Туристские вузы |
Качество образования как стратегический ориентир развития туристского вузаАвторы: Н. А. Лоншакова, В. П. Моченов, А. И. СеселкинВ современном мире туризм — активно развивающаяся отрасль экономики, так что вполне естественен рост спроса на квалифицированных специалистов туристского профиля. Идет интенсивный процесс становления туристского образования. При этом все более актуальным становится исследование взаимодействия системы подготовки специалистов туристского профиля и работодателей. Вместе с тем, будучи молодой отраслью современной экономики, туризм пока еще переживает стадию становления, а его специалисты оказывают формирующее воздействие на современную тур-индустрию. Очевидно, что сегодня от качества подготовленных специалистов во многом зависит и будущее отрасли. В этом контексте, наряду с изучением рынка труда, актуальной становится и изучение проблемы повышения качества подготовки специалистов соответствующего профиля. Важнейший показатель качества подготовки специалиста — оценка работодателями уровня их подготовки. В процессе исследовании этот аспект проблемы изучался как путем оценки работодателями профессиональных качеств молодых специалистов, так и с помощью изучения представлений работодателей о профессиональных и личностных качествах, необходимых для работы в туристических компаниях. Проведенный Центром управления качества образования РМАТ опрос работодателей позволил выделить ряд критериев конкурентоспособности выпускников. В ходе опроса оценивались профессиональная квалификация, культура специалиста (профессиональная и общая), трудовая и профессиональная мотивация, поведенческие характеристики. Как отмечают работники российских турфирм, у наших выпускников недостаточно практических навыков (20,9%); они слабо ориентируются в современных проблемах туризма (13,9%). Объявление: Анализируя представление работников российских турфирм о «качественном» туристском образовании, можно отметить, что во главу угла практические работники ставят: «умение хорошо ориентироваться в современных концепциях турбизнеса» (30,2%), «иметь хорошую гуманитарную подготовку» (18,6%) и «наличие красного диплома» (16,2%). Меньше внимания уделяется таким признакам, «как иметь много знаний по широкому кругу дисциплин» (2,3%), «владеть навыками постоянного совершенствования своего образования» (4,6%), «знать основы экономики» (11,6%). Опрос среди студентов РМАТ показал, что главное для них в «качественном» туристском образовании — глубокие знания по широкому кругу дисциплин (58,1%), умение хорошо ориентироваться в современных концепциях турбизнеса (40,0%), владение навыками самосовершенствования (17,4%). Такое различие в понимании качества туристского образования свидетельствует о наличии противоречия между ориентациями студентов и ожиданиями работодателей. Существенные расхождения позиции практиков-работодателей и представителей вузов, участвующих в научно-практической конференции «Губернское кольцо Подмосковья — новый бренд России», выявились при оценке значимости профессиональных и личностных качеств специалиста. Работодатели дали более высокую оценку значимости профессиональных и личностных качеств, необходимых специалисту в сфере туризма, чем это сделали представители вузов. Наибольшие расхождения в оценке качеств были выявлены по параметрам, приведенным в Таблице. Сближение мнений наблюдалось по таким качествам, как 1) начитанность, общая эрудиция (21 и 29); 2) знание английского языка (21 и 21); 3) опыт работы в турфирме (21 и 14); 4) знания в области права (14 и 14); 5) знания в области культуры и искусства (14 и 14); умение вести официальную переписку (21 и 29); креативное мышление (36 и 36); 9) аккуратность (29 и 36). По-видимому, сегодня необходимо более активно развивать интеграцию образования и производства путем создания корпоративных центров — совместных структур вузов и предприятий, где студенты могли бы работать в условиях, приближенных к реальному производству, и выполнять заказы работодателей. На современном рынке труда наибольшими преимуществами пользуется не просто профессионалы, но люди гибкие, обучаемые, способные овладевать дополнительными знаниями, навыками и профессиями. По мнению Е. М. Аврамовой и Ю. Б. Верпаховской «сопоставление ожиданий работодателей и работников обнаруживает три главные проблемы. Первая — деформация конкурентной среды — характеризует всю сферу экономических отношений, включение в них гипертрофированной неформальной составляющей. Вторая — непропорционально низкая оплата труда в ряде сфер экономики (прежде всего, в бюджетной) характеризует состояние рынка труда. Третья проблема, касающаяся сферы образования, связана с его сильной дифференциацией по качеству предоставляемых услуг. По результатам нашего исследования, современный специалист для достижения успеха должен иметь глубокие профессиональные знания. Пришло время профессионалов, когда без высокого уровня профессиональной, теоретической и практической подготовки получить общественное признание, а, зачастую, и хорошую работу, весьма затруднительно. «Высокие профессиональные знания личности придают ей уверенность, решительность в действиях, поступках», «вырабатывается иммунитет против боязни принять ответственные решения», «укрепляют сознание и чувство собственного достоинства» — таковы некоторые ответы студентов. Создание собственной системы менеджмента качества организации (СМК), специализирующейся в сфере профессионального туристского образования на российском рынке образовательных услуг, в соответствии с требованиями базового в области менеджмента качества международного стандарта ISO 9001:2000 и корректировка действующей СМК организации в соответствии с требованиями системы сертификации WTO TedQual — крайне важный комплекс мероприятий для той организации, которая предполагает представлять (в том числе на уровне международного сотрудничества) — интересы российских организаций. Практическое применение таких инструментов, как TedQual, ISO — серьезная поддержка для той организации, которая стремится определять политику качества и формировать требования и стандарты на национальном рынке образовательных услуг в сфере профессионального туристского образования. В настоящее время наблюдается тенденция смещения оценки качества из сферы внешнего контроля и мониторинга на повышение самостоятельности образовательного учреждения и его саморегуляцию. В этом случае внешняя оценка качества перестает быть самодостаточной процедурой, становится скорее дополнением внутренней гарантии качества. Использование системы менеджмента качества на основе стандартов ИСО 9001(9000) позволяет вузам поддерживать высокое качество образования, проводя самообследование в непрерывном режиме: внутренний мониторинг, анализ и постоянное самосовершенствование своей образовательной деятельности. Нас поддерживают: Системы вентиляции |
< Предыдущая | Следующая > |
---|