Выпускник негосударственного ВУЗА |
Модель компетенций выпускника негосударственного ВУЗААвтор: И. В. ЕгороваПовышение качества образования является одной из важных задач не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и переосмыслением цели и результата образования. Приоритетной задачей современного образования в любом из его секторов как государственном, так и негосударственном, является обеспечение подготовки выпускников адекватной многофункциональной, все более усложняющейся деятельности современного человека с высшим образованием. Перед системой образования стоит цель оказать помощь учащемуся, студенту в формировании и развитии у него высоконравственного интеллекта, способного к эффективной индивидуальной и коллективной профессиональной и общественной деятельности. Система образования должна отвечать на растущее разнообразие общества и внешнего мира через растущее разнообразие своих образовательных программ, способность своих выпускников решать растущее количество сложных задач, проблем и их систем. В настоящее время вузы столкнулись с необходимостью разработки модели выпускника, по которой настраивался бы весь образовательный процесс. В основе большинства современных моделей лежит понятие «ключевые компетенции». Понятие компетенции трактуется поразному. Наиболее часто встречается определение компетенции как общей способности человека мобилизовать в ходе профессиональной деятельности приобретенные знания и умения. В данном контексте речь идет о компетенциях политических, социальных, касающихся жизни в поликультурном обществе, определяющих владение устным и письменным общением, связанных с возникновением общества информации, реализующих способность и желание учиться на протяжении всей жизни, что служит основой непрерывной профессиональной подготовки. В другой трактовке компетенции — это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретаются во всех типах образовательной практики: формальной и неформальной. Объявление: Компетенции можно рассматривать как меру образовательного успеха личности, проявляющегося в ее собственных действиях в определенных профессионально и социально значимых ситуациях. В комплексе эти трактовки можно объединить в модель компетенций. Модель компетенции, основанная на примерах личности, лежит в основе подходов (особенно в образовании), придающих особое значение развитию моральных, духовных и личных качеств человека. Она может привести к заключению, что каждому человеку природой уготовано свое место в жизни и в профессиональной сфере. Модель компетенции решения задач до недавнего времени была господствующей в производственном обучении в большинстве западных стран, особенно в обучении на рабочем месте и развитии умений, требуемых для осуществления трудовой деятельности на конкретном рабочем месте. Она обращает особое внимание на освоение человеком стандартных процедур и операций (посредством изучения процесса труда, методов работы и др.). В основу образовательной программы положен анализ задач и процессов, а также оценка трудностей, с которыми может сталкиваться человек при освоении задач, которые требуется решать на рабочем месте. Образовательная программа и методы оценки позволяют человеку осваивать четко определенный набор умений, практиковаться в их использовании и осуществлять деятельность на их базе, а также решать конкретные задачи. Модель компетенции для производительной деятельности подчеркивает важность достижения результатов и является весьма распространенным подходом к компетенции в профессиях, где деятельность измеряется по результатам продажи, управления проектом или производством. Образовательная программа основана на оценке мотивации и стратегий, используемых для достижения целей. Образование и обучение, основанное на этой точке зрения, в многом рассчитано на способность учащихся учиться самостоятельно. Сильная сторона этого подхода состоит в том, что он может дать возможность тем, кто полагает только на свои силы, научиться очень быстро достигать своей цели. Согласно модели управления деятельность является функцией социального контекста человека, в котором существует некий порядок требований и ожиданий в отношении человека на рабочем месте, которые могут быть взаимосогласованы. Ожидания основаны на требованиях, предъявляемых работодателями, характере выполняемой работы, моделях взаимодействия с другими, законодательной основе, имеющей отношение к выполняемой деятельности, и на других социальных факторах (Приказ..., 2005). Потенциальноактуальный, комплексный включает такие личностные образования, как уровень притязаний, направленность, целеполагание, эмоциональноволевую регуляцию, ценностносмысловое отношение и др. Личностнодеятельностный подход, где цель — «формирование социальных компетентностей в учебном процессе» соотносится с глобальной, центральной целью любой образовательной системы — развитием личности в единстве ее интеллектуального, эмоциональноволевого, и таких ее личностных качеств, как ответственность, свобода, толерантность, гражданственность и др. поведенческого аспектов. Ситуационнопроблемный подход, где организационно управленческая форма образования, нацелена на формирование социальных компетентностей, неизбежно предполагает создание учебных ситуаций различных уровней проблемности. Задачный подход предполагает предварительное моделирование иерархии позиционноролевых задач, включающих решение проблем социального взаимодействия, коммуникативного оформления и направленных на реализацию компетентностей гражданственности, здоровьесбережения. Компетентностный подход обеспечил бы формирование обобщенной модели образовательной программы, что, позволило бы говорить о более широком, чем сегодня, поле деятельности выпускника. Это было бы весьма важно для повышения мобильности молодых специалистов на рынке труда. Компетентностный подход позволяет: вопервых, более четко и обоснованно, на междисциплинарной основе, выделять крупные интегрированные блоки (модули) в реализуемых образовательных программах; вовторых, более гибко привлекать инструментарий обучения, характерный для разных форм получения образования, в единый образовательный процесс на модульной основе; втретьих, вести сравнение различных образовательных программ, условий и процедур их реализации на более широкой содержательной и технологической основах (см.: Belarus, 2005). Компетентностный подход дает возможность «снять» диктат объекта (предмета) труда (но не игнорировать его); положить в основание стратегию повышения гибкости в пользу расширения возможности трудоустройства и выполняемых задач; поставить во главу угла междисциплинарноинтегрированные требования к результату образовательного процесса; ориентировать человеческую деятельность на бесконечное разнообразие профессиональных и жизненных ситуаций. 1. эффективное использование способностей, позволяющее плодотворно осуществлять профессиональную деятельность согласно требованиям рабочего места; 3. интегрированное сочетание знаний, способностей и установок, оптимальных для выполнения трудовой деятельности в современной производственной среде; Компетенции исключают вмешательство в образовательный процесс, методы и технологии обучения; содействуют разработке учебных программ; используются для внутренней и внешней оценки качества высшего образования. Компетенции в общем смысле связаны с социальным взаимодействием, в котором особенно важны навыки сотрудничества и приспособления. Академические компетенции –– это владение методологией и терминологией, присущей отдельной области знаний, понимание действующих в ней системных взаимосвязей. Профессиональные компетенции характеризуются готовностью и способностью целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела; мотодически, организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также самооценивать результаты своей деятельности. Ключевые компетенции являются определяющими и соответствуют условиям реализации, которые не ограничены, не слишком специфичны, а также характеризуются универсальностью. Это — компетенции широкого спектра. Персональные (гуманистические) компетенции — это готовность и способность личности: выявлять, осмысливать и оценивать шансы своего развития, требования и ограничения в семье, профессии, общественной жизни; проявлять собственные дарования, разрабатывать и развивать свои жизненные планы. Персональные компетенции охватывают персональные качества, такие как самостоятельность, самоуважение, надежность, осознанная ответственность, чувство долга, развитие самоосознанной ориентации на ценности. Социальные компетенции включают в себя готовность и способность формироваться и жить в социальном взаимодействии, изменяться и адаптироваться, вырабатывать способность к рациональной и ответственной дискуссии и достижению согласия с другими. Переносимые компетенции –– это способность рассуждать в абстрактных терминах, осуществлять анализ и синтез, решать задачи, адаптироваться, быть лидером, работать как в команде, так и самостоятельно. В структуре ключевых компетентностей должны быть представлены: «компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных; компетентность в сфере гражданскообщественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя); компетентность в сфере социальнотрудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений, навыки самоорганизации); компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.); компетентность в сфере культурнодосуговой деятельности, (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность)». В модели специалиста должны быть предусмотрены три составные части: виды деятельности, обусловленные особенностями нашего века; виды деятельности, диктуемые требованиями профессии, специальности; виды деятельности, обусловленные социальнополитическим строем страны, его духовнонравственной системой (см.: Armstrong, Thompson, Brown, 2004). Третья часть (личностный блок) включает в себя нравственные и мировоззренческие задачи, требования общей культуры. Технология формирования модели включает ряд этапов: создание банка профессиональных ситуаций; определение системы ролей и видов деятельности; знания, умения, навыки для выполнения деятельности; определение личностных качеств, необходимых для эффективного выполнения конкретных видов профессиональной деятельности. В модели выпускника выделяют две главные составляющие: профессиональные знания и личностные качества. При описании «профессиональной» составляющей модели помимо квалификационных требований используются следующие характеристики: компетентности специальная, интеллектуальная, социальноправовая; интеллектуальная инициатива; самоорганизация; саморегуляция. Личностные качества, которыми должен обладать выпускник любого вуза включают: ответственность перед делом и людьми, добросовестность, социопривлекательность, единство слова и дела, широкую культуру, «физическое, психическое и нравственное здоровье, образованность, общекультурную грамотность», креативность, контактность, самоконтроль, самостоятельность. Пять ключевых компетенций, которыми должен обладать специалист: политические и социальные компетенции, такие, как способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов; компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе. Для того, чтобы контролировать проявление расизма и ксенофобии и развития климата нетолерантности, образование должно «оснастить» молодых людей межкультурными компетенциями, такими как принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий; компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией, которые особенно важны для работы и социальной жизни, с акцентом на то, что тем людям, которые не владеют ими, угрожает социальная изоляция. В этом же контексте коммуникации все большую важность приобретает владение более, чем одним языком; компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества. Владение этими технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон и способов к критическому суждению в отношении информации, распространяемой мультимедийными средствами и рекламой; способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни. Специалист, ориентированный на будущее, должен быть готов к созданию нового в сфере своей профессиональной деятельности, а также должен быть способен успешно работать даже в условиях отсутствия в своей базе знаний готовых алгоритмов, проявляя творческое, созидательное мышление в нестандартных ситуациях. Компетентным специалист может быть назван только тогда, когда он полностью отдает себе отчет, как о социальной значимости своей профессиональной деятельности, так и о возможных ее негативных последствиях для природы, общества, мира на земле. Компетентность специалиста –– это проявленные им на практике стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной творческой (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость ее постоянного совершенствования. Перечень компетенций включает в себя следующие компоненты: демонстрация основ знания и истории выбранной области профессиональной деятельности; демонстрация оценивать новую информацию и интерпретировать ее в контексте накопленного знания; демонстрация понимания общей структуры выбранной профессиональной области; демонстрация адекватного использования относящихся к избранной области профессиональной деятельности методик, техник, инструментария, технологии; демонстрация понимания экспериментальной и эмпирической проверки научных требований (см.: Селезнева, 2003). Модель профессиональной компетентности выпускника вуза включает следующие элементы: общие знания; знания по специальности; навыки; профессионально значимые качества личности. Модель специалиста включает профессиональную квалификацию, профессиональные компетенции и ключевые компетенции. В модели специалиста можно выделить две группы качеств личности: обобщенные, т. е. те, развитие которых одинаково важно для любого выпускника университета, и специальные, являющиеся отличительной особенностью специалистов в каждой конкретной профессии. Конкурентоспособная профессиональная компетентность выпускников вузов на рынке труда в свете международных требований может быть достигнута при условии существенных преобразований системы высшей профессиональной школы. Критерием качества подготовки выпускников высших учебных заведений выступает профессиональная компетентность. Одной из характерных черт концепции компетентности человека является повышение роли субъекта в социальных преобразованиях и усовершенствованиях способности его понять динамику процессов развития и воздействия на их ход. Оптимальное сочетание профессионализма и универсализма может обеспечить личности и будущему специа¬листу конкурентоспособность на рынке труда, а вузам — конку¬рентоспособность на рынке производителей образовательных услуг. При этом за основополагающие свойства следует принять: четкость целей и ценностных ориентации; трудолюбие; творческое отношение к делу; способность к риску; независимость; способность быть лидером; способность к непрерывному саморазвитию; способность к непрерывному профессиональному росту; стремление к высокому качеству конечного продукта; стрессоустойчивость. Человек должен получить в институте знания необходимые ему для успешной жизни в постоянно изменяющемся и постоянно рефлексирующем обществе. Главное психологическое условие успешной деятельности в любой области — это уверенность в своих силах. Литература: 1. Приказ Министерства образования и науки от 10 марта 2005г. № 63 «О порядке разработки и использования дистанционных образовательных технологий». 2. Селезнева Н. А. Качество образования: концепции, проблемы. Издво НГУ, 2003. 3. Armstrong S., Thompson G., Brown S. Facing up to Radical Challenges in Universities and Colleges. L., 2004. 4. Belarus: Choices for the Future. National human Development Report. Minsk, 2005. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|