Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Уровень удовлетворенности жизнью

Уровень удовлетворенности жизнью, смысложизненные ориентации и способности к преодолению трудных жизненных ситуаций у студентов

Авторы: Е. Г. Суркова, И. В. Гостева

Ряд исследователей, изучавших студенчество, отмечают специфику этого периода в контексте психологических изменений, происходящих в этом возрасте. Кроме перехода ведущей деятельности к учебнопрофессиональной в этом возрасте осуществляется становление системообразующих ценностей человека, вокруг которых конструируется ценностнонормативная система. Происходят изменения и в сфере самосознания, образ «Я» приобретает большую стабильность, меняется уровень и критерии самооценки. Молодые люди активно строят планы на будущее. 

Все эти изменения позволяют считать студенческий возраст периодом, на протяжении которого человек наиболее активно и осознанно занимается построением стратегии собственной жизни, как в профессиональном, так и в более широком контексте. Одним из критериев успешности такой работы, может быть высокий уровень удовлетворенности жизнью. Смысложизненные ориентации и способность к преодолению трудных жизненных ситуаций в данном контексте являются доминантами, которые оказывают существенное влияние на уровень удовлетворенности жизнью.

При наличии внешних, объективных показателей достижений человека, того, насколько продуктивно он функционирует –– высокой зарплаты, успешной карьеры, признания окружающих, удовлетворенность жизнью — важнейший субъективный показатель успешности человека. По мнению М. Аргайла, удовлетворенность –– когнитивная составляющая счастья. Это рефлексивная оценка того, насколько все было и остается благополучным. Ощущение удовлетворенности жизнью может пониматься как продукт расхождений между достижениями и устремлениями. С этой точки зрения, слишком большие желания угрожают ощущению удовлетворенности, хотя само по себе наличие в жизни определенных целей –– благоприятный фактор. Наличие цели в жизни тесно связано с ощущением удовлетворенности. Люди более счастливы, когда ощущают, что их жизнь имеет смысл, идет в определенном направлении, более удовлетворены собственной жизнью те, кто участвует в имеющих высокую ценность занятиях и действует в направлении личных целей.

В отечественной психологии проблемы жизненного пути личности, стиль жизни, факторы, влияющие на удовлетворенность жизнью, особенно интенсивно изучались в работах К. А. Абульхановой, Л. И. Анцыферовой, И. А. Джидарьян. В данном контексте интересна точка зрения К. А. Абульхановой, о стратегии жизни, как принципиально реализуемой способности личности к соединению своей индивидуальности с условиями жизни. Это способность личности вырабатывать и осознавать свою устойчивую жизненную позицию, осознавать дело своей жизни и отделять его от мелких проходящих дел. Одна из сущностей стратегии жизни –– решение жизненных проблем в соответствии со своими ценностями. В этой связи особый интерес представляют исследования, где рассматривается взаимосвязь между ценностями личности, ее отношением к миру и успешностью совладания с трудностями (Анцыферова, 1994). Значимость работ, в которых, так или иначе, исследуются факторы, влияющие на уровень удовлетворенности жизнью, например ценности личности, ее отношение к миру, адаптированность в нем, трудно переоценить. Особенно актуальными в данном контексте представляются исследования, где изучается специфика такой взаимосвязи у студентов — людей, находящихся в периоде активного профессионального и личностного самоопределения и самопостроения.

Цель проведенного нами исследования заключалась в изучении характера взаимосвязи между уровнем удовлетворенности жизнью, смысложизненными ориентациями и стратегиями преодоления трудных жизненных ситуаций у студентов.
В связи с этим нами решались следующие эмпирические задачи:

Объявление:

1.    Определение уровня сформированности смысложизненных ориентаций у студентов.
2.    Выявление специфики совладающего поведения у студентов.
3.    Исследование уровня удовлетворенностью жизнью у студентов.
4.    Исследование взаимосвязи между уровнем удовлетворенностью жизнью, спецификой смысложизненных ориентаций и предпочитаемыми стратегиями преодоления трудных жизненных ситуаций.

Были использованы следующие методики: методика «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева; методика С. Хобфолла «SACS» на выявление стратегий преодоления стрессогенных ситуаций; анкета «Определение особенностей образа жизни», разработанная в лаборатории практической психологии ВНИИФК. Математическая обработка проводилась с помощью компьютерной программы SPSS 10.0 для психологов.

Характеристика выборки: в исследовании приняло участие 50 студентов первого и второго курса факультета иностранных языков МППГУ.

Как и предполагалось, полученные нами данные, касающиеся специфики стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций у студентов факультета иностранных языков оказались вполне сопоставимы с данными, полученными при исследовании преодолевающих стратегий у представителей коммуникативных профессий (Водопьянова, 2003).

На наш взгляд, такая тенденция вполне характерна для возрастного периода, в котором находятся студенты — это время построения планов, уверенности в их реализации, обретения нового взгляда на жизнь.
Мы сравнили средние показатели осмысленности жизни студентов разных вузов за 1988 год (Д. А. Леонтьев,1992).с показателями осмысленности жизни студентов факультета иностранных языков в нашем исследовании. Оказалось, что средние показатели осмысленности жизни у современных студентов превосходят аналогичные показатели у студентов разных вузов в 1988 году.

При анализе результатов проведения анкеты, в целом по изучаемой выборке 62% студентов из всего числа обследованных удовлетворены жизнью частично, 38% — удовлетворены полностью и не обнаружено тех, кто был бы полностью неудовлетворен своей жизнью.
При проведении корреляционного анализа между смысложизненными ориентациями, стратегиями преодоления стрессовых ситуаций и удовлетворенностью жизнью выявлены значимые корреляционные связи.

Обнаружена связь между активной стратегией преодоления трудных жизненных ситуаций и результатами по субтесту «локус контроля — Я». Мы предполагаем, что уровень «локуса контроля — Я» оказывает влияние на выбор активных самостоятельных действий при столкновении с трудной жизненной ситуацией, в силу того, что человек изначально имеет представление о себе, как об ответственной личности. Однако связи между этими параметрами и удовлетворенностью жизнью нами не выявлено. При этом обнаружено, что уровень удовлетворенности жизнью связан с «локусом контроля — жизнь». Как нам кажется, человек с высоким уровнем «локуса контроля — жизнь» убежден, что ему дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.

Обнаружена связь между активной стратегией преодоления трудных жизненных ситуаций и общим показателем смысложизненных ориентаций. Таким образом, личность, стремящаяся к поиску смысла собственной жизни, уверенная в себе и умеющая ставить перед собой задачи, касающиеся самореализации, склонна активно преобразовывать возникшую трудность, используя при этом собственные силы, умения и навыки.

Нами было выявлено, что уровень удовлетворенности жизнью у студентов связан с общим показателем смысложизненных ориентаций. В связи с чем мы констатируем, что когда субъект наполняет свою жизнь смыслом, уровень его удовлетворенности жизнью в целом возрастает.

Нами обнаружена обратная корреляционная связь между уровнем удовлетворенности жизнью, пассивной стратегией избегания и непрямой манипулятивной стратегией. Таким образом, человек, применяющий в основном, пассивные и манипулятивные стратегии преодоления трудных жизненных ситуаций испытывает меньшее удовлетворение жизнью. Это можно попытаться объяснить, с одной стороны, тем, что применение не самых эффективных жизненных стратегий не способствует жизненному успеху, особенно в субъективном его аспекте, с другой стороны, можно предположить, что в ситуации неудовлетворенности собственной жизнью человек не считает актуальным проявление собственной активности.

Обнаружены положительные корреляционные связи между манипулятивной формой проявления непрямой стратегии, агрессивной формой асоциальной стратегии, избегающей формой проявления пассивной стратегии. Мы предполагаем, что таким образом перед нами предстает своеобразная стратегическая модель поведения в трудной ситуации, когда субъект при столкновении с трудной жизненной ситуацией демонстрирует избегающее и манипулятивное поведение, а при нарастании значимости ситуации прибегает к оборонительной агрессии.
Полученные результаты, на наш взгляд, имеют несомненную практическую значимость. Безусловно, что, способствуя деятельности студентов, направленной не только на профессиональный, но и личностный рост, создавая условия для поиска собственных жизненных смыслов и собственной жизненной стратегии можно, в конечном итоге, повлиять на их личностную и профессиональную успешность.

Литература:

1.    Абульханова К. А. Стратегия жизни. М., 1991.
2.    Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных ситуациях: переосмысление, преобразование ситуации и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. № 1. С. 3–16.
3.    Анцыферова Л. И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психологический журнал. 1993. № 2. С. 3–16.
4.    Аргайл М. Психология счастья / Пер. с англ. СПб., 2003.
5.    Голованевская В. И. Характеристики Яконцепции и предпочтения стратегий совладающего поведения // Вестник Московского университета, 2003. № 4. С. 29–36.
6.    Дружинин В. Н. Варианты жизни. М., 2005.
7.    Кон И. С. Психология юношеского возраста. М., 1979.
8.    Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М., 2001.
9.    Леонтьев Д. А. Психология смысла. М., 2003.
10.    Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании // Психологическое обозрение. 1998. № 1.
11.    Осухова Н. Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. М., 2005.
12.    Чупров В. И, Зубок Ю. А. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы. М., 2000.

 

Нас поддерживают: Организация праздников


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >