Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Молодежная политика

Молодежная политика: задачи нового этапа

Автор: О. А. Рожнов

Образование XXI века является делом крайне важным, и сегодня его молодежи не хватает. Когда-то на протяжении почти трех лет я был членом Коллегии Рособразования, представляя там интересы молодежных организаций, присутствовал при обсуждении образовательных вопросов и отстаивал интересы молодежи и студентов.

Именно как практики общественной работы, возглавляя Российский союз молодежи, не раз мы собирали студенческие форумы, обсуждали вопросы студенческого самоуправления. Какие вопросы больше всего волновали аудиторию? 

Первый — участие студентов в управлении образованием и своими учебными заведениями. Второе — отсутствие механизмов вовлечения молодежи и студентов в социальную практику.
Проанализировав официальную статистику, мы решили узнать, как вообще работают вузы, функционирует ли в них система студенческого соуправления. Не буду приводить цифры, но общий вывод оказался таковым: во многих вузах отсутствуют какие-либо механизмы и формы соуправления со стороны студентов. И все же в некоторых вузах такие механизмы есть, но, к сожалению, руководство учебными заведениями часто не видит в этих студенческих органах своих партнеров по управлению или видят в них только организации, которые должны заниматься исключительно досугом студентов. Мы столкнулись с плачевным состоянием советов молодых ученых и специалистов. Если они где-то и существуют, то с их мнением не всегда считаются.

Как члены Общественной палаты в свое время мы инициировали создание совета по студенческому соуправлению при министре образования и науки А. А. Фурсенко. Какие-то шаги сделать удалось, но самого главного не сделали: не удалось внести поправки в закон о высшем послевузовском образовании. В Законе говорится, что в вузе существует Ученый и Попечительский советы. Ученый совет выражает мнение тех, кто работает в вузе, преподает, а в Попечительский входят люди, которые управляют вузом. Упоминания же о студенческом совете в Законе нет. Но студент, наверное, — как раз тот человек, на которого работает система образования, адресованная именно студенту, который после окончания учебного заведения должен быть востребован работодателем. Нужен механизм, позволяющий студенту выразить свое мнение о происходящем в вузе. Для этого-то и нужен студенческий совет. Задавая вопрос ректорам, проходивших раньше утверждение на Коллегии Рособразования, а есть ли у них органы студенческого самоуправления, мы выяснили: где-то в качестве органа студенческого самоуправления видят исключительно профсоюзный комитет студентов, где-то говорят, что у нас есть то или иное общественно-политическое объединение. Все зависит прежде всего от воли руководства вузов.

Вот и сейчас снова идет разговор об обсуждение поправки, связанной с участием студентов в жизни вуза. К сожалению, опять какие-то бюрократические механизмы не дают возможности внести ее. Хотя было бы логично: Ученый совет преподавателей и руководителей, Попечительский совет и Студенческий совет. Больше того, в законе указаны только общественные организации, а это — один из видов общественных объединений, которые могут работать в вузах. Именно поэтому нам всегда говорят: в Законе же есть указание, но, на мой взгляд, оно не соответствует тому положению дел, которое должно быть в вузе: студенты должны влиять на процесс образования. У студентов должен быть свой механизм, позволяющий оказывать влияние на жизнь учебного заведения. Причем, не какая-то инициативная группа, которая постоянно ходит к ректору, а именно студсовет, который формируется на легитимной основе. Студенты всех курсов, всех факультетов должны быть причастны к управлению образованием и вузом.

Объявление:

А теперь несколько слов о том, чем начало заниматься наше министерство. Вчера исполнилось шесть месяцев с тех пор, как было объявле но о создании нашего министерства. В той части, где молодежная политика непосредственной соприкасается с образованием, его работа, безусловно, касается вопросов поддержки, сопровождения талантливой молодежи. Как было сказано в недавно прозвучавшем обращении Президента РФ, необходимо задуматься над возвращением тех наших ребят, кто уехал за границу. С этим тесно связан вопрос занятости, потому что в рамках исследования, которое мы проводили, специалистов в Российской Федерации вполне достаточно, но вопросы занятости не всегда связаны с тем, сколько у нас на рынок труда выходит специалистов по той или иной специализации. Так что на сегодня важен вопрос сопровождения, трудоустройства талантливых ребят у нас в стране. Это как раз то, что в молодежной политике близко стоит с образованием.

В. Е. Шудегов уже упоминал о концепции «Стратегия-2020». Мы тоже, когда начали работать, получив первые проекты документа, столкнулись с тем, что молодежная политика у нас опять располагалась в разделе 3.7 концепции «Социальная политика и социальные институты», в которой было четыре подгруппы: дети, пенсионеры, инвалиды и молодежь.

В последнем проекте, я надеюсь, появится раздел «Молодежная политика». Этот раздел должен быть представлен как отрасль. Мы ее считаем отраслью, потому что образование — это все то, что получает молодой человек не только в учебном заведении, но и все то, что он получает за стенами — информация, какие-то гражданские институты. Все это — уже наша сфера, сфера молодежной политики. Конечно, предмет нашей заботы — это и работающая молодежь, и та, которая является предпринимателями.

Так что в «Стратегии-2020» появился раздел молодежной политики. Не буду его пересказывать. Появился самостоятельный раздел и в документе «Основные направления развития до 2012 г.». Мы надеемся, что к этому отнесутся серьезно руководители субъектов, потому что одной из наших главных задач я вижу выстраивание министерством единой системы управления в молодежной сфере на территории РФ. У нас в РФ больше 80 субъектов; в двух из них есть самостоятельные министерства; гдето есть агентства; где-то — комитеты и управления. В 9 субъектах существуют отделы по работе с молодежью в том или ином управлении или министерстве.

В настоящее время не может не настораживать еще один процесс, который дает о себе знать все более заметно: в целом ряде регионов идет объединение молодежной проблематики со спортом. Может быть, это и неплохо, но важно не переусердствовать, потому что молодежная тематика — сфера межведомственная. Здесь нужно взаимодействие. Самостоятельные комитеты, как правило, более эффективны.

Для нас крайне важен и вопрос инфраструктуры. Это не только поддержка общественных объединений. Нужны учреждения. Мы опять же, но уже с другим комитетом Госдумы, ведем активную работу по поводу 120-го ФЗ.

Есть типовое положение об учреждениях образования, об учреждениях других сфер. Нет типовых положений о молодежной политике. Соответственно в регионах поступают просто, говоря об учреждениях, о типовых положениях — возьмите то, которое есть. Но мы хотим свое: у нас молодежная сфера, мы работаем с молодежью. Есть типовое положение, указанное или разработанное? Нет. В ближайшее время мы постараемся эту задачу решить.

Конечно, изменения в законодательстве, касающиеся молодежной сферы, — не только студенческого самоуправления; это — и законы об общественных объединениях, который далеко не совершенен, о коммерческих организациях; закон о господдержке, о молодежных и детских общественных объединениях. Следующий год, который в Российской Федерации назван годом молодежи, надеюсь, для всех, кто работает в молодежной сфере, будет не просто праздником в течение 12 месяцев, а годом, когда будут заложены основы для работы на долгие годы.
В ряде субъектов РФ на уровне субъектов отсутствуют советы молодых ученых. А ведь сейчас даже по указу о больших премиях, который подписал Президент, нужно согласовывать с этими советами!

В год молодежи нужно постараться помочь ребятам в создании этих советов. Как говорит Президент страны и председатель Правительства, главным ресурсом страны должен стать человек. Это — основа инновационного потенциала общества. Его источник — молодежь, которой нужно дать полноценное образование (вузовское и гражданское). Я надеюсь на конструктивное сотрудничество между нашим Министерством и Министерством образования и науки. Важно работать на результат.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >