Психологические модели обучения как ключевое звено образовательного процесса Автор: В. А. Кольцова
Безусловно, в современной России в условиях переживаемых ею кардинальных преобразований во всех сферах жизнедеятельности общества, которые предъявляют высокие требования к человеку и его профессиональной подготовке, общему гуманитарному развитию, проблема обучения приобретает особое значение. Это в свою очередь предполагает разработку и использование в вузовской практике подготовки специалистов наиболее перспективных моделей обучения, отвечающих запросам времени, как это неоднократно говорили сегодня, построенных с учетом психологических механизмов умственного развития обучающихся и реализующих инновационные формы и методы образовательного процесса.
В психологической литературе выделяется ряд психологически ориентированных моделей обучения: свободная модель, диалогическая модель, личностная модель, развивающая модель, активизирующая модель, формирующая модель и другие. Каждая из них имеет определенное преимущество и направлена на развитие тех или иных сторон ментального опыта обучающихся. Следует оговорить, что большинство из указанных моделей сконструированы и апробированы применительно к практике школьного обучения, но основные принципы их организации применимы и к процессу обучения в вузе. Свободная модель получила наибольшее развитие в зарубежной и, прежде всего, американской системе школьного и вузовского образования. В качестве ключевого психологического основания ее авторы — Штаймер, Умбе, Симберман и другие, используют принцип свободы индивидуального выбора. Являясь по сути своей гиперальной моделью обучения, она характеризуется максимальным учетом и активизацией, прежде всего, внутренней инициативы обучающихся. Согласно этой модели учащийся сам определяет интенсивность и продолжительность своих учебных занятий, последовательность изучаемых тем и курсов, самостоятельно планирует учебную нагрузку и выбирает соответствующие средства обучения. Отсюда вытекают определенные формы организации учебного процесса. Это отсутствие жесткой системы педагогического воздействия, поощрение инициативы обучающихся относительно содержания и способов обучения, отказ от единых общеобразовательных стандартов и какихто закрепленных и принятых учебных программ, от контроля и оценки знаний учащихся. Активными поборниками введения этих принципов в практику как школьного, так и вузовского обучения являются представители очень популярного и авторитетного в современной психологии направления — гуманистической психологии, в частности Карл Роджерс и Джерон Фрейберг.
Так, согласно Роджерсу, существует два типа учения: учение осмысленное и учение бессмысленное. Так вот учение бессмысленное или учение первого типа, под которым понимается традиционная система обучения, характеризуется им как принудительное, безличностное, интеллектуализированное, оцениваемое не самим обучающимся, а педагогом и направленное на усвоение значений.
Предлагаемое им учение второго типа определяется как свободное, самостоятельно инициируемое, личностно вовлеченное и влияющее на всю личность, оцениваемое самим обучающимся и направленное на усвоение смыслов. При этом кардинально меняется роль педагога. Он выступает в модели Роджерса не как руководитель процесса обучения, управляющий ходом усвоения знаний и оценивающим его результат, а как фасилитатор учения, призванный создать благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного усвоения знаний, активизирующий и стимулирующий любознательность и познавательные мотивы учащихся и групповую учебную деятельность, поддерживающий проявление тенденций к сотрудничеству и предоставляющий им разнообразные учебные материалы.
Вот такой способ организации обучения характеризуется Роджерсом как наиболее прогрессивный, перспективный и определяется как человекоцентрированный, т. е. центром согласно Роджерсу является сам обучающийся с его интересами, запросами и задачами. Роджерс убежден, что творческая личность воспитывается только в переисполненной любви, безоценочной и поощряющей среде. Он подчеркивает, что жесткость и тотальность контроля за учебной деятельностью учащихся, ее регулирование и балльная оценка знаний создает среду обучения, которая подавляет учащегося и доминирует его творческие проявления.
Ради решения главной задачи, т. е. формирования творческой самостоятельно мыслящей личности, сторонники Роджерса готовы пойти на допущение к своим словам некоторого организационного хаоса, который, по их мнению, в то же время не повредит процессу обучения, если помнить ради чего оно осуществляется — ради блага человека. При этом Роджерс выделяет две причины, препятствующие широкому использованию данного метода обучения.
Вопервых, не подготовленность основной массы педагогов к осуществлению такого свободного обучения. Проведенное его сотрудниками изучение показало, что учителя обладают достаточно низким уровнем фасилитаторских способностей. И только 10% из общего числа учителей относится к учителямфасилитаторам.
Вторая причина сопротивления инновационным тенденциям в области образования, по мнению Роджерса, кроется в особенностях общественного устройства, ибо, как он утверждает, подлинно демократические преобразования в сфере обучения представляют угрозу авторитарному способу бытия. Совершенно, безусловно, конечно, достоинством вот такой модели свободного обучения является апелляция к внутреннему потенциалу обучающегося, поддержка и развитие субъектной активности. Но не приведет ли спонтанность в организации обучения к утрате системности получаемых при этом знаний. Более того, при условии предоставления обучающемуся безграничной свободы действий и произвольного варьирования в соответствии с его интересами содержания учебных программ, учебных занятий возникает риск воспитания некоего интеллектуального иждивенца, который не способен осуществлять напряженную продуктивную мыслительную работу и решать задачи, которые будут ставить перед ним жизнь и будущая профессиональная деятельность. Такие отголоски данных принципов достаточно четко проявились, в частности, и в нашей реальной действительности и воплотились в широкую дискуссию между сторонниками и противниками обязательных стандартов школьного обучения, которая разворачивалась в 90е годы и периодически возобновляется и в последующие периоды.
Принцип освобождения от стандартизованных и типологизированных схем образовательного процесса, по сути, лежит также в основе диалогической модели обучения. Ее авторы, Библер, Курганов, исходят из идеи непредсказуемости и самобытности индивидуального развития личности, что приводит их к выводу о необходимости использования индивидуально адаптированных программ и средств обучения, включая возможность самостоятельного домашнего, как они называют — «одинокого», обучения с помощью книги. Особое внимание при этом уделяется созданию условий для индивидуального интеллектуального творчества, освоения учащимися культурных основ человеческого познания, развития диалогизма, как главной характеристики человеческой мысли посредством моделирования диалога культур, диалога идей, диалога знания и незнания и т. д. Учебники предлагается заменить оригинальными текстами различных культур. Соответственно обосновывается целесообразность отказа от единой программы и традиционной балльной оценки знаний.
На активизацию познавательных потенциалов учащихся направлены: развивающая (авторы — Эльконин, Давыдов, Репкин), личностная (Замков, Зверева, Огинская, Нечаева, Амонашвили), активизирующая (Матюшкин, Скаткин) и другие модели, ориентированные на формирование у учащегося дедуктивного мышления, рефлексивных аналитических способностей, организация обучения на высоком уровне трудности, создание у обучающихся на основе освоения сложного теоретического материала целостной научной картины мира. Методика преподавания отвечает принципам многогранности, направленности на развитие разных сторон личности у учащегося, процессуальности, поэтапного усложнения изучаемого материала и проблемности, осуществляемой посредством использования в обучении метода коллизий и проблемных ситуаций.
В отличие от свободных моделей формирующая модель обучения предполагает, наоборот, целенаправленное управление процессом формирования знаний и умений на базе специально созданной педагогом ориентировочной основы действий и строгой алгоритмизации процесса отработки всех этапов ее освоения. При этом творческая деятельность рассматривается авторами этой модели (Гальпериным, Талызиной, Калошиной и другими) также в качестве нормативного планомерно осуществляемого процесса.
Таким образом, все указанные модели могут быть классифицированы с точки зрения двух критериев. Первое — это свобода индивидуального выбора учащегося. Второе — это характер управляющих педагогических воздействий. Если свободная модель отвечает критериям «максимум свободы субъективного выбора и минимум управляющего педагогического воздействия», то формирующая модель представляет прямо противоположный вариант. Остальные модели занимают промежуточные позиции.
Но, несмотря на выявленные различия, всетаки все эти рассмотренные модели имеют некое общее семантическое, включающее апелляцию к познавательным потенциалам обучающихся, расширение их ментального опыта и развитие их творческих способностей, поиск наиболее эффективных способов усвоения знаний. Обобщение наиболее конструктивных идей, содержащихся в разных моделях обучения, позволяет выделить ряд основополагающих принципов организации процесса обучения.
Вопервых, это целенаправленность процесса обучения. Педагог, безусловно, должен четко представлять цель педагогического воздействия и руководствоваться ею как основным внутренним, не внешне заданным, а внутренним нормативом организации процесса обучения. В качестве такой конечной цели процесса обучения в вузе может быть определено формированием интеллектуальной и профессиональной компетенции и всестороннего развития личности будущего специалиста.
В этой связи возникает второй принцип — принцип системности обучения. Задача образования вооружить учащегося целостной системой знаний как профессиональной так и общегуманитарной сфер, что в свою очередь требует организации в обучении культурологического и комплексного подхода, осуществления широких междисциплинарных, межпредметных связей. Очевидно, что принцип системности вступает в явное противоречие с принципами спонтанности и свободы обучения, которое отстаивается Роджерсом и его коллегами.
В третьих. Реализация принципа субъектности обучения. Процесс усвоения знаний может быть успешным только при условии максимальной вовлеченности учащегося в учебный процесс, активизации познавательных интересов, развития творческих способностей. В работах отечественных психологов (Угодского, Рубинштейна, Леонтьева и других) сформулирована модель человекадеятеля, концепции психического как творчески преобразующей, а не пассивно приспособительной деятельности, поставлена задача формирования личности как творческого субъекта деятельности. Но соответственно это предполагает: реализацию в обучении совокупности дидактических приемов, осуществления проблемности процесса обучения, установление связей теоретических знаний и практического материала, создание у обучающихся соответствующих мотивационных установок и стимулирование их познавательных интересов, учета индивидуальных способностей учащихся и использование поддерживающих и поощряющих приемов и способов педагогического воздействия, реализации в процессе обучения диалогичности, совместной познавательной деятельности учащегося, поддержание в учебном коллективе атмосферы доброжелательности и доверительного общения педагога и учащегося. Центральной фигурой процесса обучения, безусловно, должен выступать человек с его способностями и потенциалами интеллектуального и личностного развития.
В этом плане я хотела бы возразить уважаемому М. П. Карпенко, поскольку способности он предлагает нам измерять на основе IQ. IQ измеряет исключительно уровень интеллектуального развития. Для измерения, тестирования способностей есть в психологии специальные процедуры. И, конечно, подмена понятий, казалось бы, не очень значимая, не допустима, потому что она приводит к чрезвычайно серьезным выводам относительно уровня талантливости, уровня способности той или иной нации, а это в общемто некое идеологическое включение. Поэтому, конечно, мы должны говорить о способностях, о развитии творческого потенциала личности, но делать это достаточно корректно и грамотно.
Принцип гибкости обучения направляет мобильную адаптацию и оперативное реагирование образовательной системы на динамические преобразования научнотехнической и социальноэкономической сферах, что особенно важно для современной России, нашей отечественной системы образования, которая развивается в условиях изменяющегося общества. Причем, надо отметить, что гибкость относится к структурному, содержательному и технологическому аспектам учебного процесса. В ряду конкретных направлений реализации этого принципа важное место занимает формирование у студентов навыков работы с новыми информационными технологиями.
Принцип центрированности на знаниях означает переход от простого усвоения информации к формированию у студента, прежде всего, умения учиться. Это гораздо более значимо, чем просто навык получения информации. Способность к самостоятельному поиску знаний и применение их для решения практических задач. Он включает также создание у обучающихся установки на непрерывное повышение своего образовательного уровня, постоянную модернизацию своих знаний и умений, что диктуется динамичность развития современного мира. Особо следует также выделить такой важный принцип обучения как обеспечение профессиональной культуры педагогического воздействия и личностного роста педагога. Как отмечает Ушинский, «только неординарная личность способна оказывать эффективное педагогическое влияние». Уместно также в связи с этим вспомнить слова Гете, который, оценивая уровень учителя, писал: «Тех, у кого мы учимся, правильно называют нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя».
Наконец, важным принципом обучения является единство обучения и воспитания. Каждая лекция, каждое семинарское или практическое занятие должны быть ориентированы не только на расширение знаний и интеллектуальное развитие студентов, но также на формирование тех или иных сторон их личности, на формирование их социальной позиции, коммуникативной культуры, чувства гражданской ответственности, высших культурных ценностей. И это особенно важно в современных условиях, характеризующихся возникновением в обществе состояния аномии, т. е. некоего дистанциального кризиса, когда искусственно обесценено традиционное для нашей культуры и все еще четко не сформулирована новая система ценностей и моральных регуляторов поведения. В этих условиях перед вузом стоит задача формирования не только высокопрофессионального, подготовленного компетентного специалиста, но и социально зрелой, духом богатой и самостоятельно мыслящей личности.
Задача педагогического воздействия была четко и емко определена русским педагогом Н. И. Пироговым — сделать нас людьми. Поясняя эту свою мысль, он писал о том, что, прежде всего, необходимо воспитать «внутреннего» человека, раскрыть его сущностные силы, его духовный мир, а уже затем формировать «наружного» человека, т. е. носителя знаний, умения, навыков.
Представляется, что предложенные принципы могут составить основу компетентностной модели интеллектуальной, личностной и профессиональной подготовки студента вуза созвучной современным требованиям времени и тенденциям развития современного общества, превращающегося в общество знаний. Следует отметить, что указанная модель в настоящее время успешно реализуется в деятельности психологического факультета нашего университета.
|