Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Образовательные услуги

Роль образовательных услуг в процессе социализации молодежи

Автор: А. Б. Белинская

Процесс социализации связан с институционально-функциональным подходом к молодежи как части социального института. Можно сказать, что социализация — это процесс смены поколений: организация и функционирование молодого поколения, его отношения с предшествующими поколениями. Английские социологи определяют этот процесс фактом передачи культуры от поколения к поколению: «Социализация — процесс, в ходе которого люди обучаются соблюдению социальных норм, процесс, делающий возможным существование общества и передачу его культуры от поколения к поколению». 

Социальный институт определяется как «устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему».

В центре внимания исследователей обычно находятся формы участия молодежи в функционировании того или иного социального института, посредством формальных и неформальных общественных объединений молодежи. Не случайно большое внимание изучению проблем социализации молодежи уделяет Московский гуманитарный университет во главе с ректором д.ф.н., профессором И. М. Ильинским. Анализируются отечественный и зарубежный опыт государственной молодежной политики и вырабатываются критерии и оценки тенденций в социализации молодежи.

М. Капельман утверждает, что социализация есть — «Воспроизводство культуры, освоение соответствующих образцов поведения, обычаев, ценностей, установок, социальных ролей, ожиданий. Личность характеризуется включенностью в социальные отношения. В этом процессе социализации формируется индивидуальность человека, развиваются его социальные силы, ориентированные на восприятие ряда услуг, иногда противоречащих друг другу». Во многом сходное, хотя и более широкое, соответствующее критериям ювенологического подхода, определение молодежи дал И. С. Кон: «Молодежь — социальнодемографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и других социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла, биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации».

Дефицитная модель развития социальной работы ориентирована в первую очередь на социально уязвимые слои населения, «группы Воробьев Г. Г. Молодежь в информационном обществе. М.,1990. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: анализ, планирование, внедрение, контроль. СПб.,1998.

Объявление:

ка», инвалидов и одиноких, а также детей и подростков. По социализующей среде, т. е. в зависимости от того, в действии с какими объектами, явлениями и процессами развивается и социализация, можно выделить три ряда услуг: вещественно-предметный (взаимодействие с которым происходит объективно, стихийно, и дает такие непредсказуемые последствия социализации, которые никогда не проектировались), социально-институциональный и информационный (СМИ). Здесь, соответственно, присутствуют три формы социализации — вещная, социальная и информационная.

С взрослением молодого поколения возникает необходимость в процессе социализации усваивать более сложные формы услуг. Необходимо учить читать, писать, считать, работать на станке. Это подтверждается определением «service» (в переводе с английского означает «служба, услуга, обслуживание»). В отечественной литературе определение понятия «услуга»9 предполагает такие толкования, как: виды деятельности, результат деятельности, оказание услуги.

В маркетинге услуга отождествляется с обслуживанием и определяется как: «любая деятельность, которую одна сторона может предложить другой; неосязаемое действие, не приводящее к владению чемлибо. Ее предоставление может быть связано с материальным продуктом».

Позже Ф. Котлер определяет понятие «serviсе»: «Услуга (service) — это любая деятельность или благо, которую одна сторона может предложить другой. Услуга по сути своей является неосязаемой и не приводит к овладению собственностью (к передаче собственности)». В этом контексте уже использованы термины «деятельность» и «благо». Следует учитывать и отечественное и обыденное словоупотребление слова «сервис» как набор каких-то свойств.

Технологии образовательных услуг с молодежью представляют важную часть технологического арсенала социального обслуживания не только потому, что проблемное поле этой социально-демографической категории населения весьма обширно и изобилует трудностями, но и потому, что молодежь олицетворяет будущее общества и от качества 11 Гудков Л. Кризис высшего образования в России: конец советской модели // Мониторинг ОМ, 1999. №  этого человеческого потенциала зависит судьба нашей страны в XXI веке, и адекватно этому толкование понятия «благо».

Развитие современной информационной технологии обязывает в процессе социализации учить работать с информацией и ее источниками, с новой техникой совершенно иного уровня. Умение обращаться в информационной среде становится фактором дифференциации сервисных услуг в среде современной молодежи. Именно умение пользоваться информацией выступает в молодежной среде (определенной группы молодежи) едва ли не самым достоверным критерием социальной идентификации. Престиж и статус, обусловленный знанием и умением пользования информацией, делает сервисные услуги по приобретению этих умений и навыков также дорогим и престижным. В таком случае можно говорить, что образовательные услуги напрямую связаны с процессом социализации и формирования личности.

По характеру организации и наличию целенаправленности деятельности социализация может быть стихийная и специализированная. По сферам или формам деятельности можно выделить социализацию: производственную, профессиональную, социально-групповую, политическую, идеологическую и т.п. Социализация охватывает процесс, посредством которого общество обучает молодежь. По своему содержанию она является специфическим видом творчества по оказанию услуг, порожденного новым доступом молодежи к социально-экономической, ценностной и информационной системе общества. С другой стороны, оказывая услуги в системе образования, старшее поколение формирует молодежь, осваивая и те новые услуги, к которым приобщается формируемая личность. Чтобы осуществить социальную перемену, оба поколения включаются в общественный механизм: ювенизация оборачивается социализацией. Этот двуединый процесс необходимо учитывать в образовательном процессе.

Важно выявить отношение молодежи к образовательным социальным институтам в целом, к молодежным общественным организациям. Сегодня этот анализ связан с немалыми трудностями. В политической жизни России за последние годы произошли кардинальные изменения. Это породило институциональный кризис: оказались разрушенными многие традиционные системы образования, появились новые. Многие новые формы еще переживают период становления (порой слишком затянувшийся) и далеко не всегда демонстрируют эффективность. В результате многие молодые люди, активно поддержавшие борьбу со старой политической системой, разочарованы результатами реформ.

Образование — один из наиболее динамичных социальных институтов общества конца XX – начала XXI века. Образование как социальный институт полифункционально, это:

— сфера жизни общества, на которую воздействуют различные социальные условия, определяющие многоплановость социальной среды, школы, педагогической среды;
— сеть образовательных учреждений, различающихся по характеру и уровню материально-технической базы, определяющей уровень оказываемых услуг. Реальный разрыв в этих условиях педагогического процесса, в стартовых позициях для педагогических инноваций должен учитываться при оценке их возможностей и результатов;
— процесс обучения, включающий и субъектов (учитель-ученик), и содержательную сторону (учебные планы, программы с набором определенных предметов, дисциплин, курсов);
— ценность, связанная с установками, интересами, ориентациями и учащихся, и учителей;
— ресурс, определяемый качеством образования, степенью их соответствия не только индивидуальным склонностям учащихся, но и многообразным запросам общества, рыночной экономики. Речь идет о функциональной грамотности современного выпускника школы, его готовности к жизни и работе в новых условиях XXI века.

Институализация образования, в связи с перечисленным, есть перенос акцента с непосредственных результатов обучения на такую форму услуги, как формирование у учащихся современных методов анализа, мышления, потребности в самообразовании, что усиливает потребность в выборе сервисных услуг в системе образования. При линейном подходе к процессу социализации молодежи принималась во внимание часть социально актуального опыта, при таком раскладе оказывается, что даже существующий опыт не охватывается действующей социализацией. Следует учитывать, что этот опыт не может быть оттранслирован в молодежную среду естественными процессами, поскольку для этого уже нет объективных предпосылок, а естественные механизмы разрушены. Не внедрить это в знания, ценности и позиции — значит, разрушать «ткань социальности». И встает специальная профессиональная задача в социальной работе по отысканию особых эффективных способов и методов, способных обеспечить трансляцию этого опыта в жизненные позиции молодежи.

В условиях внедрения синергетических подходов и к процессу институализации образования и к институализации социальной работы должны меняться:

— сфера образовательных услуг, в развитии которой необходимо все более ориентироваться на разнообразные (и по содержанию, и по готовности оплатить их — частично или полностью) запросы и потребности учащихся и их родителей;
— различные формы организации управления учреждениями образования и педагогическим процессом;
— активизация учебного процесса в соответствии с требованиями новых информационных технологий;
— организационные основы системы образования — возрастание самостоятельности учебных заведений, повышение роли органов местного самоуправления, развитие альтернативных образовательных учреждений;
— стратегия образовательной политики в социальной работе.

Важнейший элемент институализации — формирование гражданского самосознания личности в процессе социализации молодежи. Развитие правосознания, формирование правовой культуры — этот процесс пока еще детерминирован большей или меньшей степенью длительного негативного опыта прошлого: противоречие между идеологическими, пропагандистскими лозунгами и реальным положением дел. Провозглашалось повышение уровня жизни людей и продвижение к социальному равенству. На деле же существует уравниловка для масс и процветание для элиты. Это ведет к падению авторитета власти, дезориентации и озлоблению людей, отсутствию уважения к личности, нарушению властными структурами прав личности, недостатки гласности в политической жизни, нарушению законности, огромному числу ограничений и предписаний (зачастую противоречащих друг другу и бессмысленных), пронизывающих всю общественную жизнь.

В социальной работе с молодежью необходимо особенно учитывать специфику мужской социализации, связанной с проявлением агрессии.

В этом аспекте заслуживает внимания опыт образовательных услуг в деятельности социальных работников по «сублимации» агрессивности в молодежной среде, т. е. преобразования в целесообразную и контролируемую адаптивную форму. Здесь могут быть найдены самые разные и неожиданные решения — от организации традиционных спортивных секций для «трудных» подростков до изучения приемов рукопашного боя или восточных единоборств. В этом случае идет речь о сервисной услуге как наборе необходимых качеств в формировании личности молодого человека.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >