Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Профессиональное образование и рынок труда

Оптимизация взаимодействия учреждений профессионального образования с рынком труда

Автор: Н. В. Акумова 

В материалах второго международного Конгресса ЮНЕСКО по профессиональному и техническому образованию (Сеул, 1999 г.) подчеркнута необходимость «сформировать новые партнерские отношения между образованием и миром труда, обеспечивающие синергию всех секторов образования, промышленности и экономики, направленные на развитие общих компетенций, этики труда, технических и предпринимательских умений и формирующие человеческие ценности и нормы, необходимые человеку для того, чтобы стать ответственным гражданином общества». 

Эти рекомендации не полностью восприняты учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, многие из которых слабо взаимодействуют с рынком труда, готовят кадры без учета потребностей работодателей, вследствие чего наблюдается перепроизводство не востребованных экономикой специалистов с высшим и средним профессиональным образованием при одновременном сокращении объемов подготовки квалифицированных рабочих для базовых отраслей индустрии.

В настоящее время в связи со структурными преобразованиями обострилась проблема несоответствия имеющихся профессий (специальностей) и уровней квалификации ищущих работу требованиям работодателей, а также дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда.

Специалисты выделяют отраслевые, территориальные, социальнодемографические и профессионально-квалификационные диспропорции. Отраслевые диспропорции складываются под воздействием различных темпов рыночных преобразований в экономике, промышленности и сфере услуг.

Территориальные диспропорции результат неравномерного размещения и распределения сырьевых и производственных ресурсов, различных темпов развития экономики и трудовых ресурсов. Социальнодемографические диспропорции возникают вследствие пониженной конкурентоспособности отдельных групп населения — молодежи, инвалидов, женщин.

Объявление:

Профессионально-квалификационные диспропорции стали следствием совокупного воздействия отраслевых, территориальных и социально-демографических диспропорций между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда в условиях недостаточного регулирования процессов воспроизводства и распределения трудовых ресурсов.

В результате перечисленных диспропорций на рынке труда возникает критическая ситуация, когда, с одной стороны, не удовлетворяются потребности предприятий в квалифицированной рабочей силе, сдерживается рост продукции и услуг, снижается конкурентоспособность организаций; а с другой стороны, появляются определенные слои незанятого населения, в том числе молодежь, нарастает социальная напряженность в обществе, недоиспользуется трудовой и интеллектуальный потенциал страны.

Диспропорция между структурой, объемами и профилями подготовки кадров в учебных заведениях профессионального образования и структурой спроса на рабочую силу — одна из причин, формирующих дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда.

Решение проблемы привидения структуры и объемов подготовки кадров в соответствие с потребностями экономики как необходимого условия сбалансирования спроса и предложения рабочей силы обуславливает необходимость оптимизации взаимодействия учреждений профессионального образования с рынком труда.

Взаимодействие таких систем осуществляется на основе теории самоорганизации, которая развивается под разными названиями: «теория синергетики», теория «универсального эволюционизма», «теория организации».

Теория синергетики позволяет познавать явления с позиции самоорганизации, открытости систем, роли случайности и хаоса, природы катастрофических явлений в системах, путей альтернативного развития систем и т.д.

Благодаря создаваемой рынком труда конкуренции между различными учреждениями профессионального образования постепенно происходит их самоорганизация, появляются стимулы повышения эффективности работы, вырабатываются механизмы приведения структуры и объемов подготовки кадров в соответствие с потребностями экономики. Такая закономерность была установлена еще в известной теории Фишера о повышении устойчивости природы и любой биологической популяции по мере возрастания их генетического разнообразия. Однако, как показывает практика, в социальных системах, где действуют факторы разума и воли, субъективного и сознательного выбора (например, выбор человеком профессии), самоорганизация имеет исключительно сложный характер. Человек всегда имеет свои намерения, желание, а порой и профессиональное самоопределение.

В этом состоит специфика социальных систем, в которых помимо определенной внутренней структуры необходимо учитывать жестко заданное внешнее окружение, с которой эта система обменивается информацией и энергией. Эволюция таких систем определяется поведением людей во взаимодействии с условиями окружающей среды, например, с рынком труда.
Рынок образовательных услуг формируется под воздействием субъективных образовательных потребностей населения, являющихся одновременно важнейшим фактором потенциального спроса на рынке образования и потенциального предложения на рынке труда. Однако выбор человеком профессии зачастую определяется стихийными и ложными представлениями о престижности определенных профессий и специальностей. Такой выбор не всегда соответствует интересам личности и работодателей, однако существенно определяет структуру образовательных услуг и впоследствии создает проблемы с трудоустройством и эффективной занятостью молодежи.

В результате этих и других факторов наблюдается значительный дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы; на каждую вакансию претендует по нескольку десятков соискателей рабочих мест. Такое положение имеет место в ряде субъектов РФ, где рынок труда с его жестким законом спроса и предложения рабочей силы и рынок образовательных услуг с его преимущественной ориентацией на конъюнктурные запросы населения, особенно молодежи, взаимодействуют слабо.

Специалисты утверждают, что данная ситуация имеет долговременный характер, и система профессионального образования в ближайшее время не сможет самостоятельно вернуться в прежнее состояние, когда она функционировала в условиях плановой экономики. В этих условиях наряду с рыночной самонастройкой, возрастает значение регулирования
рынка труда, как совокупности мер прямого и косвенного воздействия на рынок труда, с целью улучшения его функционирования, обеспечения условий воспроизводства рабочей силы и ее распределения по территориям, сферам и отраслям экономики в целях достижения сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы и рациональной занятостью населения.

Рынок труда и профессиональное образование являются формой адаптации социальных систем и, следовательно, должны быть объектом государственного и общественного регулирования. Механизм регулирования включает в себя рыночное саморегулирование, государственное регулирование и систему социального партнерства, при этом значение каждого элемента зависит от специфики регионов и темпов социально-экономических преобразований.

Основу государственной политики регулирования процессов подготовки кадров в учреждениях профессионального образования составляют: развитие систем профессионального образования; переподготовки, повышения квалификации кадров, в том числе безработных; внутрифирменного обучения; непрерывного профессионального образования, позволяющих, с одной стороны, повысить степень адаптации молодежи и взрослого населения к изменяющимся условиям спроса на рабочую силу, а с другой, — позволяющих работодателям удовлетворять свои потребности в квалифицированной рабочей силе; реализация целевых программ, через которые государство воздействует на объемы, структуру предложения рабочей силы и на спрос — непосредственно созданием и сохранением рабочих мест в общественном секторе, либо косвенно, стимулируя предпринимательство, создающее новые рабочие места; формирование сегмента организованного рынка труда и повышение эффективности деятельности территориальных служб занятости, улучшение информационного обеспечения населения; расширение объемов и качества образовательных услуг, оказываемых различным категориям населения.

В настоящее время существует противоречие между потребностями рынка труда в работниках определенных видов деятельности и перепроизводством специалистов, в которых экономика регионов уже удовлетворила спрос. Снижение объемов производства и услуг, изменение структуры спроса на профессии и специальности привели к рассогласованию рынка труда и рынка образовательных услуг.
 
Возникшие противоречия в некоторой степени носят объективный характер, так как для открытия новых специальностей (профессий) требуется определенное время, в то же время учебные заведения вынуждены учитывать порой конъюнктурные образовательные потребности своих абитуриентов. Так как в результате образовательные учреждения слабо реагируют на изменяющиеся потребности рынка труда, обостряется несоответствие между вновь подготовленной рабочей силой и требованиями работодателей.

Проблема несоответствия структуры и объемов подготовки кадров потребностям рынка труда имеет несколько составляющих: макроэкономическую — ухудшение воспроизводства и обеспечения отраслей экономики квалифицированной рабочей силой; макроэкономическую — ухудшение обеспеченности организаций квалифицированной рабочей силой, что может привести к снижению их конкурентоспособности на международных и отечественных рынках; социальную — риск безработицы среди выпускников и недоиспользование их трудового и интеллектуального потенциала; финансовую — низкая эффективность использования средств на подготовку молодых специалистов и необходимость ее переподготовки.

Учебные заведения, оказывая образовательные услуги, должны учитывать требования работодателей, положение в сфере занятости и на региональных рынках труда, что делает проблему оптимизации взаимодействия системы профессионального образования с рынком труда многомер  Важной задачей на современном этапе развития РФ становится мониторинг рынка труда, позволяющий выявить тенденции спроса и предложения рабочей силы, обосновать рациональную структуру и объемы подготовки кадров в учреждениях всех видов профессионального образования. По результатам мониторинга можно выявить потребности территорий в рабочей силе, тенденции ее спроса и предложения, обосновывать рациональную структуру и объемы подготовки кадров в учреждениях профессионального образования, что является важнейшей предпосылкой адекватности рынка образовательных услуг рынку труда, определения стратегии учебных заведений в отношении подготовки и трудоустройства выпускников. Такая практика уже применяется в ряде субъектов РФ (Липецкая, Воронежская, Астраханская, Тверская области и др.).

Исследование потребностей и мотивационных устремлений молодежи в профессиональном образовании производятся региональными службами занятости и органами образования на основе анализа и обобщения периодических опросов различных групп молодежи. Особое внимание необходимо уделять изучению структуры образовательных потребностей молодежи, ориентации на типы учебных заведений, виды и уровни профессионального образования, сферы будущей трудовой деятельности.

Важнейшее условие повышения эффективности подготовки и трудоустройства кадров — улучшение сотрудничества между образовательными учреждениями, службами занятости и работодателями. Сейчас учебные заведения переходят от отраслевого принципа подготовки к территориальному с учетом потребностей экономики регионов.

В целях повышения уровня трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования введена контрактная система подготовки специалистов: заказ на подготовку за счет государственного бюджета специалистов по наиболее перспективным и востребованным специальностям. Практически во всех вузах созданы специализированные подразделения (центры занятости) по трудоустройству выпускников. Для выпускников, попавших в критическую ситуацию с трудоустройством и получивших статус «безработных», государственная служба занятости оказывает поддержку, используя различные программы: молодежная практика, трудоустройство, переподготовка, профориентация и психологическая поддержка.

На основании вышеизложенного и с учетом практики совместной работы служб занятости, органов образования и учебных заведений можно предложить следующие основные направления технологии взаимодействия профессионального образования с рынком труда: организация мониторинга и прогнозирования развития региональных рынков труда, определение потребностей экономики в работниках определенных профессий и квалификаций, обоснование объемов и рациональной структуры их подготовки; определение численности различных категорий граждан, попадающих на рынок труда и нуждающихся в различных формах профессионального обучения; создание в регионах единой информационной базы о состоянии рынка труда, наиболее востребованных и перспективных профессиях, возможностях получения профессионального образования и трудоустройства; постоянное изучение и прогнозирование профессионально-образовательных потребностей молодежи, мотивов и стимулов выбора сферы будущей трудовой деятельности; налаживание социального партнерства между организациями, предприятиями и учебными заведениями по целевой подготовке и переподготовке кадров, развитию контрактной системы подготовки молодых специалистов; совместная деятельность служб занятости и органов образования по приведению структуры, объемов и профилей подготовки кадров в учебных заведениях в соответствии с потребностями экономики регионов; развитие в регионах и в каждом учебном заведении системы профессиональной ориентации молодежи, создание в учебных заведениях служб маркетинга и трудоустройства выпускников; многоканальное финансирование профессионального образования и переподготовки кадров за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и средств организаций и предприятий.

Реализация данного механизма взаимодействия системы профессионального образования с рынком труда позволит учебным заведениям вести адресную подготовку кадров, сбалансировать спрос и предложение рабочей силы, улучшать ситуацию с трудоустройством молодых специалистов.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >