Pravmisl.ru







Высшая школа Украины

Социальные детерминанты качества образования в высшей школе Украины

Автор: С. А. Шудло 

На всех уровнях украинского общества активно дискутируется вопрос о том, какое образование нам нужно. Много говорят о кризисе образования, в частности, о том, что этот кризис нужно понимать как кризис его качества. Очевидно, современные проблемы образования носят общий характер; они глобальны и связаны с процессами трансформации системы высшего образования. При этом определяющий вектор такой трансформации связан с проблемой поиска путей повышения качества образования. Понятие качества образования в наши дни фигурирует в качестве основного во всех нормативных документах. 

Но спрашивается, насколько четко мы понимаем, что собой являет качество образования в наше время и как его можно оценить и измерить?

Итак, мы говорим о снижении качества образования. Безусловно, на качество образовательных услуг существенно влияют финансовые, кадровые и организационные проблемы. Для Украины, как и для большинства стран постсоветского пространства, среди факторов, которое существенно снизили качество образовательных услуг, можно отметить снижение уровня государственного финансирования образовательной и научной деятельности. Остро ощущается дефицит специалистов, способных работать в условиях рыночной экономики, но в то же время налицо избыток специалистов традиционных специалистов. Отмечается снижение интереса к овладению техническими знаниями и приобретению к инженерным профессиям. Нестабилен спрос на специалистов-выпускников вузов.

Конечно, в основе проблемы современного образования следует видеть более глобальный подтекст. Институт образования переживает кризис, связанный с глобальным социально-экономическим кризисом. Переход к информационной цивилизации требует коренного качественного изменения всей системы подготовки человека к жизни. Снова приходиться возвращаться к поиску ответов на «вечные» вопросы образования. Снова и снова приходиться возвращаться к вопросам, чему и как учить, как изучать, когда учиться, сколько учиться, у кого учиться? Обозначился ряд проблем, связанных с функциональной неграмотностью выпускников, с их неспособностью, несмотря на полученное образование, выполнять свои профессиональные обязанности.

Новые знания радикально изменяют потребности и запросы общества и поставили перед образованием задачу нового плана: его содержание должно отслеживать не прошлое, а быть устремленным в будущее; оно должно не догонять, а опережать социально-экономический прогресс. Принцип опережающего развития становится важнейшим принципом образования лишь благодаря влиянию науки. Однако складывается впечатление, что мы надлежащим образом не учитываем влияние особенностей развития науки на образование, тем самым игнорируем мировые тенденции развития института образования.

Поскольку мы говорим о качестве образования, мы выходим на два аспекта этой проблемы. Первый: соответствие образования образовательными стандартами. Проблема стандартов чрезвычайно близка высшей школе Украины. У нас на Украине тоже проблемы со стандартами. Нужно учитывать. Хотелось бы, чтобы в законе об образовании, о высшем образовании было определено, что стандарты пересматриваются не реже, чем раз в 10 лет. В итоге мы выйдем на задачу соотнесения. При этом студентам, которые по ним учатся, еще нужно выходить на рынок труда и ближайшие 20–30 лет работать. Как соотнести качество образования с реальными потребностями общества в перспективе 20–30 лет? Второй аспект — соответствие образовательных услуг запросам потребителей. Мы много говорим о многоуровневой структуре потребителей образовательных услуг (государство, общество, работодатель, родители, студенты). Как свидетельствуют результаты социологических обследований пока такого соответствия нет.

В мае прошлого года мы провели масштабное социологическое исследование в западном и восточном регионах Украины. Один из вопросов, на который мы постарались ответить, можно сформулировать так: как общество оценивает реформы нашего образования и как оно относится к изменениям в сфере образовательных услуг? Полученные результаты свидетельствуют о преобладании негативных оценок. В то же время обращает на себя внимание амбивалентность оценок современных изменений в качестве образования. Трансформация института образования воспринимается на уровне массового сознания неоднозначно. Рядовой житель нечасто может адекватно воспринять, понять и оценить поток тех перманентных экспериментов и инноваций в сфере образования, которые происходят на его глазах. Результаты указывают на аморфность, амбивалентность взглядов людей. Но общественное мнение более активно реагирует на изменения в высшем образовании, чем на реформы и перемены в среднем образовании. Результаты исследования свидетельствуют, что темпы и глубина образовательных реформ не удовлетворяют потребности общества, государства и человека. Недостаточен уровень доступности качественного образования, введение информационных технологий, финансирование образовательной отрасли. Но качественное образование не может быть дешевым.

Очевидно, что качество высшего образования в значительной степени определяется уровнем работы школы. От того, какие абитуриенты приходят в высшую школу, во многом зависят и их возможности к получению высшего образования, усвоения необходимого объема знаний, адаптация на рынке труда. На Украине с 2008 г. была введено обязательное, внешнее независимое оценивание. Это единственный путь к получению высшего образования. Отменены вступительные экзамены в вузы. Все проходят независимое внешнее оценивание. Конечно, у каждой инновации есть свои «но» и противоречия. С рядом проблем, порожденных новой практикой, столкнулись и мы. Сейчас министерство образования и науки в целях повышения качества и престижа высшего образования у нас еще раз пересмотрело условия приема и еще более ужесточило условия, уменьшило количество льгот при поступлении в вузы с целью повысить качество и престиж высшего образования. Однако у руководителей учебных заведений вызывает обеспокоенность моральной неготовностью учеников к проведению тестирования. Настороженно и отношение преподавательского корпуса к внедрению новой формы оценивания знаний; недостаточна готовность к оцениванию школьников в сельской и горной местностях, а ведь им всем необходимо обеспечить одинаковый доступ к качественному образованию. Важным в этом плане является уровень компьютеризации сельских школ, обеспечение доступа к сети Интернет.

Подведу некоторые итоги. Глубина тех проблем, с которыми мы столкнулись в процессе реформирования и модернизации высшего образования, свидетельствует, что разрешение ряда проблем станет реальностью только тогда, когда сфера образования не на словах, а на деле обретет статус действительно приоритетной сферы деятельности государства и станет приоритетом общества. В противном случае государство подорвет фундамент своего существования.

 
< Предыдущая   Следующая >