Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Разработка финансовой стратегии

Разработка финансовой стратегии высшего учебного заведения

Авторы: М. А. Батьковский, А. А. Вдовцов, Л. Л. Холод 

Стратегию вуза определяют по-разному. Анализ большого числа исследований в данной области свидетельствует, в частности, о том, что под ней понимается:
ориентированный на достижение целей, связанных с изменением существующего состояния вуза, стратегический прогноз (план); 

— планирование деятельности, основанное на долгосрочных прогнозах;
— множество правил принятия долгосрочных решений.

По нашему мнению, наиболее полное определение стратегии вуза формулируется следующим образом: стратегия — это совокупность генеральных целей и средств их достижения, определяющих направления действий высшего учебного заведения на долгосрочную перспективу, на основе которых вырабатывается программа его действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения стратегических целей.

В зависимости от иерархии стратегических целей выделяются стратегии вуза, обеспечивающие достижение его главной стратегической цели, и стратегии, направленные на выполнение отдельных стратегических задач. Чем ниже уровень целей, тем для стратегии более характерны элементы планирования, т.к. стратегические цели на низших уровнях управления принимают более конкретный характер. С точки зрения уровня управления в иерархии значимости выделяются следующие виды стратегий:

— корпоративная — стратегия вуза как единого целого. Она предназначена для определения сфер его функционирования и специализации;
— деловая — стратегия, которая разрабатывается для каждого направления деятельности вуза. Если он имеет узкую специализацию, то корпоративная и деловая стратегии идентичны. В противном случае у вуза деловых стратегий несколько;
— функциональная — стратегия, которая определяется для каждой функциональной сферы деятельности вуза.

Объявление:

Основой для всех решений в области стратегического планирования (включая выбор функциональных стратегий) является базовая стратегия вуза. В зависимости от того, на какой стадии цикла развития он находится, может быть выбран один из следующих типов базовой стратегии: выживания, стабилизации или роста.

Стратегией выживания называется стратегия, которая используется обычно в условиях кризиса учебного заведения. Основная ее цель — переход к стратегии стабилизации, а затем — роста. Стратегия стабилизации используется, как правило, в условиях нестабильности развития вуза. Ее конечная цель — переход к стратегии роста, которая является наступательной и характерна для нормальной деятельности вуза.

В рамках базовой стратегии вуза можно выделить следующие основные функциональные стратегии: производственная; маркетинговая; инновационная и финансовая стратегия.
Цель производственной стратегии — управление ключевыми элементами деятельности вуза. В рамках маркетинговой происходит определение необходимых образовательных продуктов и услуг, а также рынков на которых они могут быть предложены. Прогнозирование финансовых показателей стратегического плана, планирование, распределение и контроль финансовых ресурсов проводится в рамках финансовой стратегии вуза. Под инновационной стратегией понимается совокупность основных прогнозируемых перспективных целей и задач инновационного развития вуза, согласованных по ресурсам и срокам.

Выработка базовой и функциональных стратегий — основа стратегического управления деятельностью вуза, рассматриваемого в качестве системы. В экономической теории под процессом стратегического управления понимается процесс прогнозирования, планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для формулирования и достижения перспективных целей экономической системы. Кроме того, это также набор действий и решений, нацеленных на разработку конкретных стратегий, предназначенных для достижения перспективных целей вуза.

В целом стратегическое управление вузом связано с прогнозированием и постановкой целей и задач, поддержанием взаимоотношений между ним и окружающей средой, что позволяет добиваться ему своих целей. Финансовая стратегия вуза является функциональной частью общей стратегии развития. Она рассматривается как программа действий, нацеленных на формирование и удержание долговременных конкурентных преимуществ на рынке образовательных услуг, и характеризует финансовые цели развития вуза, а также мероприятия, которые необходимо осуществить для повышения его финансовой устойчивости и конкурентоспособности.

Финансовая стратегия вуза является одной из его функциональных стратегий, каждая из которых — совокупность мероприятий учебного заведения в соответствующем направлении с целью достижения определенных показателей, характеризующих его будущее состояние. Финансовая стратегия нацелена на достижение положительных финансовых результатов деятельности вуза.

Можно утверждать, что вуз является социально-экономической системой, т. к. он представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных компонентов, взаимодействующих с внешней средой. Данное единство определяет воздействие на вуз объективных экономических законов. Кроме того, следует учитывать, что активное развитие теории и практики стратегического менеджмента сопровождалось возникновением научных школ, исследующих различные виды стратегий, а также методов и инструментов их разработки. Для более глубокого и детального понимания научных взглядов сторонников той или иной стратегической школы необходимо их классифицировать.

Исследование вуза как системы позволяет выделить ряд факторов, которые имеют особо важное значение в процессе принятия решений относительно его стратегического финансового развития:

— характер организационной структуры вуза;
— нелинейность динамики его развития;
— ограниченность времени существования жизненных циклов отдельных образовательных услуг;
— мультистабильность, т. е. существование нескольких устойчивых состояний вуза как системы;
— способность к самовоспроизведению.

В основе финансовой стратегии вуза лежит закон развития социально-экономических систем. Развитие данных систем обусловлено изменениями в их внешней среде и внутренней структуре (переходом на новую организационную структуру и т. п.). Финансовое развитие социально-экономических систем следует рассматривать как их упорядоченное и закономерное изменение, связанное с возникновением новых экономических условий функционирования.

Необходимо учитывать, что указанный закон развития носит динамический характер: каждая, социально-экономическая система стремится достичь своего наибольшего суммарного потенциала. Данный закон можно представить в следующем виде: где: — потенциал системы (вуза) на этапе jPj ее жизненного цикла; — потенциал (ресурс) системы в области на этапе; — коэффициент весомости, показывающий степень влияния каждого предыдущего вида потенциала системы на последующий вид; — функция этого влияния; — запланированные результаты по конкретным видам деятельности системы в плановых документах (нормативах).

Основные принципы процесса формирования финансовой стратегии вуза: научная обоснованность; оптимальность или внутренняя сбалансированность; согласованность с общей его стратегией. Поскольку финансовая деятельность вуза развивается в соответствии с законом развития социально-экономических систем, то мы считаем необходимым учитывать при формировании стратегических направлений ее развития такие специфические принципы инерционности развития, эластичности, непрерывности процесса, пропорциональности и стабилизации.

Разные авторы предлагают разные виды классификации финансовых стратегий социально-экономических систем, в основе каждой из которых лежат различные критериальные признаки. Например, М. Портер предложил классификацию, в основе которой лежит конкурентное преимущество. При этом основными видами финансовой стратегии вуза являются следующие:

— лидерство в минимизации текущих затрат. Данная стратегия используется крупными вузами, стремящимися реализовать эффект масштаба;
— предложение вузом образовательного продукта (услуги) значительно лучшего, чем у конкурентов, качества;
— концентрация усилий на отдельном сегменте или нише рынка образовательных услуг.Указанная стратегия целесообразна, когда вуз не может работать на широком рынке данных услуг.

В первую очередь, процесс формирования финансовой стратегии вуза заключается в позиционировании высшего учебного заведения, т. е. в выборе ее из числа рассмотренных стратегий. При этом, по мнению некоторых ученых, классификация финансовых стратегий вуза основана на сочетаниях возможностей, которыми он располагает, с риском, на который он готов идти. Три основных типа возможностей (дополняющие, дополнительные и обеспечивающие прорыв) сочетаются с четырьмя типами риска (риск, который следует принимать как должное; риск, который можно позволить себе взять; риск, который нельзя позволить себе взять; риск, который нельзя принимать). Сочетание возможностей и риска определяет экономические критерии и экономические последствия реализации финансовой стратегии вуза.

Финансовые стратегии развития вуза можно классифицировать и по этапам его жизненного цикла:

— стратегии роста, предполагающие инновационную деятельность, направленную на развитие вуза. Реализация данной стратегии требует затрат, что может приводить к временному ухудшении финансовых показателей его работы, но они обеспечивают рост его конкурентоспособности в перспективе;
— стратегии устойчивого состояния, реализация которых означает постепенное совершенствование деятельности вуза, что также требует дополнительных затрат, но в меньшем объеме;
— стратегии ухода с рынка образовательных услуг при реализации которых совершенствование деятельности вуза не осуществляется.

В зависимости от темпов преобразования вуза финансовые стратегии его развития подразделяются на:

— инновационные, которые предполагают освоение принципиально новых направлений деятельности вуза, образовательных продуктов и услуг. Инновационные стратегии обеспечивает лидерство вуза, но их реализация очень рискованна;
— обновления, т. е. изменение масштабов деятельности вуза, выход его на новые рынки. Данным стратегиям присущи относительно небольшие риски;
— эволюционные, предполагающие выполнение вузом прежней деятельности, но в больших объемах и с незначительными изменениями.

При всем многообразии видов финансовых стратегий, процессу их разработки присущи следующие общие принципы, включающие:

— разработку финансовой стратегии — процесс, составляющий основу системы управления современным вузом;
— главная цель финансовой стратегии вуза — создать новые возможности для его развития;
— реализация любой финансовой стратегии предполагает адекватные внутренние изменения в вузе (изменение оргструктуры, персонала и т. д.);
— содержание финансовой стратегии развития вуза должно непрерывно адаптироваться к изменениям рынка образовательных услуг.

Можно выделить следующие основные особенности процесса разработки финансовой стратегии вуза:

— ввиду неполноты информации в процессе формирования стратегии нельзя предвидеть все возможности, которые выявляются при составлении программы конкретных мероприятий;
— уже сформулированная стратегия используется для разработки стратегических программ;
— итогом процесса формирования стратегии должна быть разработка дерева целей и набора общих направлений действий, нацеленных на развитие вуза;
— в процессе поиска стратегических решений выявляются новые альтернативы, которые могут поставить под сомнение обоснованность изначального стратегического выбора ориентиров и вызвать необходимость уточнения (корректировки) стратегии.

Поскольку разработка стратегии базируется на единстве долгосрочного прогнозирования и стратегического планирования, к ее основным особенностям относятся следующие: необходимость прогнозирования изменения внешней среды и потенциальных возможностей вуза при определении его целей; возможность формирования различных вариантов развития вуза; ориентированность на долгосрочную перспективу и использование стратегии как средства достижения перспективных целей его развития.

В основе разработки финансовой стратегии вуза должен лежать прогноз его экономических возможностей (будущих характеристик его потенциала, устойчивости развития и т. д.), который позволяет выявить основные направления его финансового развития. Получаемые данные позволяют произвести конкретные расчеты наиболее важных показателей, определяющих экономическое развитие вуза, проанализировать влияющие на него факторы, сопоставить уровень данного развития с уровнем развития его конкурентов.

Окончательный выбор определенного типа финансовой стратегии, которая бы в наибольшей степени подходила для данного вуза, необходимо осуществлять после оценки всех факторов, влияющих на его возможности с учетом прогноза развития рынка образовательных услуг, экономического состояния и положения относительно внешней среды.

Учитывая, что необходимым условием осуществления финансовой стратегии вуза является его потенциал, ее формирование невозможно без оценки его величины и структуры.
Развитие потенциала вуза, с нашей точки зрения, целесообразно рассматривать как динамику его величины и пропорций между элементами, качественные и количественные изменения его составных частей. Существуют различные методы оценки потенциала вуза, позволяющие оценить его с разных точек зрения: различные виды аудита, мониторинг состояния вуза, SWOT-анализ и др. Хотя в ряде методов, наряду с использованием экспертных оценок, применяется формализованный математический инструментарий, в настоящее время не существует общепризнанной, практически применимой и научно обоснованной системы оценочных показателей потенциала вуза, что объясняется сложностью и разнообразием характеристик различных его аспектов и многообразием самих вузов.

Для большинства существующих методик оценки потенциала вуза характерен общий недостаток, заключающийся в отсутствии системного подхода к выбору оценочных показателей. Разработка системы показателей для его анализа является сложной и не решенной до настоящего времени задачей. Поскольку потенциал вуза является сложной системой, развитие которой характеризуется значительным числом показателей, для определения степени достижения стратегических целей  целесообразно использование нескольких критериев. Решение данной задачи наиболее целесообразно проводить путем сведения множества различных критериев к одному, поскольку одновременное применение нескольких критериев оценки существенно увеличивает сложность расчетов. Кроме того, оно зачастую не позволяет найти оптимальное решение ввиду следующих причин:

— критерии могут дублировать друг друга, увеличивая сложность расчетов при оценке потенциала вуза;
— используемые в настоящее время критерии часто взаимно не согласованы, что не позволяет получить однозначную оценку потенциала вуза;
— используемые критерии не соответствуют обобщающему показателю оценки уровня развития вуза.

Следовательно, оценка потенциала вуза должна заключаться в получении частных показателей с дальнейшим сведением их к обобщающему показателю, в качестве которого целесообразно использовать критерий максимальной эффективности использования данного потенциала. С нашей точки зрения математически данный критерий может быть выражен следующим образом вуза: где — эффективность использования имеющегося потенциала вуза; — результат функционирования вуза; — величина потенциала вуза.
Из формулы видно, что сам по себе рост величины потенциала вуза еще не является позитивным фактом, поскольку он должен сопровождаться увеличением темпов роста результата его использования.

Потенциал вуза относится к классу сложных систем, для изучения которых целесообразно использовать методы системного анализа, включая моделирование с целью представления его в виде модели с помощью системы взаимосвязанных показателей.

Система показателей, применяемая с указанной целью в настоящее время, обладает рядом существенных недостатков, поскольку она главным образом предназначена для отображения осуществленных мероприятий и малопригодна с точки зрения их прогнозирования, так как используемые в ней показатели зачастую не позволяют выявлять будущие тенденции развития вуза. Поэтому, с нашей точки зрения, экономико-математическая модель оценки эффективности использования потенциала вуза, являясь детализацией зависимости, представленной в формуле (4) и может быть представлена следующим образом: где — эффективность использования потенциала вуза; ИПЭИП — финансовые результаты деятельности вуза; – — различные элементы потенциала вуза; 1ЭnЭK, , LM– количество показателей, используемых в модели для оценки каждой элемента потенциала вуза.

Совокупность ключевых показателей оценки потенциала конкретного вуза может изменяться в зависимости от его особенностей и специфики решаемых им задач.

Разработка финансовой стратегии является важнейшим объектом процесса стратегического планирования вуза. Опыт применения стратегического планирования отечественными вузами свидетельствует, что стратегическое управление их деятельностью придает управлению ими определенную целесообразность. В вузе, не имеющем стратегии функционирования, развитие идет, как правило, эволюционным путем.

На финансовую стратегию вуза, рассматриваемую как определенный способ преобразования важнейшего вида его деятельности, влияют различные факторы:

— во-первых, стратегию определяют цели и задачи развития вуза, так как различные варианты его действий предпринимаются для достижения каких-либо результатов. Соответственно, цели и задачи вуза являются важнейшим фактором, влияющим на финансовую стратегию;
— во-вторых, стратегический потенциал вуза, т. е. совокупность ресурсов, используемых им для реализации стратегии;
— в-третьих, качество образовательных продуктов и уровень конкурентоспособности аналогичных продуктов в других вузахконкурентах;
— в-четвертых, конкурентные преимущества вуза, которые дают ему возможность более успешной реализации своей финансовой стратегии;
— в-пятых, профессиональная компетентность руководства и персонала вуза, уровень которой позволяет выбирать наиболее эффективные варианты финансовой стратегии, влияющие на рыночные позиции вуза;
— в-шестых, зависимость от внешней среды (воздействие на вуз рыночной конъюнктуры и др.). Следовательно, в зависимости от изменений микрои макроэкономических условий функционирования российских вузов, которые определяют кредитную политику вуза, должна выбираться и соответствующая ей финансовая стратегия его развития.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >