
Образовательные кредиты |
Образовательные кредиты в России: опыт, проблемы, перспективыАвтор: Т. Л. ПоповаПроблема финансирования образования в целом и высшего образования в частности — из числа «вечных». В России финансирование высшей школы осуществляется преимущественно из федерального бюджета. Большинство высших учебных заведений было создано федеральным правительством и, согласно текущему законодательству, учредитель учебного заведения обязан финансировать его деятельность. Однако, как известно, государственного финансирования не хватает для решения даже текущих проблем высшей школы, не говоря уже о давно необходимой модернизации системы высшего образования. В России сегодня на одного учащегося тратится в семь раз меньше, чем в странах с высоким уровнем развития, — доля средств, расходуемых на образование, в составе ВВП примерно в два раза меньше, чем в развитых странах. Материальная база российских вузов изношена, ее необходимо обновлять и развивать — на это требуются огромные ресурсы. Поэтому государственное финансирование сопровождается в последнее время введением платного обучения. В 2006 году на систему высшего образования будет потрачено 70 миллиардов рублей, включая плату за обучение, т. е., 0,25% ВВП. Эту цифру можно сравнить с 1,7% от совокупного ВВП странчленов ОЭСР. В США (государстве, расходующем больше всего средств на образование) на финансирование высшего образования ежегодно тратится 2,7% от ВВП (Аналитический доклад «Кредитование образования», 2006). В российских высших учебных заведениях обучаются почти шесть миллионов студентов, из которых около 40% финансируется государством, а около 60 % российских студентов сами оплачивают свое образование. По исследованиям социологов, готовность семей платить за образование детей в последние годы возрастает: с 45 % в 1998 году до 60 % в 2003 году. Идея перехода на платное образование вызывает серьезное сопротивление. Однако стоит признать, что единственным решением проблемы модернизации высшего образования является расставание со старыми взглядами и сочетание принципов государственного и частного финансирования. Рассмотрим возможные источники негосударственного финансирования: 1. Средства домохозяйств в России, безусловно, являются достаточно ограниченными: быстрый рост доли платного образования в России (с 15% в 1995 г. до 60% в 2004 г.) сталкивается с невысоким уровнем финансовых возможностей российских домохозяйств. Нередки случаи, когда студент покидает вуз изза невозможности продолжать оплату обучения. Россия — не первая и не последняя страна, сталкивающаяся с проблемами перехода от государственного к смешанному варианту финансирования высшего образования. В 90е годы ХХ века высшую школу большинства западноевропейских стран поразил финансовый кризис, во многом связанный с замедлением темпов роста государственной поддержки вузов, сопровождаемое одновременным увеличением численности студентов. За последние 40 лет численность студентов почти во всех западноевропейских странах увеличилась более чем в 10 раз. Произошел переход от элитарной к массовой системе высшего образования, охватывающей ныне в разных странах Западной Европы от 1/3 до 2/3 выпускников средней школы. В разных странах соотношение государственного и частного финансирования высшего образования неодинаково: в Германии, Австрии и Италии доля государственного финансирования в расходах на высшее образование составляет около 90%, в Великобритании, Португалии и Финляндии — примерно 80%, в Дании, Швеции и Ирландии — примерно 2/3, в США и Канаде — 50 % и 73 %, соответственно. Проанализируем эффективность двух систем финасирования высшего образования — американской и европейской. В первом случае за обучение платят в первую очередь студенты — сами или при помощи кредитных организаций; а во вторую — коммерческие спонсоры, государственные и благотворительные организации. Американская система, таким образом, исходит из того, что высшее образование — это товар, продаваемый и покупаемый за деньги и дающий возможность приобретателю найти высокооплачиваемое рабочее место. В европейской системе высшее образование финансируется в первую очередь государством, она исходит из того, что высшее образование — общественное благо, которое гражданин вправе потребовать у общества в порядке борьбы за справедливость. Разные подходы дают и разные результаты: американская вузовская система является одним из главных источников экономической мощи Америки, европейская система — один из главных факторов общего экономического застоя Западной Европы. Показательно, что высшая школа в последнее время является источником мощных социальных потрясений и дестабилизации общества (достаточно вспомнить о выступлениях студентов в Париже). Если вопрос о необходимости частного финансирования высшего образования считать решенным и вернуться к источникам этого финансирования, то наиболее перспективным из них, как показывает опыт, являются образовательные кредиты. Образовательные кредиты являются основной формой финансирования высшего образования в Китае, Швеции, Японии. Многие страны ввели систему образовательных кредитов для того, чтобы минимизировать бюджетные расходы на высшее образование и постепенно перейти к ситуации, когда вузы финансируются в основном за счет взимаемой ими платы за обучение. Так произошло в Австралии, Великобритании, Нидерландах, Новой Зеландии, США. Кредиты студентам для оплаты обучения предоставляются государством, самими учебными заведениями, частными организациями. В двух последних случаях государство, как правило, выступает гарантом возврата кредитов. – во всех остальных случаях получение высшего образования одними людьми оплачивается за счет всех налогоплательщиков, большую часть которых составляют люди, такого образования не имеющие. Предоставление образовательных кредитов обеспечивает большую справедливость, так как в этом случае за обучение расплачивается в будущем получивший высшее образование, а не тот, кто подобного образования не получил, Процент невыплаты студенческих займов существенно различается в разных странах. Считается, что в развивающихся странах возврат 50% займов, предоставленных на цели получения высшего образования, является хорошим показателем. Иногда процент невыплаченных ссуд достигает и даже превосходит 90%. Ярким примером является Новая Зеландия, где 90% студенческих займов не возвращаются заемщиками. Следует заметить, что расширение сферы применения студенческих займов увеличивает процент невозвратов. Так, высокий процент невыплаты студенческих ссуд в США явился результатом предоставления возможности получить гарантированное финансирование студентам профессиональных, коммерческих, и краткосрочных курсов. Существуют три основных причины для невыплаты ссуд: не могу платить, не буду платить, и заплачу позже. Реальный процент невыплаты ссуд, который отражает невыплату со стороны тех, кто действительно не имеет абсолютно никакой возможности платить, а также тех, кто самым нечестным образом просто не желает возвращать долг, низок. Студенты, как правило, задерживают выплаты, если у них низкие доходы. Однако в случае применения такой схемы кредитования, при которой можно отложить выплату долга, пока доход слишком низок, как, например, в случае со студенческими ссудами, возврат которых основан на размере дохода, процент невыплаты ссуд будет радикально еще более низким. Хорошая схема не наказывает людей, которые хотят выплачивать свои долги и возобновят ежемесячные выплаты, как только решат свои проблемы. И всетаки преимущества финансирования высшего образования за счет кредитов учащимся расцениваются во многих странах выше издержек, связанных с введением этого института. К тому же, многие препятствия и недостатки образовательных кредитов могут быть минимизированы в случае, если сама система кредитования будет тщательно проработана. Хорошо разработанные системы займов обладают основными параметрами: • Займы должны быть достаточно большими; Хорошо продуманная система займов должна отвечать трем характеристикам: 1) все студенты должны иметь право на получение займов, как сейчас это реализуется в скандинавских странах, для того чтобы развивать частную ответственность. Объем займа должен быть достаточным для покрытия всех затрат на обучение и проживание, иначе студенты из малообеспеченных семей будут ущемлены в связи с необходимостью работать. Более того, необходимо ввести гибкую систему оплаты, так как ее отсутствие дорого обходится правительству и идет на пользу студентам из обеспеченных семей. Освобождение от платы следует применять только к студентам из малообеспеченных семей, например, в форме грантов, а остальные должны возмещать часть стоимости обучения; В России уже накоплен некоторый опыт по развитию образовательного кредитования. Студенческие займы россиянам сегодня предоставляют такие отечественные и иностранные банки, как Сбербанк России, «Сосьете Женераль Восток», «АБН АМРО Банк» (Нидерланды), «Меткомбанк» (Свердловская область), Сургутнефтегазбанк, «НБД –Банк» (Нижний Новгород), «ЭкспрессВолга» (г. Саратов), «ВУЗбанк» (г. Екатеринбург) и т. д. (Аналитический доклад «Кредитование образования», 2006). Можно выделить следующее разновидности программ образовательного кредитования, существующих в настоящее время в России: • коммерческое кредитование банками — на общих условиях; Однако общее количество выданных кредитов не превышает на конец 2004 г. трех тысяч, что составляет всего 0,05 % от общего числа студентов вузов. Если учесть, что часть кредитов выдана на получение второго высшего образования и повышение квалификации, то эта доля будет еще меньше. Сегодня спрос на образовательные кредиты практически не удовлетворен. При этом потенциальный рынок образовательных кредитов в России, по оценкам экспертов Фонда «Территория будущего», составляет 3,5 млрд долларов (Официальный сайт информационного агентства Regnum). Таким образом, рано говорить о том, что в России начала формироваться система образовательного кредитования. 1. Высокие процентные ставки — до 22% годовых, в среднем — 18–20% годовых (Аналитический доклад «Кредитование образования», 2006). Более низкие ставки, объявленные банками, обычно сопровождаются дополнительными комиссионными банка за открытие и обслуживание счета, перечисления и т. п., что в конечном итоге, доводит ставку до среднего рыночного уровня. При стандартном сроке образовательного кредита 10 лет уплата процентов увеличивает для заемщика заимствованную у банка сумму — в 2–2,3 раза. Ежемесячный платеж при сумме кредита 15 тысяч долларов (с отсрочкой погашения на время обучения) может максимально составлять около 500 долларов, а при кредите в 25 тысяч — 650 долларов. При таком уровне месячных платежей по кредиту заемщику сразу при выпуске из вуза надо получить работу с заработком не менее 1000 долларов в месяц или рассчитывать на помощь своих родственников. Подводя итог анализу развития образовательного кредитования в России, следует отметить, что несмотря на наличие определенного рода проблем, как общих для все стран, так и типичных для современной российской экономики, эта форма финансирования высшего образования обладает большим, не до конца реализованным в настоящее время потенциалом. Для его успешной реализации требуется государственная поддержка, прежде всего — в части тщательной организационной проработки и выбора наиболее эффективных в условиях России схем. Литература: 1. Аналитический доклад «Кредитование образования». Институт Восточной Европы. По заказу Фонда «Новая Евразия». Руководитель проекта В. В. Анашвили. Москва, 2006. Официальный сайт Фонда «Новая Евразия» // http://www.neweurasia.ru 2. Захаров Ю.А., Кабенюк М. И., Лавров А.М., Чеботаревский Ю. В. Привлечение финансовых ресурсов в образование: проблемы, модели, механизмы. Кемерово, 2002. 3. Официальный сайт информационного агентства Regnum // http://www.regnum.ru/news/536296.html 4. Le Grand J., Propper G., Robinson R. The Economics of Social Problems. 3rd ed. L.: Macmillan, 1992. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|