Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Профессиональное туристское образование

Качество профессионального туристского образования и болонский процесс
профессиональное туристское образоване

Автор: А. И. Сеселкин 

Участие России в международной интеграции и, в частности, в Болонском процессе ставит перед российскими образовательными учреждениями задачу применять на практике инструменты и механизмы рыночной экономики развитых стран. К таким общепринятым регуляторам рынка относятся инструменты и механизмы оценки качества.

Подтверждение соответствия качества выполняемых работ (услуг) международным нормам, требованиям, стандартам проводится специализированными организациями, давно и успешно действующими на международном рынке сертификационных услуг, которые сформированы авторитетными органами, действующими на глобальном, межнациональном уровнях (ISO — Международная организация по стандартизации; WTO — Всемирная торговая организация; UNWTO — Всемирная туристская организация; в рамках Болонского процесса — ENQA — Европейская сеть агентств качества в высшем образовании и др.).

Особое место в системе международной сертификации занимают международные стандарты ISO — Международной организации по стандартизации. Такое положение объясняется тем, что ИСО является всемирной федерацией национальных органов стандартизации, каждый из которых представляет национальную систему сертификации и формирует национальную политику в области сертификации. Рост влияния стандартов ISO на развитие национальных экономических систем объясняется возрастающей необходимостью использования общепринятых стандартов для обеспечения совместимости функционирования различных (не только технических) систем на межнациональном уровне. Взаимопроникновение методов управления, технологий, средств и рынков в настоящее время невозможно представить без стандартов ISO.

Стандарт ISO по своей сути является тщательно отработанным в процессе многосторонних переговоров универсальным международным техническим регламентом, позволяющим объективно судить об уровне профессиональной и гражданской ответственности предпринимателей по производству продукции, удовлетворяющей требованиям качества и безопасности. Такой регламент, отработанный техническими комитетами ISO с привлечением ведущих экспертов и учитывающий базовые требования профессиональных участников рынка, проявивших инициативу закрепления тех или иных норм и требований в рамках нового стандарта ISO, является наиболее признанным в мире потому, что фактически он с большой степенью доверия может служить основой для взаимопонимания между предпринимателями и взаимодействия с другими более частными и многочисленными техническими регламентами.

Принцип тотального менеджмента качества (TQM), который лег в основу разработки стандартов серии ИСО 9000, позволил разработать группу базовых общепринятых стандартов, развивая на основе соответствия которым собственные системы менеджмента качества (СМК) можно с меньшими издержками и рисками создавать систему технических регламентов, постепенно вводя каждый из них в эксплуатацию и развивая тем самым свой бизнес.

Объявление:

Последовательно развивая уже достигнутые в рамках разработки международного стандарта ИСО 9001:2000 договоренности, международные организации, действующие на глобальном уровне экономики, при создании собственных систем сертификации менеджмента качества опираются на положения стандарта ИСО 9001: 2000.

Примерами этого могут служить: в сфере европейского образования — Болонский процесс, в сфере профессионального туристского образования — развитие Всемирной туристской организацией системы сертификации WTO TedQual, Базельский процесс создания единого банковского европейского пространства и др.

Поскольку требования общемирового стандарта ИСО 9001: 2000 носят общий характер, то каждый участник Всемирной торговой организации или Всемирной туристской организации ООН стремится адаптировать свои системы менеджмента качества к требованиям стандарта ИСО 9001:2000. В дальнейшем участник заверяет у одной из известных и независимых компаний, занимающейся сертификацией, результаты этой адаптации и при незначительных отклонениях получает сертификат, регистрирующий систему менеджмента качества как соответствующую требованиям стандарта ИСО 9001: 2000.

Следовательно, в начале пути к сертификации предприниматели из разных стран выбирают этот стандарт как готовый и согласованный технический регламент, с помощью которого можно наиболее успешно производить сертификацию организаций. Объединение усилий на профессиональной основе также существенно облегчает и повышает эффективность продвижения систем менеджмента качества и освоение стандарта ИСО 9001: 2000.

Практически для отдельно взятой организации, которая стремится подтвердить соответствие действующей системы управления организации требованиям различных международных систем сертификации (например, WTO TedQual — в сфере профессионального туристского образования; ENQA — в контексте интеграции европейских образовательных систем в рамках Болонского процесса), это означает, что первичным является процесс создания организацией собственной системы менеджмента качества (СМК) в соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001: 2000.

В отличие от международного стандарта ИСО 9001:2000, который определяет базовые требования для системы управления организации и предполагает возможность формирования СМК организации с «нулевого цикла», международная система сертификации WTO TedQual ориентирована на совершенствование уже действующей СМК организации в соответствии со специализацией организации в сфере профессионального туристского образования.

Создание собственной системы менеджмента качества (СМК) высшим учебным заведением, специализирующимся в сфере профессионального туристского образования на российском рынке образовательных услуг, в соответствии с требованиями базового в области менеджмента качества международного стандарта ISO 9001: 2000 и корректировка действующей СМК организации в соответствии с требованиями системы сертификации WTO TedQual — крайне важный комплекс мероприятий в условиях Болонского процесса и развития международного сотрудничества). Практическое применение таких инструментов, как WTO TedQual, ISO 9001: 2000 служит серьезной поддержкой для той организации, которая стремится определять политику качества и формировать требования и стандарты на национальном рынке образовательных услуг в сфере профессионального туристского образования.

Международная сертификация системы менеджмента качества на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001: 2000 и на соответствие требованиям сертификационной системы WTO TedQual необходима образовательному учреждению профессионального туристского образования не только для повышения собственного престижа, но, главным образом, как инструмент, обеспечивающий полноправное участие в рамках членства во Всемирной туристской организации в процессе формирования системы профессионального туристского образования (через участие в работе Образовательного Совета Всемирной туристской организации ООН).

В процессе формирования стратегии развития вуза необходимо также учитывать тенденции развития российской национальной системы государственного регулирования рынка услуг, которые со всей очевидностью продвигаются в направлении соответствия международным договоренностям в процессе вступления России во Всемирную торговую организацию, в сторону соответствия российских правовых норм, регламентирующих деятельность на рынке услуг, международным нормам и стандартам. Так, 27 декабря 2002 г. был принят Федеральный закон №184ФЗ «О техническом регулировании». На рассмотрении находится законопроект «О саморегулируемых организациях», который должен стать правовой основой формирования соответствующей международным принципам инфраструктуры для оценки и подтверждения соответствия качества услуг.

Сегодня система высшего профессионального образования не готовит специалистов нужного профиля для управления развитием туризма ни на микро, ни на макроуровне. Высшие учебные заведения готовят специалистов сервисной ориентации, менеджеров, ориентированных на управление текущей деятельностью в туристской и гостиничной сфере. Необходима разработка национальных образовательных стандартов, адаптированных к требованиям международных стандартов профессионального туристского образования, обеспечивающих подготовку российских кадров для управления развитием национального туризма как отрасли экономики. Важным шагом в этом направлении является создание Межведомственного экспертного совета по подготовке кадров для сферы туризма (Ростуризм и Рособразование) с участием ведущих профильных высших учебных заведений и работодателей.

Сертификация СМК высших учебных заведений по международным стандартам в современных условиях усиления конкуренции на рынке образовательных услуг обеспечит повышение конкурентоспособности вузов и их образовательных программ, гармонично дополняя действующую систему аттестации и аккредитации по законам Российской Федерации в сфере образования.

Собственный опыт Российской международной академии туризма, в 2005 году сертифицированной на соответствие образовательной и научнометодической деятельности требованиям международного стандарта ISO 9001:2000 одним из ведущих лидеров системы международной сертификации — SGS/Швейцария, подтверждает, что данный стандарт может быть весьма успешно использован в качестве универсальной методики при формировании синергетического эффекта гибкости и маневренности управления социальноэкономическими процессами в сочетании с жестким следованием заявленной стратегической цели.

Сертификат SGS подтверждает, что система управления научнометодической и образовательной деятельностью в Академии сформирована и функционирует в соответствии с современными требованиями.

Сертификат, выданный в январе 2006г. Институтом качества туристского образования (Андорра) Всемирной туристской организации ООН подтверждает соответствие основных образовательных программ РМАТ требованиям системы международных стандартов WTO TedQual.

В процессе создания СМК РМАТ в соответствии требованиями международных стандартов ISO 9001: 2000 и WTO TedQual были оптимизированы внутренние резервы Академии, повысилась привлекательность ее в глазах потребителей образовательных услуг и партнеров. Все это оказало стимулирующее воздействие на развитие международных контактов РМАТ и решение стоящих перед Академией задач в области совершенствования качества, роста профессионализма и конкурентоспособности РМАТ на рынке образовательных услуг в условиях Болонского процесса.

Заслуживающим внимания результатом исследований по тематике вхождения российских вузов в европейское образовательное пространство в рамках Болонского процесса является инновационный проект РМАТ, реализуемый совместно с ведущим в Европе образовательным учреждением в сфере туризма и гостеприимства — Институтом VATEL (Ним, Франция). Разработанный на базе научных рекомендаций НИЦ РАОРМАТ проект и заключенный договор по трансферу европейского стандарта образования позволили РМАТ начать подготовку бакалавров по методикам и программам этой всемирно признанной школы гостеприимства. Квалификация выпускников программы VATELРМАТ будет подтверждаться выдачей государственного диплома РФ, диплома Института Vatel и сертификата EURHODIP — Ассоциации ведущих европейских школ гостеприимства.

Отсутствие у большинства российских вузов опыта в построении систем менеджмента качества, адекватных современным требованиям международной интеграции, позволяет рассматривать проделанную РМАТ работу как серьезный шаг на пути повышения качества отечественного профессионального туристского образования, создания необходимых условий для достойного участия в развитии Болонского процесса и формирования системы оценки и гарантии качества образования в рамках создания единого европейского образовательного пространства.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >