нем) — «спрятаться под колпаком юродивого», но и цели духовнонравственные. Именно в уста убогого Николки автор вложил одну из главных идей трагедии: власть, доставшаяся преступлением, чужда Богу и народу. Только Юродивый мог быть одновременно «одним из избранных, чьими устами Господь изрекает свою волю» и «выразителем безошибочного нравственного чутья народа». Это очень важный образ для Пушкина, так как впервые в его творчестве поступки исторических лиц оценивались с позиций религиозной нравственности. Суд истории оказывался Божьим Судом. Пушкин точно понял, что в юродстве, говоря словами прот. В.Зеньковского, «сильна жажда утвердить и в отдельном человеке и в мире примат духовной правды», «от него веет подлинным религиозным вдохновением, перед которым склоняются все». Образ Юродивого в «Борисе Годунове» стал настолько близок, что во многих житиях и иконах XIX века Иоанну Московскому (Большому Колпаку) приписывался «большой железный колпак». Один из исследователей писал: «Поэтическая вольность Пушкина вошла в исторические исследования о блаж. Иоанне. Тут стали говорить о его железном колпаке, добавляя, что этот колпак утрачен из собора в 1812 году». Таким образом, пребывание в Михайловском оказалось плодотворным не только для Пушкинапоэта, но и спасительным для него как человека (Ю.М. Лотман). В душе поэта протекал глубинный духовный процесс («Духовной жаждою томим...»). Откровением духовного пути, вероятно, и стал для Пушкина в Михайловском Николка Железный Колпак — исторически и художественно осмысленный образ юродивого Древней Руси. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|