Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Подготовка специалистов

Процессный подход в построении системы качественной подготовки специалистов

Авторы: Н. Р.Геронина, Н. М. Легонькова, А. Б. Андреева

Деятельность вуза, как и любой организации, представляет собой совокупность последовательных и взаимосвязанных процессов. Результатом основного — образовательного — процесса является высокое качество подготовки специалистов, отвечающее требованиям всех заинтересованных сторон, а также укрепление позиций вуза как на рынке образовательных услуг, так и на рынке труда.

Как известно, менеджмент процессов должен включать проектирование процессов, управление ими и их изменениями. Мерой качества процессов обычно является степень гарантии того, что оказанная услуга, в том числе образовательная или научно-исследовательская, соответствует требованиям потребителя. Обеспечение же таких гарантий связано с наличием в вузе системы менеджмента качества.

Сочетание принципов управления вузом и методов менеджмента качества позволяет Московскому банковскому институту развивать систему управления вузом, увязывая отдельные процессы в единую систему и встраивая в эту систему управления механизм непрерывного улучшения деятельности учебного заведения.
Известно, что основными процессами в вузе являются процессы проектирования образовательных программ и предоставления образовательных услуг. Дальнейшая идентификация их составных частей, т. е. детальная декомпозиция основных ключевых процессов с последующими описанием процедур подпроцессов (рабочих процессов вуза), позволяет выявить их взаимосвязи и области взаимодействия.

Система управления качеством МБИ была разработана, исходя из ориентации структурных подразделений и всех сотрудников на повышение эффективности основных процессов. В системе управления «законодательными» органами управления выступают: Совет учредителей (Попечительский совет), ректор, Ученый совет; «исполнительными» — линейно-функциональная структура руководства (ректорат и соподчиненные ему структурные подразделения). Сочетание «законодательного» и «исполнительного» органов создает возможность распределения обязанностей и контроля на верхнем уровне управления вузом.

Организационная структура МБИ функционирует как единый комплекс непрерывного обучения банковских кадров. В его состав входят факультеты, в т.ч. довузовской подготовки, аспирантуру, кафедры, филиалы выпускающих кафедр (лаборатории) в банках; центр качества образования, тренинг-центр, учебный отдел, научно-методический центр и библиотеку. Кроме того, организационная структура института включает редакционно-издательский центр, научно-исследовательский информационный центр, центр психологической и внеаудиторной работы, центр маркетинга и развития, службу трудоустройства и взаимосвязи с банками, административные подразделения.

Объявление:

Важный элемент организационной структуры МБИ — совокупность образованных в институте коллегиальных органов управления (Научно-методический совет; Редакционно-издательский совет; Студсовет). Эти коллегиальные органы выполняют совещательные функции при выработке решений по важнейшим направлениям деятельности института. Функцию «обратной связи», т. е. получения достоверной информации о качестве подготовки студентов и выпускников МБИ, выполняют: Служба трудоустройства и взаимосвязи с банками, филиалы выпускающих кафедр (лаборатории) в банках, Ассоциация выпускников института.

При планировании своей деятельности, в МБИ на основе Политики и Стратегии развития устанавливаются долгосрочные и среднесрочные цели. Путем декомпозиции долгосрочных и среднесрочных целей определяются краткосрочные цели и задачи каждого подразделения, которые позволяют осуществлять анализ соответствия предпринятых действий по улучшению образовательной деятельности (в рамках целей в области качества) стратегическим задачам вуза.

Отчетная документация рассматривается на заседаниях Ученого совета с участием представителей подразделений, а также на заседаниях ректората, деканата, когда в ходе совместного обсуждения разрабатываются планы соответствующих мероприятий по совершенствованию процессов для каждой недостигнутой цели.

Одним из важных направлений работы института является постоянное совершенствование образовательного процесса на основе инноваций. Все нововведения осуществляются на основе систематического, комплексного анализа разных сторон деятельности, где главное — сравнение достигнутых результатов с запланированными.
Совершенствование процессов на основе инноваций происходит по следующему алгоритму:

— формируется развернутый перечень приоритетных проблем;
— создаются специальные группы, в состав которых входят представители профессорско-преподавательского и управленческого состава;
— рабочая группа проводит обработку планов развития, выделяет и детализирует шаги по их осуществлению, определяет показатели и критерии, с помощью которых контролируется ход процесса, а также разрабатываются научно-обоснованные рекомендации по приоритетным направлениям;
— на основе проведенных действий осуществляется поэтапное внедрение разработок в образовательный процесс.

По ходу проведения различных конференций, семинаров по результатам научно-исследовательских и опытных разработок, социологических опросов и анкетирования, собраний старост групп и других мероприятий («обратная связь») выявляются предложения и пожелания преподавателей, сотрудников и студентов, которые затем учитываются при разработке действий по совершенствованию процессов. Отчеты преподавателей о качестве знаний студентов и проблемах их подготовки на заседаниях, собраниях Ученого совета, факультета, собраниях кураторов позволяют контролировать ход учебного процесса и вносить необходимые корректирующие изменения в случае появления отклонений от запланированных показателей и развития взаимосвязанных процессов от поставленных целей развития.

Участие ППС и сотрудников в организации и проведении научнопрактических конференций и семинаров, подготовке аспирантов или соискателей, в выполнении НИР (с привлечением студентов), подготовке кадров высшей квалификации из числа сотрудников, укреплении научно-технической базы науки и др. активно поощряется на основе принятого Положения о системе поощрения сотрудников МБИ. Для стимулирования сотрудников, преподавателей и обучающихся к работе по улучшению процессов разработана система материального и морального поощрения.

В связи с актуализацией целей и политики в области качества Ученый совет принимает решения об изменениях соответствующих процессов. Эти изменения начинаются с постановки целей; затем планируются мероприятия по достижению этих целей, распределяется ответственность, а также устанавливаются сроки выполнения и формирования отчетности.
Информация об изменениях, внесенных в процессы, доводится до всех заинтересованных сторон — сотрудников, студентов, партнеров и т. д. — через сформированные внутренние и внешние связи вуза посредством отчетов, материалов сайта МБИ, газеты «Банкир» и др.

Одним из основных условий достижения эффективного результата при внесении изменений в ход процесса является обучение сотрудников. Оно сопровождается доведением его механизмов и целей до каждого участника, мотивацией сотрудников, направленной на достижение запланированных результатов.

Анализ влияния изменений в процессах на результаты деятельности вуза осуществляется в сравнении фактических значений контрольных показателей с нормативными. При отклонениях от нормативных показателей производится анализ причин несоответствий и формирование корректирующих мероприятий.

Таким образом, деятельность Московского банковского института можно рассматривать как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих процессов. Управление вузом осуществляется посредством управления процессами, которые нацелены на повышение качества процесса планирования и предоставления образовательных услуг.

 

Нас поддерживают: Офисная мебель и дизайн интерьера


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >