Информационное общество |
Образование в информационном обществеАвтор: К. К. КолинВы знаете, что совсем недавно утверждена в нашей стране концепция формирования информационного общества, создана комиссия по информационному обществу при Совете по образованию, науке и технологии при Президенте нашей страны. Организована рабочая группа в составе Общественной палаты нашей Российской Федерации. В общем, как говорил известный классик, «процесс пошел». Тем не менее, я буду говорить о гуманитарных аспектах этой проблемы. Хотя это, может быть, довольно странно слышать из уст технического специалиста — я доктор технических наук. Но я действительно считаю, что сейчас в образовании XXI века наиболее важными, наиболее определяющими являются гуманитарные аспекты. Итак, взгляд на образование в XXI веке с точки зрения специалиста в области информационных технологий и информационных систем и их гуманитарных аспектов. Я бы хотел, уважаемые коллеги, все-таки несколько слов сказать о роли высшего образования. Здесь об этом говорилось. Всего две недели назад мир отмечал знаменательную дату — 50 лет космической эры человечества. У нас все это прошло очень скромно. Но люди моего поколения помнят этот день 50 лет назад, когда был запущен первый советский спутник, когда весть потрясла не только нашу страну — потрясла весь мир. Но примечательно другое. Американцы проиграли нам полгода в запуске своего спутника, в апреле 1958 года был запущен. В США был проведен «разбор полетов», как теперь говорят. Здесь и в прямом и переносном смысле. Была создана комиссия по поручению президента, которая должна была дать ответ: почему самая экономически мощная держава мира проиграла соревнование за космос? Ответ был дан такой: причина — это преимущество советского образования, в первую очередь ее высшей школы перед образованием американским. Из этого были сделаны выводы. И в течение примерно 15–20 лет были созданы те американские университеты, которыми сейчас Соединенные Штаты гордятся, в отличие от своей общеобразовательной школы. Объявление: Я хочу сказать, что мы сегодня утрачиваем это преимущество своей системы образования. И эта мысль должна быть самым решительным образом быть поставлена перед нашими чиновниками, которые не хотят слушать научное образовательное сообщество. Даже беда не в том, что некомпетентные чиновники. Сегодня такие — завтра будут другие. Опасно, когда выходят законы, когда выходят стандарты, которые вузы обязаны выполнять. Это будет преодолеть трудно. Чтобы не быть голословным, приведу пример. Мне пришлось выступить экспертом по двум стандартам в области информатики. Сейчас новая система подготовки стандартов. Как раньше делался Государственный образовательный стандарт? Выделялись средства, создавались комиссии, рабочие группы, которые делали варианты, их обсуждали, публиковали и выходили некоторые документы, потому что образованных людей у нас в стране достаточно, кто бы это сделал. Сейчас все не так. Рыночный подход. Объявляется тендер, и все, кому угодно, готовят эти стандарты. А потом министерство закупает один из них и вешает его на ответственность этой организации. Остальным — спасибо. Вы понимаете, какое может быть качество этих стандартов? На проект стандарта по прикладной информатики я написал отрицательный отзыв на пяти страницах. Но ломать надо эту систему! Потому что образование — это судьба общества, это судьба страны, а не удел чиновников. Мы не должны здесь занимать пассивные позиции. Но сейчас происходит еще один глобальный процесс. Это, так называемая, новая гуманитарная революция, я так его называю, которая меняет и самого человека. Первое. Нужно в нашем обществе изменить ментальность и поднять ценность человека. Об этом говорили. Человек сейчас составляет . национального богатства любой развитой страны. У нас немного другие соотношения, но не потому, что у нас плохой человеческий потенциал. У нас 170 тысяч только докторов и кандидатов наук только в системе образования. А потому, что мы слишком богатые люди. У нас колоссальные природные ресурсы. Если в Северной Америке запас национального богатства примерно 300 тыс. долларов на человека, то у нас 2,5 млн. Мы в восемь раз богаче американцев. Мы слишком богатые люди, поэтому вот так себя и ведем. Второй момент. Значит, развитие системы образования должны идти с учетом тех вызовов XXI века, которые сегодня имеются и которые, безусловно, окажут влияние на те условия жизни, в которых будут жить люди, в т. ч. и мы с вами. Это будет не через 50 лет, а через 10–15. Таких вызовов я выделил шесть. Один из них — это ускорение темпов общественного развития и отставание общественного сознания. Это глобальная проблема. Тот самый футурошок, о котором писал Э. Тоффлер — вот он сегодня. Он распространяется не только на обывателя, который не понимает, что происходит. Не понимают этого и руководители. Не понимают этого общественные политические лидеры. Здесь есть оправдание: психика человека никогда не знала таких темпов и таких глубоких перемен, которые происходят сегодня. Поэтому первая ключевая проблема, в том числе и в сфере образования — это человек в изменяющемся мире. Надо ему дать представление о том, что происходит, что главное, а что нет и как себя вести. То есть те кантовские вопросы: что я должен знать, что я должен сделать и на что я могу надеяться — они сегодня опять становятся в полный рост. Наконец, растет технологическая мощь человечества, и одновременно падает его интеллект. Этот процесс происходит повсеместно, в том числе, к сожалению, и у нас. Вопрос такой: что даст человеку информационное общество покрупному? Вообще говоря, очень много. Во-первых, это колоссальная экономия социального времени. Возьмите, что дал людям один мобильный телефон. Это информационный образ жизни, новое качество жизни. Это открытое образование. Это, наконец, сетевые сообщества. Особенно это важно для России с нашей громадной территорией. Наконец, это решение проблем занятости и возможности развития интеллекта. Но возникают и новые проблемы. Они здесь перечислены. Одна из них — это информационное неравенство, одна из форм социального неравенства. Это манипуляция сознанием. И, наконец, это информационные войны, которые уже сейчас стали реальностью. Я не имею возможности останавливаться на каждой. Два слова о новой гуманитарной революции. С человеком сегодня происходят такие трансформации, которые я называю гуманитарной революцией. Какие ее признаки мы уже видим сегодня? Это повышение информационной связности мирового сообщества. Это, конечно, важный факт, потому что человечество должно объединяться для решения глобальных проблем. Это изменение представления о пространстве и времени — фундаментальных категориях бытия. Наконец, это глобализация сознания. Еще один плохо осознаваемый элемент — это развитие системной памяти человечества. То есть то, что сейчас происходит с электронными библиотеками, сетями — это равнозначно тому, что произошло с открытием книгопечатания. И, наконец, на повестке дня формирование коллективного интеллекта, т. е. объединенного интеллекта человечества, с помощью которого в принципе и можно надеется на решение глобальных проблем. Какие же стратегические задачи науки и образования я бы выделил в первую очередь? Их пять. Первое. Нужна новая парадигма цивилизации с приоритетом не материальных, а духовных ценностей. Об этом сегодня говорят уже и западные ученые. Нужна новая научная парадигма, потому что именно она в значительной степени сегодня поддерживает вот ту материалистическую ориентацию либеральной экономики, которая сегодня пытается доминировать. Нужно опережающее образование. Оно должно быть нацелено, по крайней мере, на прогноз ближайших 7–10 лет. Через 10 лет мир будет совсем другой. На это образование сегодня не нацелено. Об этом не рассказывают, этому не учат, к этому не готовы педагоги. Хочу в заключении привести цитату из работы Н. Н. Моисеева. Я был знаком с этим человеком. Готовясь к сегодняшнему выступлению, перечитал его работу, которая называется «Информационное общество как этап новейшей истории». Это 1995 год. Никита Николаевич писал, что при построении информационного общества человечеству придется решить, по крайней мере, две трудно разрешаемые проблемы. Это владение информацией и знаниями. Но вторая задача, которую он считал более сложной — это обеспечение свободного доступа к информации, потому что в рамках, так называемой, присваивающей цивилизации, которая доминирует сегодня, решение этой задачи невозможно. Для того чтобы ее решить, нужна новая ментальность, нужно иметь шкалу духовных ценностей и нужно понять значение проблемы формирования коллективного разума. Если бы меня спросили сегодня, какие приоритеты развития общества должны быть необходимыми в XXI веке (по крайней мере, на тот период, который виден), я бы их выстроил в таком порядке. На первое место я бы поставил проблему человека и в первую очередь его духовных качеств. Второе — это справедливость, ответственность и патриотизм в обществе. Это этика и культура, в том числе и сохранение национальных традиций. Это образование и воспитание. И только потом фундаментальная наука, высокие технологии, инновационная экономика. Какой выход? Его дал в свое время 30 лет тому назад президент Римского клуба Аурелио Печчеи. Он сказал, что человек должен научиться поддерживать в гармонии и равновесии все дела человеческие, но для этого нужна человеческая революция. Итак, заканчиваю. Вопрос: каким же должно быть образование в XXI веке? В первую очередь оно должно быть опережающим. Второе — оно должно быть информационное. Информационные компоненты должны быть существенно усилены. И, наконец, последнее — оно должно быть гуманитарным, потому что только человек, каким будет человек, таким будет и будущее. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|