Понятие образования |
Опыт построения понятийного поля "Образование"Автор: М. Б. ЯсинскаяВ лингвистической литературе нами не встречено исследование понятия «образование»; между тем, изучение названного понятия в лексическом аспекте является, на наш взгляд, актуальным в связи с изменившимися политическими, экономическими, социальными и др. реалиями в стране и модернизации системы образования. В данной работе предпринята попытка описать понятийное поле «образование» (далее — ППО) в лексическом аспекте; определить микрополя ППО; выявить дефиниторы — «определители» содержания ППО; референтные области и на этом основании построить модель ППО и уточнить: способны ли дефиниторы к расширению / сужению понятия образование. В качестве исходного материала для исследования мы взяли текст Концепции модернизации российского образования на период до 2010г. (далее — Концепция). При этом под понятийным полем имеется в виду смыслообразующая система, состоящая из микрополей, формирующихся из дефиниторов (лексических значений, несущих информационный смысловой заряд), которые номинируют референтные области и способны к формированию/деформированию содержания понятия, к расширению/сужению понятийного поля. Известно, что в основе лексического значения слова лежит понятие, содержащее общие существенные признаки какого-то отрезка действительности. Понятие и лексическое /семантическое значение соотнесены и взаимообусловлены; таким образом, понятие — предметная обусловленность лексических / семантических значений во всех многообразных взаимодействиях и соотношениях друг с другом, являющееся обобщенным отражением называемых словами предметов и явлений (Шмелеев 1977: 59–60,61). Мы выделили следующие микрополя и дефиниторы к ним, имена референтных областей: Объявление: Микрополе 1. Роль образования в развитии российского общества. Дефиниторы: фактор формирования нового качества экономики и общества рост влияния человеческого капиталаконкурентоспособностьвосстановление ответственности и активной роли государствамодернизация (Концепция п.1 Роль образования в развитии российского общества). Имена референтных областей микрополя 1 — общество — государство — экономика — человеческий капитал — конкурентоспособность. Микрополе 2. Российское образование и тенденции мирового развити. Дефиниторы: политика России общенациональные интересы учет тенденций мирового развития ускорение темпов развития общества расширение возможностей политического и социального выбора переход к постиндустриальному, информационному обществу расширение масштабов межкультурного взаимодействия факторы коммуникабельности и толерантности сотрудничество в рамках международного сообщества постоянная потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, рост их профессиональной мобильности возрастание роли человеческого капитала фактор сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа развитие плодотворного сотрудничества и сохранение общего образовательного пространства со странами СНГ поддержка соотечественников за рубежом (Концепция п. 1 п.п. 1.1. Российское образование и тенденции мирового развития). Имена референтных областей микрополя 2 — политика — государство — общество — коммуникабельность — толерантность — сотрудничество — соотечественники — постиндустриальное общество — информационное общество. Микрополе 3. Новые социальные требования к системе российского образования. Дефиниторы: фактор гуманизации общественно-экономических отношений формирование новых жизненных установок личности современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные к сотрудничеству люди отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны неразрывная, органичная связь с наукой, движущая сила экономического роста повышение эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства фактор национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина потенциал консолидации общества, сохранение единого социокультурного пространства страны, преодоление этнонациональной напряженности и социальных конфликтов приоритет прав личности, равноправие национальных культур и различных конфессий, ограничение социального неравенства сохранение и развитие русского и родного языков, формирование российского самосознания и самоидентичности ключевая роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечение устойчивого, динамичного развития российского общества социальная защита детей и подростков формирование профессиональной элиты выявление и поддержка одаренных, талантливых детей и молодежи эффективное использование своих ресурсов — человеческих, информационных, материальных, финансовых (Концепция п. 1 п.п. 1.2. Новые социальные требования к системе российского образования). Имена референтных областей микрополя 3 — гуманизация — личность — гражданин — нация — страна — наука — экономика — национальная безопасность — культура — конфессии — русский язык — родной язык — самоидентичность — генофонд — общество — элита — дети — молодеежь. Микрополе 4. Состояние российской системы образования и необходимость ее модернизаци. Дефиниторы: академическая автономия высших учебных заведений многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора новые требования к уровню квалификации работников как вложение средств в будущее страны, в котором участвуют государство и общество, предприятия и организации, граждане усиление стимулирования качества и результативности педагогического труда инвестиционная привлекательность модернизация организационно экономических механизмов рационализация сети общеобразовательных учреждений, поддержка инновационных школ государственная поддержка усиление роли органов государственной власти и управления высокое и современное качество работы образовательных учреждений и организаций систематический анализ перспективных потребностей рынков труда (Концепция п. 1 п.п. 1.3. Состояние российской системы образования и необходимость ее модернизации). Имена референтных областей микрополя 4 — вуз — гражданин — государство — рынок — педагогика — общество. Микрополе 5. Цели и основные задачи модернизации образования Дефиниторы: обеспечение современного качества образования на основе сохранение его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства политическая и общенациональная задача активные субъекты — граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты механизм устойчивого развития системыобеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования формирование нормативно-право-вых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса сбалансированность социальных интересов процесс постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателя (Концепция п. 1 п.п. 1.4. Цели и основные задачи модернизации образования). Имена референтных областей микрополя 5 — личность — общество — государство — семья — экономика — наука — культура — здравоохранение. Микрополе 6. Приоритеты образовательной политики. Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования. Дефиниторы: бесплатность полного среднего образования в пределах государственного образовательного стандарта равный доступ всех граждан России к образованию разных уровней вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи получение образования в соответствии с установленными государственными образовательными стандартами, гарантирующими необходимое для общества качество образования гарантии обучения на учебно-материальной базе с использованием современного учебно-лабора-торного оборудования и учебной литературы обучение в условиях, гарантирующих защиту прав личности ранняя диагностика резервов развития ребенка бесплатное пользование учащимися и студентами фондами государственных, муниципальных и учебных библиотек система специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы индивидуализация обучения и социализацию обучающихся государственное образовательное кредитование субсидирование для подготовки студентов по специальностям, имеющим особо важное значение для экономического и социального развития государства нормативно-правовое регулирование условий привлечения в сферу образования внебюджетных средств и их использования защита прав потребителей платных образовательных услуг последовательное увеличение суммарной величины академической социальной стипендии учет детей школьного возраста и создание государственно-общественной системы обеспечения обязательного основного общего образования, поддержка сельской школы, ее реструктуризация (Концепция п. 2. Приоритеты образовательной политики, п.п. 2.1. Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования). Имена референтных областей микрополя 6 — обучение — личность — потребитель — школа — государство — библиотека. Микрополе 7. Приоритеты образовательной политики. 2.2. Создание условий для повышения качества общего образования. Дефиниторы: усвоение определенной суммы знаний, развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся сохранение лучших традиций отечественного естественно-математического, гуманитарного и художественного образования воспитание формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования детей семья переход на 11–12-летнее школьное образование оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки учащихся условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся: разгрузка содержания общего образования; использование эффективных методов обучения; повышение удельного веса и качества занятий физической культурой; организация мониторинга состояния здоровья детей и молодежи; улучшение организации питания; рационализация досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха нравственный потенциал искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности кооперация старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования функциональная грамотность как минимум одного иностранного языка государственная поддержка школ для одаренных детей экспертиза и контроль качества учебной литературы поддержка учреждениям, ведущим инновационную деятельность, как опорным площадкам процесса модернизации образования независимая государственная система оценки качества образования (Концепция п. 2. Приоритеты образовательной политики, п.п. 2.2. Создание условий для повышения качества общего образования). Имена референтных областей микрополя 7 — личность — знания — культура — здоровье — питание — отдых — учебная литература — грамотность — воспитание. Микрополе 8. Приоритеты образовательной политики. 2.4. Создание условий для повышения профессионального образования. Дефиниторы: государство как гарант качества образовательных программ и услугзапросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и территориальных рынков труда, а также перспективные потребности их развитиясистема мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации, с учетом международных тенденций создание эффективной системы содействия трудоустройству выпускников, развитие целевой контрактной подготовки, формирование готовности к самоопределению в вопросах подбора работы, в том числе и открытию собственного дела укрепление и модернизация материально-технической базы и инфраструктуры глобальная сеть Интернет и локальные информационные сети, оснащение современным оборудованием, приборами, материалами научные исследования и разработки на укрепление кадрового и технологического уровня народного хозяйства страны переаттестация образовательных программ в области экономики, права и менеджмента переаттестация, повторное лицензирование филиалов вузов, негосударственных вузов опережающее развитие начального и среднего профессионального образования ориентация на международные стандарты качества укрупнение, интеграция профессий создание современной учебно-методической и информационной базы обучения, расширение научно-исследовательских работ, издания учебной литературы прогнозирование потребностей рынка труда кооперация сети профессиональных образовательных учреждений, рекрутинговых и информационных агентств, служб занятости оптимизация перечней профессий и специальностей структурная и институциональная перестройка оптимизация сети учреждений различные модели интеграции начального и среднего, среднего и высшего профессионального образования многоуровневость высшего образования университетские комплексы информатизация образования и оптимизация методов обучения, активное использование технологий открытого образования интеграционные и междисциплинарные программы, соединение их с прорывными высокими технологиями повышение статуса вузовской науки непрерывное обновление содержания интеграция университетской, академической и отраслевой наукиподпрограмма «Университеты России» государственная поддержка ведущих научных и творческих школ -непрерывный профессиональный рост кадров, привлечение ведущих ученых РАН преемственность различных уровней профессионального образования система дополнительного профессионального образования участие работодателей и других социальных партнеров в решении проблем профессионального образования общепрофессиональная подготовка офицеров по отдельным специальностям инженерного, социально-экономического и гуманитарного профилей-межвузовские военные факультеты подготовки офицеров запаса гранты на конкурсной основе цель профессионального образования: квалифицированный работник, конкурентоспособный на рынке труда, компетентный, ответственный, свободно владеющий своей профессией и ориентированный в смежных областях деятельности, способный к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовый к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильностиудовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования развитие фундаментальной и прикладной науки (Концепция п. 2 Приоритеты образовательной политики. п.п. 2.3. Создание условий для повышения профессионального образования). Имена референтных областей микрополя 8 — государство — наука — социум — техника — технологии — рынок труда — интернет — народное хозяйство — экономика — право — менеджмент — рекрутинг — работодатель — офицеры запаса — личность. Микрополе 9. Приоритеты образовательной политики. 2.5. Формирование эффективных экономических отношений в образовании. Дефиниторы: наращивание финансовой поддержки государством введение нормативного бюджетного финансирования общего среднего и начального профессионального образования дифференцированные нормативы бюджетного финансирования учреждений (организаций) высшего профессионального образования система государственного образовательного кредитования, субсидирования граждан из малообеспеченных семей и отдаленных территорий выделение средств на приобретение учебно-лабораторного оборудования и информационновычислительной техники, развитие библиотек и информационных ресурсов, на повышение квалификации преподавателей стимулирование соучредительства и многоканального финансирования учреждений профессионального образования финансирование учреждений профессионального образования на контрактной основе нормативно-правовое обеспечение экономической самостоятельности учреждений реализация принципа экономической автономии учебных заведений при введении казначейской системы учета внебюджетных средств прозрачность финансовой деятельности образовательных учреждений, повышение их финансово-экономической ответственности создание условий для привлечения дополнительных средств расширение дополнительных платных образовательных услуг ориентация на задания со стороны государства, на возрастающий общественный образовательный спрос, на конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий (Концепция п. 2 Приоритеты образовательной политики 2.4.Формирование эффективных экономических отношений в образовании). Имена референтных областей микрополя 9 — финансы — государство — бюджет — семья — субсидирование.Имена референтных областей позволяют нам построить модель ППО: Как следует из модели ППО, лексические значения, составляющие понятие и называющие референтые области в Концепции существенно расширились. Так, в Концепции наличествуют такие имена референтных областей как, например, экономика, конкурентоспособность, коммуникабельность, толерантность, информационное общество, постиндустриальное общество, сотрудничество, конфессии, нация, самоидентичность, национальная безопасность, молодеежь, элита, рынок, генофонд, русский язык, родной язык, потребитель, здравоохранение, отдых, народное хозяйство, грамотность, питание, офицеры запаса, рынок труда, интернет, субсидирование, финансы, работодатель, бюджет, менеджмент, рекрутинг. Эти имена референтных областей отсутствуют в трактовке понятия «образование» в Российской педагогической энциклопедии (РПЭ 1999, 2: 321). Нам представляется, что результаты анализа ППО делают возможным их использование как в лексикографической практике составления специальных словарей, так и для тезауруса. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|