Подготовка специалиста по разрешению конфликтов в семье Автор: М. В. Вдовина
Одной из актуальных задач высшего образования в современной России является подготовка высококвалифицированных кадров для работы с семьей, в том числе для разрешения возникающих между членами семьи деструктивных конфликтов. Роль таких специалистов в урегулировании семейных конфликтов велика. Поскольку семья является не только малой социально-психологической группой, но и важнейшим социальным институтом, постольку многие проблемы государства и общества непосредственно отражаются на ее жизнедеятельности, и наоборот — проблемы семьи напрямую затрагивают стратегические интересы государства.
В семье неизбежно время от времени возникают конфликтные ситуации, которые в случае неблагоприятного стечения обстоятельств принимают форму острых конфликтов, приводящих к негативным последствиям. Конфликт в семье представляет собой комплексный, многоуровневый процесс обострения и разрешения разнообразных противоречий в повседневных взаимоотношениях близких родственников: супругов, родителей и детей и т. д. Под семейным конфликтом понимаются определенные отношения между членами семьи, порожденные противоречиями ее развития и функционирования как системы, посредством которого эти противоречия разрешаются. Семейный конфликт возникает по поводу выполнения семьей ее функций, психологической структуры семейных отношений, определения семейных целей и задач развития на каждой стадии жизненного цикла семьи, системы семейных ценностей и ее соответствия индивидуальным ценностям членам семьи. Семейный конфликт воспринимается и переживается членами семьи как расхождение, столкновение их интересов, целей, потребностей и т. д. При подготовке специалиста по работе с семьей следует учитывать, что трактовка учеными любого конфликта, возникающего в семье, является неоднозначной, так как это понятие с широкой «амплитудой». Обобщая позиции конфликтологических научных школ и направлений, можно выделить следующие выделяемые ими признаки, применимые к конфликту в семье: Конфликт — особый вид социальных взаимоотношений людей, который представляет собой столкновение разнонаправленных сил и противоборство двух и более противостоящих сторон. Конфликт вызван невозможностью одновременного удовлетворения потребностей его участников, предполагает пересечение их интересов, осознание ущемления своих интересов и отношение к противостоящей стороне как к противнику и «виновнику» проблемы. Конфликт вытекает из статусных, ролевых, ценностных, нормативных и иных духовных и материальных различий субъектов. В процессе конфликта происходит разрешение острого противоречия, основанного на несовместимости интересов, целей, ожиданий, взглядов, мотивов, действий. Возникновение в социальной системе конфликта неизбежно из-за наличия в ней несовершенства, неоднородности, неравномерности распределения ресурсов, неравенства и т. п. Взаимоотношения сторон в процессе конфликта связаны с негативными эмоциями, стрессами, нанесением ущерба и т. д.
С методологической точки зрения, следует отметить огромное многообразие типов конфликтов в современной семье. Среди них можно выделить: — Межличностные конфликты; конфликты между индивидом и группой; межгрупповые конфликты родственников. — Конфликты между супругами, между родителями и детьми, между братьями/сестрами, между прародителями и внуками, между представителями всех трех поколений (прародители, родители, дети); между родителями и молодыми супругами (в том числе по линиям «свекровь — сноха», «теща — зять» и т. п.); между членами семьи и другими родственниками. — По типам семей, в которой возник конфликт, это может быть конфликт в семье с патриархальными или эгалитарными взаимоотношениями, в семье многопоколенной или нуклеарной, полной или неполной, малодетной или многодетной, повторной или приемной и др. — По времени возникновения: конфликт может быть потенциально заложен еще до создания данной семьи, возникнуть на определенном этапе ее жизненного цикла или даже после распада семьи между ее «осколочными» частями. — По частоте возникновения и продолжительности: конфликты в семье могут быть кратковременными или долговременными; частыми или редкими. — По полноте проявления: конфликты могут быть открытыми (в них четко выявлены субъекты и средства конфликта, интересы его участников, тактика их поведения и т. п.; данный конфликт осознается участниками как явный); скрытыми (со слабо структурированными интересами, меньшей степенью легализации, скрытым поведением и т. п.; наличие такого латентного конфликта почти не осознается конфликтующими сторонами); частично скрытыми. — По последствиям: конфликты в семье могут быть деструктивными, нейтральными (оставляющими конфликтную ситуацию практически неизменной) и конструктивными (способствующими выявлению и разрешению противоречий, коррекции и дальнейшему развитию семейных взаимодействий), а также смешанного типа. Возможные последствия семейных конфликтов могут проявляться в различных сферах жизнедеятельности индивида, семьи, общества. Причем последствия отдельного конфликта могут быть настолько неоднозначны, что одновременно могут выступать и как конструктивные (например, для определенного участника конфликта), и как деструктивные (например, для семьи или общества в целом).
В семье конфликты возникают из-за совокупности разнообразных причин. Проведенное нами в Москве и Московской области анкетирование на тему «Межпоколенческий конфликт в современной семье» (было опрошено 1482 респондента в 2003 г. по случайной выборке и 473 респондента из этнически смешанных семей в 2005 г.) выявило, что многие из причин этого конфликта затрагивают семейное благополучие в целом и напрямую зависят от социальных проблем, существующих в современной России (малообеспеченность семей с детьми, недоступность благоустроенного жилья, инфляция в стране и безработица, распространение социальных девиаций и т. д.). Эмпирически подтвердилось, что не только межличностные и семейно-родственные проблемы, но и общесоциальные факторы стимулируют конфликты в семье. Наши респонденты выделили ряд таких факторов: социальноэкономические проблемы российского общества, политическая нестабильность в государстве, увеличение числа различных социальных конфликтов, ухудшение «морального климата» в обществе, возрастание эгоцентризма по сравнению с фамилиецентризмом, рост разнообразных проблем у семей с детьми и т. п. Разрешение конфликтов в семье, как показало проведенное исследование, тесно связано с устранением их основных причин. Поскольку многие из этих причин имеют социальную природу, а последствия семейных конфликтов негативно влияют на состояние общества в целом и его отдельных сфер (культуры, политики, экономики и т. д.), постольку не только семья и отдельные индивиды, но и государство должно принимать активное участие в урегулировании семейных конфликтов и готовить соответствующие кадры.
В современной России социальное урегулирование семейных конфликтов требует комплексного подхода. «Инструментами» и предпосылками такого разрешения служат стабильность в государстве (по мнению 29% опрошенных семей), соответствующая нормативноправовая база (7%), социальное обслуживание (12%) и консультирование семей специализированными структурами (11%). С точки зрения почти 60% респондентов, необходимо решение жилищных проблем молодых семей и экономических проблем семьи — 38%. Внутрисемейными усилиями решить данные проблемы крайне сложно, а для большинства семей — почти невозможно.
Проведенное нами исследование показало, что почти 80% семей в разрешении конфликта рассчитывают прежде всего на самопомощь (треть опрошенных) и на взаимопомощь родственников, включающую посредничество наиболее авторитетного члена семьи (32%), самого старшего представителя семейного рода (15%).
Однако в современной российской семье наблюдаются затруднения в самостоятельном разрешении конфликтов без применения специальных приемов и методик. К ним относятся: правовое регулирование отношений в семье, предупреждение конфликта, управление процессом его протекания с целью конструктивного разрешения, организация переговоров, использование посредничества, семейное консультирование и семейная терапия, сотрудничество сторон, достижение компромисса, консенсуса и т. п. Эти методики могут использоваться семьей как самостоятельно, так и при помощи специалистов. Наше исследование показало потребность ряда семей в таких специалистах: психолога (к нему обратились бы 37% респондентов), социального работника (7%), педагога (5%), юриста (4%), медика (2%), сотрудника милиции (3%).
Будущий специалист должен знать, что урегулирование семейных конфликтов является дифференцированным процессом, который детерминирован типами семьи и этапами семейного жизненного цикла. Наибольшие затруднения в самостоятельном разрешении конфликтов имеют семьи дезинтегрированные, разобщенные, с нетипичной структурой (по данным последней переписи населения, в России около 15% неполных нуклеарных и 6% неполных многопоколенных семей, 15% многопоколенных полных семей, 5% многодетных семей и т. д.25), социально уязвимые (малообеспеченные семьи, семьи с инвалидами, с безработными, семьи с девиантным поведением и т. п.). Также внутрисемейное разрешение конфликта часто требует посторонней помощи на «переходных» этапах жизненного цикла семьи: таких как появление в семье маленьких детей, достижение детьми подросткового возраста, создание молодежью собственной семьи, выход родителей на пенсию и др.
По отношению к семье специалист не должен занимать крайние позиции чрезмерного вмешательства в частную жизнь граждан, принятия на себя ответственности за семейное благополучие клиентов или, напротив, устранения от решения насущных семейных проблем. Семья — самодостаточная развивающаяся социальная система. Однако следует поддерживать ее развитие, в том числе путем консультирования конкретных нуждающихся семей с целью предупреждения и разрешения семейных конфликтов.
Важнейшим механизмом социальной регуляции семейных конфликтов является разработка и реализация соответствующей социальной политики. Особую роль в разрешении этих конфликтов играют такие направления социальной политики, как семейная политика, демографическая, молодежная, жилищная, образовательная, культурная, информационная политика, политика труда и занятости, пенсионного обеспечения. Задачей социальной политики, в целом, и конкретных специалистов, в частности, не должны быть подавление конфликта или избегание решения сложных социальных проблем семьи. Необходим гибкий учет интересов ее членов, гармонизация их отношений, координация взаимодействия семьи и других социальных институтов, поддержание и укрепление социального статуса семей с детьми, подготовка молодежи к семейной жизни и помощь молодым семьям, развитие правоохранительной и законодательной деятельности в социальной сфере общества и т. д.
При подготовке к урегулированию семейных конфликтов необходимо обращать внимание будущих специалистов на дифференцированный и семейно-ориентированный подходы, при которых профессиональное вмешательство должно осуществляться в зависимости от остроты конфликтной ситуации и от потребности конкретных семей в помощи. Следует обращать внимание студентов на важнейшие принципы работы с семьей: конфиденциальность, добровольность помощи, ее доступность. Специалист должен знать, что предпочтительнее не столько прямое вмешательство в частную жизнь граждан (оно необходимо лишь в случаях насильственных конфликтов и угрозы жизни и здоровью людей, общественному порядку), сколько создание благоприятных условий и возможностей для разрешения семейных конфликтов. В частности, этому способствуют развитие региональной и муниципальной социальной политики, реализация специальных социальных программ, укрепляющих семейные отношения.
В качестве важнейшего условия подготовки специалистов с высшим социальным образованием является овладение ими навыками организации конструктивного диалога в семье путем применения соответствующих социальных технологий (консультативных, адаптационных, коммуникативных, посреднических, коррекционных, реабилитационных, профилактических и др.).
|