Болонский процесс |
Болонский процесс и система высшего образования в РоссииАвтор: З. В. ИвановскийЯ свою теоретическую часть доклада упускаю изза недостатка времени. Но мне хотелось бы обменяться мнениями по поводу интеграции России в Болонский процесс и в чемто продолжить выступление профессора В. Л. Абрамова, который очень подробно об этом рассказал на примере своего института. Сегодня уже говорили, в частности С. И. Плаксий, что у образования не только рыночная функция, но еще важность разработки стратегии образования. Я бы сказал, не только стратегии, но и миссии, т. к. образование несет очень большую роль при формировании гражданских позиций и т. д. Поэтому задача не сводится просто к эффективности. Что касается Болонской декларации, то я не буду говорить о глобализации. Понятно, декларация уже подписана, а 2010 год совсем скоро, поэтому вся дискуссия о том, входить нам или не входить, уже фактически в прошлом. Сейчас надо подумать, как туда войти, т. к. «гладко было на бумаге, но забыли про овраги». Тут есть свои проблемы и свои сложности. Я посмотрел, какие основные копья ломаются по поводу интеграции России в Болонский процесс. Прежде всего, двухступенчатость образования и как на нее перейти. Бакалаврмагистр. Что делать? Мне кажется, что это не самая сложная проблема. Можно вообще механически добавить полгода и назвать специалистов магистрами, поскольку магистратура не предполагает только теоретическое обучение. Есть еще и прикладная магистратура и т. д. На самом деле, это не столь сложно. Система зачетных единиц, о которых говорят, европейская система не настолько уж и сложная. В МГИМО успешно используется. Я лучше знаю вузы, которые мне ближе по моей специальности, у них даже тройная система оценок: наша традиционная, дальше — европейская система и дальше рейтинговая оценка. Из 100 баллов 60 считается — положительная оценка, а дальше возможны вариации. Единственная проблема, поскольку европейская система требует, чтобы отличных оценок было не более чем 10%, и далее все расписано. Это нужно выполнять. У преподавателей МГИМО свои проблемы, поскольку у них 60% набора — медалисты. У них проблема, как быть, т. к. отличных оценок можно поставить только 10%. Вот они оговорили. В большинстве вузов, негосударственных особенно, такая проблема не стоит, я думаю. Поэтому это тоже не столь сложно. Объявление: Большие дискуссии относительно степени доктора. Тоже я не вижу никакой проблемы. Мы назовем своих кандидатов докторами, они по уровню примерно соответствуют, а докторскую степень назовем какнибудь иначе, это будет надболонская структура, нам никто не мешает быть выше. Тоже проблемы особой не видно. Модульная система у нас тоже вводится, правда, мы вкладываем другой смысл. У нас модуль — это сжатый предмет. Либо модуль, как система промежуточного контроля. То есть, мы разбиваем политологию на 4 модуля. После каждого они чтото делают, сдают, а мы говорим, что у нас модульная система. На Западе модульная система скорее межпредметная. Посмотрим на систему образования США — эклектичное, бессистемное, гибкое, основанное на законах рынка, предполагает возможность многократной смены профессии, индивидуалистично, при жесткой конкуренции среди студентов и преподавателей, сохраняет конфиденциальность (сохранение ноухау — попробуйте прийти к комуто на урок!). Малое количество аудиторных занятий, самостоятельная и творческая работа. Другое отношение к преподавателям студентов. Если у нас преподаватель всегда прав, то там — «мы вас нанимаем». После каждого семестра проводится рейтинг. А так вас нанимают на определенное предоставление услуг. Европа гдето ближе к российской системе, но эта Болонская декларация — это уступки европейцев в условиях рынка образования, т. е. приближение европейской системы к образованию в США. В России, хотим мы или не хотим, мы уже вступили в Болонский процесс, и надо нам адаптироваться. Мне кажется, главное, чтобы не было адаптации по принципу шоковой терапии или по принципу вступления в ВТО, так как какието отрасли рухнут. Видимо, надо вступать медленно, постепенно, модифицировать свою систему, сохранив какието свои достижения, системность и т. д., и постепенно адаптироваться. Основная проблема, которую я вижу: у нас перевернутая пирамида. Если в американских вузах только 20% обязательных предметов и 80% селективных, то у нас наоборот. А в маленьких вузах фактически 100%, не будем кривить душой, у всех у нас есть расписания — у нас расписание делает деканат и вывешивает его в коридоре. Там нет понятия — расписание. Каждый преподаватель объявляется свой курс, и студенты к нему записываются. Каждый курс стоит столькото зачетных единиц или крестиков. И студенты выбирают сами, к кому им пойти и сколько набрать. Посмотрим на нашу реальную почву, особенно на негосударственные вузы, вот вы представьте, насколько возрастет стоимость обучения, если вы будете читать лекцию не 120–200 человекам, а будете работать индивидуально с каждым студентом. Это дополнительные финансовые затраты. Ошибочное мнение: грядет сокращение аудиторных часов. На Западе часов мало. Мы войдем в Болонскую систему, у нас будут самостоятельные работы, а преподаватели будут без работы. Ничего подобного. Число преподавателей увеличивается при этой системе. Почему? Потому что я сам работал в американских университетах. У меня было 4 часа в неделю аудиторных, а дальше то, что я называю «поликлиника», т. е. я сижу в кабинете. Студенты сидят в коридоре и по одному ко мне приходят. И я час — полтора, сколько кому нужно, с ними беседую. Абсолютно все на индивидуальной основе, соответственно. Следующая проблема, о которой я упоминал: у нас три вещи, абсолютно между собой не связанные. Наука — сама по себе. Преподавание — само по себе. Бизнес и рынок — сами по себе. У нас образование абсолютно не интегрировано. Все считают, что основная программа — интеграция образования и науки. Понятно, что сейчас все профессора из Академии наук гдето преподают, но всетаки у нас университеты не являются в основной своей массе научными крупными исследовательскими центрами. Экономическая проблема. Самая важная. Мы знаем, какое у нас государственное финансирование в государственных вузах, где наши друзья и коллеги работают. У нас очень низкая платежная способность населения. То есть, в негосударственных вузах мы не можем поднять плату за образование. Просто никто к нам не пойдет, потому что просто нет денег. В России за 15 лет высшее образование стало массовым. А, учитывая демографическую яму, учитывая большое количество негосударственных вузов, практически у нас любой человек может получить высшее образование. Такой проблемы в общемто нет. Что у нас сейчас происходит? Сейчас пришло «поколение пепси». Так случилось, что я 20 лет не преподавал, потом вернулся к этой деятельности. Жизнь изменилась. Я сравнивал нынешних студентов со студентами 20летней давности, которые читали 100 страниц в день художественной литературы, из них 50 страниц — на иностранных языках. А теперь надо чтото изобретать, приводить какието примеры. Они просто не понимают. У них связи нет, не замыкаются ни на классике, ни на музыке. Надо приводить примеры только из телевидения, рекламы, иначе им просто непонятно, о чем речь. Тоже очень сложно. Необходим плавный переход от традиционных лекций, семинаров именно к индивидуальному обучению. И еще важная проблема — возник негосударственный сектор высшего образования. Я абсолютно согласен с Игорем Михайловичем, который об этом и говорит и пишет, что нет плохих типов вузов — государственных или негосударственных. Нельзя говорить, что одни вузы лучше, другие — хуже. Есть конкретные хорошие вузы. Есть конкретные плохие вузы. Если в какомто техническом вузе открывают факультет иностранных языков, я не думаю, что он лучше, потому что этот вуз государственный. Грань между государственными и негосударственными вузами стирается. Думаю, что в ближайшее время она исчезнет, потому что государственные тоже переходят на платную форму обучения, а конкуренция усиливается, и мы в невыгодном положении. Почему? Потому что государственные вузы получают какоето финансирование, имеют здания, имеют дотации. И на этих площадях они учат платных студентов. А мы должны платить за все. И уже сегодня говорили о новых налогах, что очень сложно. Очень актуальна проблема автономии вуза. Автономия имеется в виду, как финансовая? Да? Понятно, у нас Россия — страна с особым менталитетом. Российская ментальность требует государственного контроля. Я с ужасом думаю, что если бы у нас не было Министерства образования, не было ВАКа и не было госстандартов, не было бы ничего, то во что превратилось бы образование. Значит в исторических условиях все это нужно. Какойто государственный контроль. Единый диплом государственного образца и прочее. Но в то же время мы страшно зарегулированы: шаг влево, шаг вправо и дальше нельзя. Вы возьмите выпускника любого вуза. Их учат по одинаковым учебникам, по одинаковым программам и т. д. Нет в Англии министерства образования. Там Стэнфорд с Гарвардом не согласуют учебные программы. Они работают на какогото конкретного, индивидуального потребителя. Наверное, нам нужна большая автономия не только с точки зрения финансовой. Нам и так денег никто не дает. Мы вынуждены сами решать свои проблемы. А автономия нужна как раз в плане содержания обучения. В плане подготовки специалистов. В плане индивидуализации, чтобы один институт резко отличался от другого, чтобы у нас была большая специализация, чтобы мы готовили какихто уникальных специалистов, которых не готовят на таком же факультете в соседнем вузе. Тогда на них будет спрос. Тогда будет штучный товар. Очень важен зарубежный опыт общественной аккредитации. Мы знаем, как трудно пройти аккредитацию. Мы ее регулярно проводим, проходим раз в 5 лет и т. д. Но всетаки на Западе аккредитация общественная. Там участвуют работодатели. Участвуют представители государства, министерств, независимые эксперты и т. д. И, учитывая вот эту конкуренцию, она будет не легче, будет труднее. Потому что жесткая конкуренция среди студентов, среди преподавателей и среди вузов вот за это узкое пространство. Тут тоже очень важный этап. Но, я думаю, что тогда мы будем знать, чего стоит рейтинги, которые вывешивают в метро, которые мы читаем. Но мыто между собой знаем. Или знаем, откуда студенты перебегают и к кому. Если уходят от нас, то куда уходят и почему. Чтобы эти рейтинги были действительно объективными, чтобы они не покупались, чтобы не фальсифицировались, для этого и нужна такая общественная аккредитация. Я с этого начинал и этим хочу закончить. Образование — это еще и рынок. Перечисленные проблемы показывают, почему мы боимся, что сбегут наши специалисты, сбегут лучшие студенты и т. д. Но если мы будем конкурентоспособными (вообще зарубежные вузы зарабатывают огромные деньги на студентах), тогда к нам поедут учиться, но не те, которые раньше по профсоюзным путевкам и т. д., а в реальных рыночных условиях, за свои деньги к нам придут, и мы тоже будем на этом зарабатывать. Мы, как система высшего образования. Поэтому когда говорят, что Болонская система ведет к какомуто снижению уровня и т. д., я думаю, что это не так. Нам есть над чем работать. И никто нам не мешает быть лучше. Никто не говорит, что это какойто стандарт. Мы можем быть выше. Может быть иначе и т. д. Можем сохранить свою индивидуальность. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|