Стратегия развития туристского вуза |
Качество образования как стратегический ориентир развития туристского вузаАвторы: Н. А. Лоншакова, А. И. Сеселкин, В. П. МоченовПроблема качества образования приобретает особую значимость в условиях рыночной экономики, когда резко возрастают требования к уровню профессиональной подготовленности специалистов. Современные экономические условия характеризуются ростом требований работодателей к квалификации и качеству подготовки рабочих и специалистов, ужесточением конкуренции на рынке труда, появлением новых профессий, изменением внешней среды, влияющей на состояние образования в целом, в том числе и высшего профессионального образования. В складывающихся условиях актуальным становится формирование принципиально новой системы отношений между вузами, предприятиями, объединениями работодателей, профессиональными союзами, службами занятости, то есть системы социального партнерства. В современном мире одной из активно развивающихся отраслей экономики является туризм. С каждым годом на рынке труда растет потребность в квалифицированных специалистах туристского профиля. Идет интенсивный процесс становления туристского образования. Для того, чтобы подготовка специалистов соответствовала требованиям рынка труда, чрезвычайно актуальным становится исследование взаимодействия системы подготовки специалистов туристского профиля и работодателей сферы туризма. Так как туризм, будучи молодой отраслью современной экономики, ещё находится в стадии становления, его специалисты оказывают формирующее воздействие на динамику современной туриндустрии. Это значит, что от качества подготовленных специалистов во многом зависит развитие самого туризма. В этом контексте, наряду с изучением рынка труда, актуальной становится изучение проблемы повышения качества подготовки специалистов туристского профиля. Важнейшим показателем качества подготовки специалиста является оценка работодателями уровня подготовки специалиста. В нашем исследовании этот аспект проблемы изучался путем, как оценки работодателями профессиональных качеств молодых специалистов, так и с помощью изучения представлений работодателей о профессиональных и личностных качествах, необходимых для работы в туристических компаниях. Объявление: Проведенный Центром управления качества образования РМАТ опрос работодателей позволил с позиции качества образования выделить критерии конкурентоспособности выпускников. Оцениванию в ходе опроса подлежали следующие аспекты: профессиональная квалификация, культура специалиста (профессиональная и общая), трудовая и профессиональная мотивация, поведенческие характеристики. Оценивая уровень подготовки выпускников туристских вузов, работники российских турфирм отмечают, что у выпускников недостаточно практических навыков (20,9%), они слабо ориентируются в современных проблемах туризма (13,9%). На недостаток практических навыков указали также и участники конференции — 35,7%, а на слабое знание современных концепций туризма указали 21,4% наших экспертов. Анализируя представление работников российских турфирм о «качественном» туристском образовании, можно отметить, что во главу угла практические работники ставят: «умение хорошо ориентироваться в современных концепциях турбизнеса» (30,2%), «иметь хорошую гуманитарную подготовку» (18,6%) и «наличие красного диплома» (16,2%). Меньше внимания респонденты уделяют таким признакам, «как иметь много знаний по широкому кругу дисциплин» (2,3%), «владеть навыками постоянного совершенствования своего образования» (4,6%), «знать основы экономики» (11,6%). Опрос среди студентов РМАТ показал, что главное для них в «качественном» туристском образовании — это глубокие знания по широкому кругу дисциплин (58,1%), умение хорошо ориентироваться в современных концепциях турбизнеса (40,0%), владение навыками самосовершенствования (17,4%). Такое различие в понимании качества туристского образования говорит о наличии противоречия между ориентациями студентов и ожиданиями работодателей. Существенные расхождения позиции практиков-работодателей и представителей вузов, участвующих в научно-практической конференции «Губернское кольцо Подмосковья — новый бренд России», выявились при оценке значимости профессиональных и личностных качеств специалиста в сфере туризма. Работодатели дали более высокую оценку значимости профессиональных и личностных качеств, необходимых специалисту в сфере туризма, чем это сделали представители вузов. знание компьютера — 29 и 57 По всем выше названным качествам работники вуза дали более низкие оценки. Сближение мнений наблюдалось по таким качествам, как начитанность, общая эрудиция — (21 и 29); 2) знание английского языка (21 и 21) ; 3) опыт работы в турфирме (21 и 14); 4) знания в области права (14 и 14); 5) знания в области культуры и искусства (14 и 14); умение вести официальную переписку (21 и 29); креативное мышление (36 и 36); 9); аккуратность (29 и 36). Сегодня необходимо более активно развивать интеграцию образования и производства путем создания корпоративных центров — совместных структур вузов и предприятий, где студенты могли бы работать в условиях, приближенных к реальному производству, и выполнять заказы работодателей. На современном рынке труда наибольшими преимуществами пользуется не просто профессионалы, но люди гибкие, обучаемые, способные овладевать дополнительными знаниями, навыками и профессиями. Высокие профессиональные знания обеспечивают получение профессии соответствующей квалификации и знаний, адекватных мировому уровню. По мнению авторов Е. М. Аврамовой и Ю. Б. Верпаховской, сопоставление ожиданий работодателей и работников обнаруживает три главные проблемы. Первая из них — деформация конкурентной среды — характеризует всю сферу экономических отношений, включение в них гипертрофированной неформальной составляющей. Вторая — непропорционально низкая оплата труда в ряде сфер экономики (прежде всего, в бюджетной) характеризует состояние рынка труда. Третья проблема, касающаяся сферы образования, состоит в его сильной дифференциации по качеству предоставляемых услуг. Поэтому главным условием выживания негосударственных вузов в современных условиях является повышение качества образования. С точки зрения выпускника, по результатам нашего исследования, современный специалист должен иметь глубокие профессиональные знания для достижения жизненного успеха. Объясняется это тем, что сейчас пришло время профессионалов, и без высокого теоретического уровня, профессиональных знаний, умения применять полученные знания на практике получить общественное признание, а, зачастую, хорошую работу, весьма затруднительно. «Высокие профессиональные знания личности придают ей уверенность, решительность в действиях, поступках», «вырабатывается иммунитет против боязни принять ответственные решения», «укрепляют сознание и чувство собственного достоинства» — вот некоторые ответы студентов. Создание собственной системы менеджмента качества организации (СМК), специализирующейся в сфере профессионального туристского образования на российском рынке образовательных услуг, в соответствии с требованиями базового в области менеджмента качества международного стандарта ISO 9001:2000 и корректировка действующей СМК организации в соответствии с требованиями системы сертификации WTO TedQual — крайне важный комплекс мероприятий для той организации, которая предполагает представлять интересы сегмента нательных услуг в сфере профессионального туристского образования. ционального рынка (в том числе на уровне международного сотрудничества) — интересы российских организаций. Практическое применение таких инструментов, как TedQual, ISO служит серьезной поддержкой для той организации, которая стремится определять политику качества и формировать требования и стандарты на национальном рынке образова В настоящее время преобладает тенденция смещения оценки качества из сферы внешнего контроля и мониторинга на повышение самостоятельности образовательного учреждения и его саморегуляцию. В этом случае внешняя оценка качества перестает быть самодостаточной процедурой и становится скорее дополнением внутренней гарантии качества. Использование системы менеджмента качества на основе стандартов ИСО 9001(9000) позволяет вузам поддерживать высокое качество образования, привлекая самообследование как непрерывный процесс: внутренний мониторинг, анализ и постоянное самоусовершенствование своей образовательной деятельности. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|