Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Воспитательные технологии

Новые образовательные и воспитательные технологии в вузе как эффективные средства формирования языковой личности студента

Автор: К. Н. Кислицын

В последние десятилетия в России произошли глобальные изменения в области политики и экономики, науки и техники. Не могли они не коснуться и системы образования, в том числе, высшего. Произошедшие реформы были направлены на усовершенствование и модернизацию образовательного процесса, ликвидацию отставания в структуре управления системой образования, в частности, с точки зрения использования образовательных инновационных технологий.

Присоединение российской системы образования к Болонскому процессу было обусловлено как новыми требованиями, предъявляемыми обществом к современному образованию в ХХI веке, так и целым спектром новых, открывающихся для российских вузов возможностей: обеспечение открытости и доступности образования; активная академическая мобильность студентов и преподавателей; отсутствие затруднений в восприятии материала для студентов при переходе в другое высшее образовательное учреждение; применение на практике современных педагогических технологий, лежащих в основе системы, способной удовлетворить образовательные запросы различных групп населения.

Педагогическая технология подразумевает совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, приемов обучения, воспитательных средств; она является организационно-методическим инструментарием педагогического процесса (Б. Т. Лихачев). Современная образовательная технология должна представлять собой систему, включающую представления об исходных данных и планируемых результатах обучения и воспитания, средства диагностики текущего состояния обучаемых, набор моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели обучения в определенных условиях (В. В. Гузеев).

Современные образовательные и воспитательные технологии помогают студентам:

— создают условия не только для понимания содержания, но и формируют умение пользоваться методами познания, приемами построения нового знания;

Объявление:

— развивают у студентов формы аналитического мышления и самоанализа, приучают студентов к самостоятельному принятию решений и ответственности; технологии помогают студентам проявить себя, презентовать и развить в познавательной деятельности толерантность, так как каждый выбирает свою меру участия, объем информации, свой темп профессионального роста;
— интерактивные формы (минимум регламентации и максимум инициативы) дают возможность студентам все занятие активно думать, писать, говорить, понимать; они формируют языковую личность со смелым речевым поведением, культурой мысли и слова.

Использование современных образовательных и воспитательных технологий гуманитарного образования направлено на достижение важной цели — формирование толерантности и критического мышления будущего профессионала, исследователя, интеллигента.

Применение технологического подхода и термина «технология» к социальным процессам, к области духовного производства — образованию и воспитанию, культуре — это явление, новое для социальной действительности в нашей стране. Выделяют два значения понятия педагогическая технология: 1) использование в педагогических целях средств, порожденных революцией в области коммуникации, таких, как аудиовизуальные средства, телевидение, компьютеры и другие виды; 2) педагогическая технология — это процесс коммуникации (способ, модель, техника выполнения учебных задач), основанный на определенном алгоритме, программе, системе взаимодействия участников педагогического процесса. К такому определению близко понимание педагогической технологии как искусства преподавания и воспитания.

Классификация педагогических технологий

Выделяют несколько групп педагогических технологий, обычно объединяя их на основе некоторых обобщенных признаков:

1. По методологическому подходу выделяют следующие принципы построения педагогических технологий: системный; личностноориентированный; групповой; ценностный; гуманистический; дифференцированный; комплексный; коммуникативный; интегральный.

2. По целевой ориентации на сферы и структуры индивида: информационные технологии (формирование знаний, умений и навыков); операционные (формирование способов умственных действий); эмоционально-художественные (формирование сферы эстетических отношений); эмоционально-нравственные (формирование сферы нравственных отношений); технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности); эвристические (развитие сферы творческих способностей).

3. По основному виду социально-педагогической деятельности: обучающие (дидактические), воспитательные и развивающие технологии; технологии педагогической поддержки; технологии, направленные на создание условий эффективной социализации (самостоятельное освоения учащимся общественных норм и ценностей).

Методы и способы обучения и воспитания определяют названия многих существующих технологий: догматические; репродуктивные; объяснительно-иллюстративные; принуждения; свободного выбора; программированного образования; проблемные; поисковые; исследовательские; развивающие; саморазвития; групповые; коллективные; информационные; диалогические; коммуникативные; интерактивные; игровые; трудовые; творческие; арт-технологии.

Многие инновационные педагогические технологии проходят апробацию в современных авторских школах:

1. В авторской технологии «Диалог культур» (В. С. Библер, С. Ю. Курганов) сам диалог предстает не только как средство обучения и воспитания, а как сущностная характеристика технологии, определяющая ее цель и содержание. В основу этой технологии положены идеи М. Бахтина «о культуре как диалоге», идеи «внутренней речи» Л. Выготского и положения «философской логики культуры» В. Библера.

2. Модель «Русская школа» (И. Ф. Гончаров). Создание русской национальной школы являлось актуальной проблемой, начиная со времен М.В. Ломоносова. Яркими приверженцами идеи национальной школы выступали К. Ушинский, Ф. Достоевский, Н. Пирогов, Л. Толстой, Д. Менделеев, В. Ключевский. Свое отношение к идее русской школы высказывали И. Ильин, К. Тимирязев, Н. Бердяев, В. Розанов, Д. Лихачев, А. Сахаров, А. Солженицын. Приоритетное место в учебных планах отводится таким предметам как русский язык, русская литература, отечественная история, русское искусство. Задачей этого направления является построение русской школы, обращенной в будущее, основывающейся на формировании у молодежи современного отношения к культурному наследию как фактору развития России.

3. Дистанционное обучение в России. Главным компонентом содержания дистанционного образования предстает технология работы учащегося с информацией, а не сама информация. От него требуется не столько усвоение многообразных данных по изучаемому вопросу, сколько ориентация в них и собственная продуктивная деятельность, ведущая к созданию личностного содержания образования, которое выражается в изготавливаемых учащимся веб-страницах, текстах и графике, результатах его сетевых чат-дискуссий и веб-форумов. Структуре дистанционных занятий основными элементами являются личностное целеполагание учащихся, работа по корректировке данных целей, продуктивная сетевая деятельность, рефлексия как новый этап дальнейшего развития, обучения и воспитания.

Одной из наиболее эффективных форм образовательно-воспитательного воздействия, применимых в области гуманитарных наук, является диалогическая технология, направленная на повышение риторизации учебного процесса, ориентирующаяся на формирование и развитие критического мышления отдельного студента как языковой личности. Д. Клустер, профессор, преподаватель американской литературы, выделяет следующие признаки критического мышления:

1. Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
2. Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления.
3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решать.
4. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Оно учит мыслить, «…принимать обдуманное решение о том, как следует поступать и во что верить».
5. Критическое мышление есть мышление социальное. Для продуктивного обмена мнениями необходимо умение слушать, ответственность за собственную точку зрения. Все виды парной и групповой работы, все диалоговые формы работают на эту социальность.

В этом смысле коммуникативный и риторический аспект играют большую роль в современном высшем образовании. Можно вспомнить, как удавалось мастерски проводить «живые» дискуссии, открытые обсуждения профессорам Царскосельского лицея, которые формировали гражданское чувство лицеистов, самостоятельное мышление, необходимое в переломные исторические эпохи, в ситуациях выбора и самоопределения.

Примерами подобных диалогических технологий в современном вузе служат такие формы образовательно-воспитательного процесса как студенческая научная конференция (или семинар) и круглый стол. В свою очередь удачным примером последнего является Литературная гостиная, проводимая совместно преподавателями кафедры филологических дисциплин со студентами МосГУ.

Преобладающими методами использования диалогической технологии являются: проблемный, развивающий, саморазвивающий. При применении данной технологии возможно использование следующих средств обучения: практические, наглядные, электронные.

Основополагающие принципы в данном случае:

1) принцип интегративно-гуманитарного подхода (Л. В. Тарасов) (педагогика сотрудничества):
— переработка учебного материала в систему проблемноконфликтных вопросов и задач;
— проектирование способов взаимодействия участников дискуссии и условий их принятия учащимися (преподаватель в конце дискуссии подводит итоги и резюмирует выводы на основе услышанного в группе);

— импровизация — организация таких ситуаций диалога, для которых трудно заранее предусмотреть поведение его участников (погружения, игровые ситуации, дискуссии).

2) принцип выхода за рамки (педагогика сотрудничества + личностно-ориентированный подход):
При изучении определенной темы и рассмотрении тех или иных понятий и терминов нужно, с одной стороны, возвращаться к ранее закрепленным терминам, а с другой стороны, параллельно проводить процесс предварительного ознакомления с последующими разделами (например, в конце семинара преподаватель не дает готовых выводов, а подбирает домашнее задание таким образом, что во время его выполнения студент сам формулирует выводы по разделу и озвучивает их в начале следующего занятия).

3) принцип разведения уровней (личностно-ориентированный подход):

— уровень воспроизведения материала по возможности должен быть дифференцированным, с учетом индивидуальных характеристик учащихся и уровнем их начальной подготовки;
— многоуровневая система тестовых заданий (в начале курса дается установочный тест с заданиями среднего уровня, и по его результатам студенты в дальнейшем выполняют тестовые задания в соответствии со своим уровнем начальной подготовки по данной дисциплине — простой, средний, сложный);
— творческие задания (для желающих или студентов выше среднего уровня подготовки: электронные презентации, слайды, видеофильмы и т. д.).

Учебный процесс нуждается в управлении на всех этапах подготовки учащегося и является одним из основополагающих факторов в повышении эффективности обучения. Постоянный контроль знаний является неотъемлемым требованием в обучении студентов. Функция контроля должна преследовать не только цель выяснения знаний учащихся на определенных этапах подготовки, но и способствовать развитию внимания, памяти, мышления, навыков при использовании современных обучающих технологий.

На сегодняшний день существует два метода педагогического контроля: экспертный и тестирование. Процедура первого метода является традиционной и сводится к тому, что экзаменатор (один или комиссия) определяет конкретный уровень подготовки конкретного студента. Второй метод — тестирование — в последнее время становится все более популярным. Преимуществом заданий в тестовой форме перед традиционной формой контроля знаний является, во-первых, однозначность и понятность ответов учащихся (правильных или неправильных, но без «размытых» формулировок), во-вторых, экономия времени учебного процесса, когда после проведения тестирования и у преподавателя, и у студента появляется возможность моментального получения результата — количества баллов, набранных каждым студентом из группы персонально (если речь идет об электронном тестировании).
Область применения тестовых заданий весьма обширна: кроме итоговых форм контроля, возможно использование тестов при прохождении отдельных разделов и тем в качестве промежуточного «среза знаний», а также для самостоятельной работы студентов.

Основные требования, предъявляемые к заданиям в тестовой форме:

— цель (может варьироваться степень сложности заданий);
— краткость (формулировки тестовых заданий должны быть предельно ясны и кратки, чтобы испытуемый не затрачивал дополнительного времени на процесс постижения смысла задания);
— технологичность (возможность проведения электронного тестирования);
— одинаковость правил оценки ответов (все испытуемые поставлены в равные условия, все отвечают на одинаковые задания за одинаковое количество времени).
 

Литература
Аванесов В. С. Форма тестовых заданий : уч. пособ. для учителей школ, лицеев, преподавателей вузов и колледжей. М., 2005. 156 с.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >