Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Развитие образования

Образовательная революция в перспективе устойчивого развития

Автор: А. Д. Урсул 

После того, как в 1992 г. в Рио-де-Жанейро на конференции ООН по окружающей среде и развитию была принята Стратегия, у мирового сообщества появились цели, связанные с переходом к устойчивому развитию. Основные из них — выживание цивилизации и сохранение биосферы. Эти цели задаются образованию как бы извне. Задача же образования — обеспечить их достижение; их реализация в первую очередь зависит от образования. Почему образованию принадлежит приоритетная роль в достижении устойчивого развития? 

Дело в том, что, в принципе, устойчивое развитие существует только в виде некой концептуальной модели. В реальности, конечно, устойчивого развития еще нет, тем более нет и того глобального варианта, к которому мы должны стремиться. Сама модель устойчивого будущего должна реализовываться благодаря социальному проектированию, в результате чего сложится новая модель развития. Но для того чтобы переориентировать сознание людей на созидание этой новой модели развития общества, необходимо совершенно иное сознание по сравнению с доминирующим в наши дни. Конечно, оно будет носить системный характер, но я подчеркну одну черту, которая мне представляется наиболее важной: сознание должно быть опережающим.

Традиционная философия нас учила тому, что сознание отстает от бытия, но в наши дни приходится вести речь о том, что сознание должно быть опережающим. Такое опережение должно осуществляться не только на индивидуальном, но и на всех уровнях, связанных с коллективным объединением и взаимодействием. Именно поэтому, как мне представляется, формирование опережающего сознания становится главной задачей образования.

Почему нужно именно опережающее образование? Представление об устойчивом развитии возникло как реакция на необходимость предложить какую-то новую модель развития, которая исключала бы глобальную антропологическую катастрофу. Такая модель устойчивого развития была принята мировым сообществом (по крайней мере, теми странами, которые входят в ООН). Если разразится антропологическая катастрофа, то, конечно, устранять ее последствия уже будет некому. Именно поэтому тот принцип устранения катастроф и чрезвычайных ситуаций, который принят в настоящее время, не «сработает». Нужно научиться формировать опережающее сознание, принимать превентивные решения и опережающие меры, которые помогут реализовывать идею устойчивого развития. В этом смысле понимание является одной из краеугольных основ для раз-вития нового типа образования, который бы был сориентирован на будущее.

Что собой представляет современное образование в этом смысле, мы все прекрасно знаем. Это — очень инерционная, консервативная система. Недавно мне встретился даже такой термин: образование «ветхое». И полагаю, что он имеет право на существование. Так вот, необходимо превратить такое отстающее образование в образование, которое бы обеспечивало достижение целей устойчивого развития. Для этого содержание образование должно переставить акценты и интересы с прошлого и отчасти настоящего в сторону будущего. Этот процесс смещения акцентов в образовании я и называю футуризацией.

Объявление:

Полагаю, что те инновационные процессы, которые в настоящее время развиваются в образовании в рамках стратегии модернизации, должны трансформироваться в инновационно-опережающие процессы, а в стратегической перспективе само образование постепенно должно трансформироваться от модернизационной стратегии в сторону футуризации: оно должно рассматриваться как определенная область деятельности опережающей системы.

Термином «опережающее образование» пользуются уже примерно 20 лет, но все эти годы оно наполнялось содержанием разным. Сейчас его я связываю с устойчивым развитием и считаю, что ядром образования для устойчивого развития должно стать именно опережающее образование. В чем видится суть опережающего образования? Во-первых, в том, что в само содержание, в предметное поле образовательной деятельности включаются элементы будущего. Если рассмотреть, чему мы обучаем, то увидим, что большая часть той информации, которая циркулирует в образовательном процессе, — материал давно устаревший. И это не случайность: на протяжении столетий действовал принцип, в соответствии с которым образование ориентировалось на уже устоявшиеся, прежде всего научные, знания. Но очевидно, если знание устоялось, то оно в существенной степени уже и устарело. Таким образом, циркуляция в основном устаревшего знания — характерная черта для всей системы образования. Это — один из факторов того кризиса, который постиг все мировое образование.
Наполнение содержания образования факторами и мотивами будущего, футуризация его содержания является основной, но для того чтобы выполнять свою спасительную функцию, образование должно развиваться гораздо быстрее, чем все прочие сферы деятельности (может быть, исключая науку), а тот, кто принимает какие-либо решения, связанные с его будущим, должен быть оснащен идеями, связанными с переходом к устойчивому развитию. Поэтому эти внутренний и внешний опережающие моменты образования являются связанными между собой. Именно они позволят образованию выполнить ту новую функцию, которая на него возложена: обеспечить выживание человечества через выживание образования. Но не того образования, которое существует, а именно образование для устойчивого развития.

Здесь я хотел бы обратить внимание на то, что в данном случае речь идет не обо всем образовании, которое носит естественный характер и реализуется в специальных учебных заведениях, а именно только в последнем случае, т. е. того образования, которое реализуется в специальных учебных заведениях. Если мы берем образование, которое происходит на работе, дома, при общении человека с окружающей социальной и природной средой, то в этом случае получается естественное образование. Оно больше связано с моделью неустойчивого развития. Поэтому оно очень мало может дать для перехода к развитию устойчивому. А вот когда мы в специальных учебных заведениях, особенно в высшей школе, начнем реализовывать идеи устойчивого развития образования, то возможен наиболее активный переход к устойчивому развитию.

Хочу обратить внимание на то, что в настоящее время развитие науки также должно в значительной степени измениться, поскольку для образования она является источником информации. Что же касается будущего, то в науке пока статус понятия будущего до конца еще не определен, потому что академическая модель науки ориентируется на факты, на истину, на практику, а при изучении будущего ничего этого нет. Мы можем как-то апеллировать к виртуальным фактам, к каким-то квазиистинам образования, к виртуальности, но реальной практики здесь нет.
В силу этого современная наука отказывает будущему в таком же статусе, какое оно имеет для прошлого и настоящего, поскольку по сути дела академическая модель науки ориентирована в основном на прошлое и настоящее. В дальнейшем, я думаю, что и в науке произойдет революция в науке. Это будет единая образовательная научная революция, которая, наверное, вместе с другими информационноинтеллектуальными сферами деятельности определит новую осевую революцию по своей значимости сопоставимую с той эпохой, о которой говорил Карл Ясперс. Эта новая осевая революция будет связана и с переходом к устойчивому развитию, и развитием духовно-интеллектуального потенциала, включая науку и образование для того, чтобы этот переход осуществился.

Я хотел бы обратить внимание на то, что период с 2005 по 2014 год объявлен декадой перехода к устойчивому развитию. Одновременно, следуя тем идеям, ООН объявила и о том, что это — декада и образования для устойчивого развития. Сказанное означает, что в эти годы мы начнем переход к устойчивому развитию во всех направлениях. В Европе сейчас принята стратегия для устойчивого развития образования. Это образование уже развертывается. Думаю, что и у нас в России тоже имеются предпосылки перехода к образованию для устойчивого развития. Мне кажется, что в эту декаду образование для устойчивого развития можно уже более активно использовать имеющийся интеллектуальный потенциал университета, для реализации этой спасительной функции устойчивого образования.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >