Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Военный ВУЗ

Формирование тезаурусов в условиях военного ВУЗа

Автор: Д. Л. Агранат  

Особенности процесса формирование тезаурусов в военном вузе связаны, прежде всего, с институциональными условиями военизированной организации, в которых происходит процесс вторичной социализации участников. Данные условия характеризуются консерватизмом, негибкостью по отношению к изменяющейся внешней среде. В этом плане аналогичное воздействие оказывает данная институциональная система и на участников социализационного процесса. Социализационные условия военного вуза в своей конструктивной модели не изменяются, несмотря на все возможные способы воздействия на них со стороны участников социализационного процесса.

Вместе с тем, консерватизм военизированной организации задает особенные социализационные условия, в рамках которых происходит формирование тезаурусов участников. В свою очередь подобная особенность военных вузов определяет значительную дистанцию между военизированными организациями и гражданским обществом. Это своего рода диаметрально противоположные уровни социальной реальности, социального порядка, которые по большинству показателей противоречат друг другу. Следовательно, на личностном уровне возникает огромная разница в ориентационных конструктах личности, которые необходимы в гражданском обществе и военизированных организациях. Все это определяет этапность формирования тезаурусов участников военных вузов.

В условиях военизированной организации процесс формирования тезаурусов участников проходит несколько этапов:

Первый этап связан, прежде всего, с попытками участников военизированной организации вписаться в пространственно-временные институциональные границы. Жесткое императивное регулирование деятельности участников военизированных организаций в первое время принуждает их следовать нормам жизнедеятельности принятым в данном социальном институте. Это своего рода механическая вынужденная деятельность, которая воспринимается участниками военизированных организаций как чуждая, непонятная, неоправданная никакими институциональными условиями вторичной социализации.

Данный социализационный прием, как ответ на вызов институциональной системе организации взаимодействия со стороны новичка был подробно проанализирован Мишелем Фуко. Исследователь обозначил данную социализационную стадию как начальную в процессе адаптации новичка к социализационным условиям военизированной организации. На этой стадии социализации ключевое значение в процессе формирования тезауруса, по мнению Фуко, играет дисциплина. Это фактор, благодаря которому «из бесформенной массы, непригодной плоти можно сделать требуемую машину». Помимо основной характеристики дисциплины, как средства социализации личности, здесь прослеживается важная для нашего исследования идея. С возникновением организаций с подобными социализационными условиями, становится возможным «фабричное изготовление» нужного обществу человеческого материала. В этом отношении данные организации выступают в качестве места воспроизводства индивидов с типичными для военной среды тезаурусами. Учреждения, где осуществляется такое производство с использованием дисциплины, Фуко называет дисциплинарными институтами, где дисциплина характеризуется, главным образом, через рассчитанное принуждения, посредством чего дисциплина «медленно проникает в каждую часть тела, овладевает им, делает его послушным, всегда готовым и молчаливо продолжается в автоматизме привычки»3.
В характеристики дисциплинарных институтов Фуко четко проводит социализационную линию. Он обращает внимание на то, что теперь для формирования необходимого организации человека необходимо использовать дисциплину как фактор его изменения. Дисциплинарные институты переносят тело человека с места публичной казни, публичного издевательства над ним, осквернения его в рамки жесткого тотального социального контроля, где данное тело не рвут на куски, не режут ножами, а методичными и упорными тренировками исправляют до неузнаваемости4, формируя адекватной социальной реальности тезаурус. Автор приводит некоторые примеры такой деятельности. «Рекрутов приучают нести голову высоко, держаться прямо, не сгибая спины, втягивать живот, выставлять грудь и расправлять плечи. А чтобы это вошло в привычку, их заставляют принять требуемое положение, прижавшись спиной к стене, чтобы пятки, икры, плечи и талия касались ее, также тыльные части рук, причем руки должны быть развернуты наружу и прижаты к телу..». «Дисциплина — политическая анатомия детали»6. Дисциплиной должно быть окутано все пространство взаимодействий людей в дисциплинарном институте. Ничто не должно быть упущено. Деталь Фуко еще называет основой, фундаментом дисциплины.

Объявление:

Фуко предлагает некоторые способы организации дисциплины. Первый он называет искусство распределений. Этот способ, прежде всего, связан с распределением индивидов в пространстве. «Дисциплина иногда требует отгораживания, спецификации места, отличного от всех других и замкнутого в самом себе». Второй способ организации дисциплины — контроль над деятельностью. Каждая минута в дисциплинарном институте должна быть занята необходимой институту деятельностью. Кроме перечисленных способов организации дисциплины, дисциплина нуждается в мощной системе надзора за действиями людей и системе санкций за неправильное отклоняющееся поведение.

В начале социализационного пути в военизированной организации становится возможным фиксация социализационной ломки новичков. Институциональные социализационные условия военизированной организации определяют неадекватность прошлого жизненного опыта новичков и сформировавшихся на его базе тезаурусных конструкций. В новых условиях жизнедеятельности социальное прошлое участников военизированных организаций не способствует их нормативной вторичной социализации.

На этом этапе вторичной социализации в военизированной организации, у участников не происходит формирование свойственных для данных институциональных условий тезаурусных конструкций. Можно сказать, что такая жесткая институциональная организация принуждает участников демонстрировать в своей деятельности определенные институциональные практики. Пока они воспроизводятся механически в условиях абсолютного тотального контроля.

Следующий этап формирования тезауруса в институциональных социализационных условиях военизированной организации можно обозначить в качестве нормативного. Подавшись институциональным механизмам воздействия, член военизированной организации точно соблюдает необходимые институциональные нормативы. Степень сопротивления институциональным условиям жизнедеятельности на данном социализационном этапе наименьшая. Пройдя социализационную ломку, ощутив на себе всю неизбежность санкций системы социального контроля военизированной организации, участник исполнят институциональные нормативы не демонстрируя, с одной стороны, высокой степени их интериоризации, а с другой, не пытаясь реализовать в своем поведении девиантные социальные практики. Следует отметить, что у индивида можно наблюдать в этот период социализации тезаурусный вакуум. Фактически у него пока не сформировались те тезаурусные конструкции, которые были бы в данном случае актуальны. Действие прошлых ориентационных комплексов приостановлено их неадекватностью в данных условиях окружающей среды, новые же тезаурусные конструкции, несмотря на воспроизводство актуальных, но непонятных для члена военизированной организации социальных практик, пока не сформировались.

Третью стадию формирования тезауруса в условиях военизированной организации мы обозначим в качестве институционального протеста институциональным условиям жизнедеятельности. Опыт социального взаимодействия в условиях военизированной организации, регулярное воспроизводство социальных практик военной среды наполняет данные социальные практики адекватными окружающей социальной реальности смыслами и значениями. В этом плане из бессмысленных, девиантных, они в процессе вторичной социализации переосмысливаются индивидом, становясь доминантными конструкциями в тезаурусе участника военизированной организации. Вместе с тем, социализационный процесс в военизированной организации не позволяет нам говорить о нормативности данного процесса в полном смысле этого слова. С одной стороны, жесткий социальный контроль создает для индивида условия, где только лишь нормативная линия деятельности является единственно возможной. С другой, именно в условиях тотального социального контроля возникают латентные девиантные социальные практики обхода данных институциональных нормативов. Фактически здесь становится возможным говорить о латентных институциональных функциях военизированных организаций, которые главным образом проявляются в институциональных формах девиантного поведения в военной среде.

Данные институциональные формы девиантного поведения являются обязательными элементами процесса социализации участников военизированных организаций. Их освоение есть важнейшее требование военизированного сообщества, условие формирования будущих специалистов с необходимым для военизированной организации тезаурусом.

Набор институциональных отклонений принятых в военизированных организациях достаточно разнообразен и касается всех сфер жизнедеятельности участников. Следует отметить, что возникновение таких институциональных нормативов напрямую зависит от степени социальных ограничений, которые налагаются на индивидов в той или иной области. В военизированной организации, наиболее широко представлены отклонения такого рода в бытовой сфере. Именно здесь, в условиях жесткого социального контроля, сфера бытовых отношений проходит существенные изменения, которые фактически переводят быт из области межличностных отношений в малых группах в плоскость публичной, всеобщей демонстрации. Благодаря этому из быта в условиях военной среды элиминируются все наиболее важные социальные практики, которые в последствии восполняются в латентных девиантных институциональных практиках военизированной организации.

Таким образом, жесткая система социального контроля, обеспечивающая нормативность процесса социализации в военном вузе, формирует тезаурусы, которые условно можно представить в виде двух идеальных типов:

1. Тезаурус, полностью сориентированный на реальность военной среды. В данном случае, доминантные ориентационные элементы непосредственно связаны с освоением институционального нормативного пространства военизированной организации. Данные тезаурусные конструкции глубоко интериоризированы личностью. Они выступают в качестве единственно верной линии деятельности даже за пределами военизированной организации, что в свою очередь приводит к ролевой деформации индивида. Такие тезаурусные конструкции, сформированные в условиях военизированной организации, чрезвычайно устойчивы к воздействию постоянно меняющихся условий внешней среды. Даже в ситуации социальной аномии, данные тезаурусные конструкции не стираются, а наоборот, являются для личности тем ориентиром, который позволяет ей воспроизводить, в условиях социального безнормия, социальные практики, освоенные в условиях военизированной организации. Тезаурус этого типа представляет собой результат социализационного процесса в институциональных условиях военизированной организации.

2. Демонстративный тезаурус. Ориентационный комплекс такого типа является результатом конформного поведения личности в военизированной организации. Это свидетельство глубокой внутренней дезадаптации личности к обстановке военной среды. Процесс вторичной социализации здесь не привел к формированию адекватного социальной реальности тезауруса. Большинство элементов социальной реальности военной организации остались для индивида непонятными, чуждыми. Система социального контроля принудила участника военизированной организации воспроизводить социальные практики военной среды, хотя и без достаточной степени интериоризации последних.

Фактически демонстративный тезаурус это система действий, освоенная индивидом, направленная на демонстрацию окружающим своей принадлежности к данному сообществу. Такие тезаурусные конструкции неустойчивы к изменяющимся социальным условиям. Изменения социальных рамок деятельности индивида выступает для демонстративного тезауруса знаком его быстрой смены, путем полного отказа от социальных практик, составляющих содержание данного ориентационного комплекса. Формирование тезауруса такого типа является признаком неуспешной вторичной социализации личности

Нас поддерживают: Туры в любую страну


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >