Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Ценностные ориентации молодежи

К вопросу о ценностных ориентациях молодежи

Автор: И. Г. Биченко 

В Московском гуманитарном университете сложилась авторитетная научная школа социологии молодежи (И. М. Ильинский, А. И. Ковалева, Вал. А. Луков, Н. А. Селиверстова, Ю. А. Зубок, Д. Л. Агранат и др.). Среди проблем, изучаемых представителями этой школы значительное место занимает проблематика ценностей и особенно ценностных ориентаций молодежи. И это не случайно. Ценностные ориентации молодежи являются одним из особенно актуальных предметов изучения, поскольку, с одной стороны, они, через некоторое время, станут характерны для целого поколения уже взрослых людей, а с другой являются отражением жизненных ориентиров, существующих на данный момент.

В нынешнем состоянии общества, которое многие исследователи характеризуют как аномическое, такое исследование представляется затруднительным, поскольку задача выяснения характеристик норм и ценностей становится фактически не решаемой ввиду дестабилизации, а иногда и отсутствия этих норм или ценностей. Отсюда следует необходимость в построении такого методологического аппарата, который бы обеспечил адекватные аналитические средства для понимания современной молодежи и процессов с ней связанных. Такой методологический аппарат целесообразно сформировать, используя тезаурусный подход, разрабатываемый представителями названной научной школы (Вал. А. Луковым, Вл. А. Луковым и их последователями). Далее выделим те теоретические аспекты подхода, которые будут наиболее полезны для создания методологии.

Прежде всего, коснемся центрального понятия подхода — тезауруса. «Тезаурус — форма существования гуманитарного знания, он в слове и образе воспроизводит часть действительности, освоенную социальным субъектом (индивидом, группой)»4. Это понятие характеризуется полнотой некоторого знания, необходимого для определенных целей. При этом полнота является качественной, а не количественной характеристикой, а знание измеряется существенностью, определенной субъектом и находится в ценностной сфере. Отсюда следует структурирование знания в тезаурусе: оно выстраивается не от общего к частному, но от своего к чужому. Свое управляется ценностными параметрами, образующими основу социокультурных установок и запретов. Чужое характеризует не отторжение или неприятие, а индифферентность, оно находится за пределами ценностно определенного. Третья категория — чуждое, характеризуется антиценностью, оно уже враждебно и должно быть исключено из тезауруса, оставив в нем только критику. В зависимости от изменений окружающей среды свое может отдаляться на периферию тезауруса и вытесняться в чужое, так же как и чужое может оказаться потенциальным ресурсом своего и перемещаться ближе к ценностному основанию индивида.

Кроме измерения свое-чужое-чуждое тезаурус структурируется по принципу иерархии. В зависимости от актуальной ориентационной задачи тезаурус выстраивает знаниевые фрагменты по их значимости. В связи с этим тезаурус характеризуется семиступенчатой «пирамидой». При этом «с каждой ступенью пирамиды связывается круг наиболее фундаментальных проблем, которые человек решает в течение жизни». Высшие потребности обретают значимость только когда низшие оказываются удовлетворены, а значит, формирование пирамиды происходит снизу вверх: знание вводится в позицию своего на некоторой ступени, если предыдущая ступень уже заполнена.

Необходимо отметить еще несколько характеристик тезауруса. Вопервых, его динамизм: расширение событийного набора тезауруса дистанция своего и чужого мерцает, то есть может находится в разных состояниях в разные моменты времени. Во-вторых, устойчивость: тезаурусы или некоторые их сегменты могут быть однонаправлены, формируя таким образом неконтактные социокультурные общности.

Объявление:

Общие фрагменты, присущие нескольким тезаурусам называются тезаурусными конструкциями. Представление о тезаурусной конструкции может дать идиома, смысл которой не всегда вытекает из отдельных слов ее составляющих, однако использующаяся в обиходной речи. В ходе социализации индивид формирует свой тезаурус, осваивая фрагменты тезаурусов значимых других. Таким образом, индивидуальный тезаурус формируется как пересечение других тезаурусов, составляя с ними тезаурусные конструкции. Совмещения тезаурусов могут возникнуть не только как продукт социализации, но и в результате формирования референтных групп или личностей находящихся за пределами ближайшего окружения, но составляющими предмет ориентации. Например, в результате исследовательского интереса в направлении некоторого объекта или ситуативного возмущения в социальном пространстве. Каждое из этих явлений задают динамику тезауруса — освоение чужого, отдаление своего и другие трансформации.

Тезаурусный подход позволяет по-новому взглянуть на вопросы возраста, социализации и молодежи. Прежде всего, он представляет возможность отойти от возрастного биологического определения молодежи и представить ее как переходный процесс в течение которого приобретаются новые, не характерные для детского тезауруса знаниевые системы5. Молодой человек обладает сразу несколькими тезаурусами, сформированными под действием формирующегося социального становления и актуализирует те или иные тезаурусы ситуативно. Сами тезаурусы также претерпевают изменения связанные с переходностью взросления, иначе говоря, находятся в состоянии активного динамического преобразования.

Социализация через призму тезаурусного подхода логически проистекает из описанных положений концепции. Основные соображения заключаются в следующем: тезаурус конструируется в результате воздействия микрои макросоциальных факторов, продукты которого распределяются в системе свое-чужое, в соответствии с тезаурусными конструкциями, образованными тезаурусами значимых других. При этом чужое наделяется качествами объекта, референтивностью, а свое, напротив, становится частью субъекта, вплоть до потери осмысленной референции. Социальный опыт передается от поколения к поколению в рамках тезаурусных конструкций. Результативность этого процесса зависит от тезаурусов агентов социализации и оценивается «в соответствии с тезаурусной структурой, характерной для данного общества».

Несколько слов необходимо сказать о принципе осмысления ценностных ориентаций как предмета исследования. Ценностная ориентация, в отличие от ценности, во многом, относящейся к сфере социальной философии, понятие социологическое. Ценность, как аппарат высшего порядка, задает значимость всем объектам, ценностная ориентация обеспечивает механизм формирования суждения (мнения, убеждения), «взвешивающий» объекты. Удобство использования понятия ценностной ориентации заключается в том, что его можно рассматривать в качестве «черного ящика», не подвергая анализу ни психические процессы оценивания, ни философские положения о сущности ценности. Таким образом, на «входе черного ящика» оказываются критерии оценивания («система весов») и объекты оценивания, а на выходе — готовое суждение. Такую систему весов правомерно назвать ценностной системой, сами «веса» ее составляющие ценностными эталонами.

Рассмотрев тезаурусный подход можно сформулировать некоторые новые возможности эмпирического анализа ценностных ориентаций, которые он предоставляет. Ранее упоминалось, что структурообразующие факторы тезауруса имеют ценностную природу, определяя предпочтения индивида в той или иной ситуации. Отсюда можно осуществить обратное построение: отдельный тезаурус объединяет ценностные предпочтения, обеспечивая их сосуществование и непротиворечивость. Таким образом, ценностную систему можно назвать моделью тезауруса. Тогда группа ценностных эталонов будет определять модель тезауруса, а их иерархия встроится в семиступенчатую пирамиду. Далее, модель тезаурусной конструкции также будет формироваться группами эталонов, характеризующими воздействие «социализирующих» и других тезаурусов, воздействующих на тезаурус индивида. Поскольку тезаурусная конструкция является фрагментом тезауруса, ценностные эталоны, с помощью которых возможно ее моделирование, также будут подчинены некоторой иерархии, а значит также представлять собой ценностную систему. Из этого положения следует важный методологический вывод: если при рассмотрении тезаурусов нескольких индивидов выявляется тезаурусная конструкция, то по количеству тезаурусов, включенных в эту конструкцию можно судить о ее устойчивости. Переходя к ценностным эталонам, можно говорить о степени встроенности эталона в ценностную систему, а значит о его относительном превосходстве. Особенность молодежного тезауруса, заключающаяся в возможности сосуществования нескольких тезаурусных генерализаций, будет находить свое отражение в ценностной структуре: будут возможны противоречащие друг другу ценностные эталоны и их группы.

Описанные положения предоставляют широкие возможности для изучения ценностных ориентаций молодежи, как теоретического, так и эмпирического. Например, использование метода при анализе позиции взаимной любви в ценностной системе студенчества, позволило определить ее, как структурообразующий фактор в системах ценностей студентов.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >