Pravmisl.ru







Культура безопасности личности
Авторы: О. Г. Грохольская, Ю. Л. Науменко  

Становление культуры безопасности личности в условиях изменяющейся России

Аннотация: Рассматривается методология построения дидактической системы современного образовательного учреждения, базирующаяся на практикоориентированной идее жизненной самореализации через формирование основ культуры безопасности личности. 

Идея сохранения через формирование безопасной личности = безопасность самой личности (личной, производственной, национальной) + безопасность ее поведения (для государства, общества, нации).
жение различных дидактических систем через понимание всеми их участниками целей и ценностей современного образования. Основополагающим сегодня является видение образования как культурного процесса, осуществляющегося в образовательной среде, все составляющие которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку — его развитию, самоопределению, самореализации».
С позиции постановки цели, в исследовании обосновывается необходимость построения универсальной дидактической системы, эффективно используемой как в концептуальном поле проективного (формирующего) целеполагания, так и свободного целеполагания. Цель предлагается интегрировать через концептуальные идеи: полноценной жизненной самореализации и формирования личности безопасного типа3, которые и «работают» на конвергенцию авторитарного и гуманистического подходов.
Практико-ориентированная идея жизненной самореализации через определение индивидуальной образовательной траектории пересекается с идеей безопасной личности, которая в условиях социальнополитической, экономической нестабильности и девальвации ценностных установок общества будет поддержана всеми субъектами образовательного процесса. Идея безопасной личности сможет стать доминирующей и, возможно, будет пролоббирована государственным бюрократическим аппаратом, поскольку является мировоззренческой идеей, определяющей направление формирования и развития личности в условиях сегодняшней реальности (угроза мирового терроризма, многочисленные катастрофы и катаклизмы, как природного, так и социального характера). Именно предложенная идея сможет соединить на пути ее реализации интересы государства, общества, личности.
С позиции содержания дидактической системы — нами предлагается новый подход к определению и построению содержания обучения на основе соединения формализации знания и поэлементного структурирования учебного материала.
В рамках реализации содержания с позиции заданной цели (полноценной жизненной самореализации личности через формирование личности безопасного типа), каждый факт, любая учебная информация рассматривается как существенный для выживания человека, нации, общества факт, а связи между фактами — как необходимое условие.
Вопросов формализации элементов технологий, как дидактического инструментария, мы касаться подробно в данной работе не будем.
формирования свободного цельного непредвзятого взгляда личности на мир — мировоззрения.
Поэлементное же структурирование и формализация учебного материала позволят сделать шаг на пути трансформации знания в единую целостную познавательную конструкцию (отбор содержания, диагностика знания, маршруты), которая даст возможность реализовать в такой дидактической системе:
во-первых, как идею проективного целеполагания (формирование по заданной модели), так и идею свободного целеполагания (обучение по свободному маршруту);
во-вторых — эффективно осуществлять мониторинг систем обучения любых уровней и типов;
в-третьих — укажет путь к самообразованию личности, что поможет ей реализовать свои интересы, свою самость.
Попытка уточнить содержание знания с помощью его формализации позволяет преодолеть сложности, встающие на пути соединения и сочетания в процессе обучения двух разных типов познания (мышления): образного и логического, что будет способствовать развитию ассоциативного мышления, активизации интуиции и памяти.
Формализация — это путь соединения образного и логического в мышлении личности, а значит — путь оптимизации процесса обучения.
Поскольку любая дидактическая система состоит из элементов, с одной стороны, формулирующих дидактическую задачу, с другой стороны — элементов, описывающих технологию обучения как средство решения этой задачи, то проблема формализации распадается на две проблемы:
• что можно и нужно формализовать в постановке дидактической задачи (цель, содержание);
• что формализовать в технологии (формы, методы, средства) ее решения.
В силу того, что формализация является элементом стандартизации в образовании, отметим, что при стандартизации в постановке целей образования возникает опасность волюнтаристского «назначения цели». А это — атрибут тоталитарного государства. Формализацию же содержания образования — через системное построение учебного материала на основе поэлементного структурирования — можно рассматривать как способ построения универсальной дидактической системы, реализуемой как в рамках авторитарного, так и гуманистического подходов к обучению.
Необходимо осуществлять отбор содержания обучения, на основе методологии системного построения содержания как совокупности учебных элементов знаний, умений, носящих диагностируемый характер, сориентированных на результат. Такое построение обеспечит точную диагностику уровня обученности, даст возможность оценить степень восприятия и усвоения учебного материала за единицу времени, а значит, позволит успешно разработать и реализовать новое, объективно диагностируемое, содержание, в рамках необходимого для этого объема часов, отведенных под определенные дисциплины на разных этапах обучения.
В данном контексте, в отсутствие диагностируемого стандарта, на наш взгляд, основной задачей является выработка единой исследовательской позиции по:
* вопросам выделения элементов содержания, и на этой основе, определения необходимого и достаточного объема учебной нагрузки (с целью обеспечить качество подготовки);
* научному обоснованию объема учебной нагрузки в учреждениях различных типов;
* разработке системы диагностики подготовленности учащихся.
Это даст возможность идентифицировать и конкретизировать основные подходы к изучению любой дисциплины.
Как определить объем необходимого и достаточного содержания дисциплин? Каков инструментарий для измерения?
Содержание, построенное на базе выделяемых диагностируемых элементов, позволяет точно определить объем учебного времени, необходимого для их усвоения среднестатистическим обучающимся. Методики такого расчета разработаны в Институте психологии АПН еще в конце 80-х годов.
Таким образом, системное построение содержания обучения на основе поэлементного структурирования учебного материала дает два преимущества учебному процессу, выстроенному по модели универсальной дидактической системы:
1) Во-первых, определяется необходимый и достаточный объем учебной нагрузки и время для его усвоения;
2) Во-вторых, имея совокупность диагностируемых элементов содержания, можно разработать объективную систему контроля результатов обучения и выйти на проблему обеспечения качества образования.
Неделимый элемент содержания обладает свойством однозначности, либо заведомо известен обучающимся.
Немаловажным является тот факт, что поэлементное структурирование содержания позволяет осуществлять диагностику через разноуровневую систему тестов с помощью компьютера.
Поэлементная дифференциация учебного материала с целью определения информационных единиц запоминания и диагностики знаний предлагалось еще Б. Скиннером, Н. Краудером, Л. Н. Ланда, В. П. Беспалько, Н. Ф. Талызиной. Этот подход дает возможность стандартизировать содержание педагогического образования не только на уровне восприятия неделимых элементов5 понятия, но и на уровне самого понятия, раздела, темы, проблемы. Этот достаточно известный подход в педагогической теории до сих пор не нашел широкого применения в педагогической практике.
Тем не менее, поэлементное построение содержания можно рассматривать как один из способов построения универсальной педагогической системы, реализуемой как в рамках авторитарного, так и гуманистического подходов к обучению. На основе данной методологии можно разработать диагностируемый стандарт образования. Анализ содержания образования с позиций поэлементного его структурирования и определения времени, необходимого для усвоения всех элементов содержания и их взаимосвязей, позволит научно определить объем учебной нагрузки. Такое построение обеспечит точную диагностику уровня обученности, даст возможность оценить степень восприятия и усвоения учебного материала за единицу времени, а значит позволит успешно разработать и реализовать новое, объективно диагностируемое, содержание, в рамках необходимого для этого объема часов, отведенных под различные дисциплины на разных этапах обучения в учреждениях различных типов и уровней образования.
Таким образом, нами в исследовании предлагается построение дидактической системы, обеспечивающей формирование культуры безопасности личности через разработку нового целевого и содержательного поля:
• по цели — через соединение культурологических идей полноценной жизненной самореализации и безопасности личности;
• по содержанию — через концептуальное соединение формализации знания и поэлементного структурирования учебного материала.
В нашем исследовании предпринята попытка реализовать рассмотренные методологические посылы на примере решения проблемы
формирования культуры безопасности личности учащегося общеобразовательной школы.
Методология формирования культуры безопасности личности. В настоящее время серьезному реформированию подвергается система образования, которая представляет собой одно из наиболее действенных средств управления мировоззрением и менталитетом человека и общества. Современная гуманистическая педагогика уточняет существующие концепции по подготовке молодого поколения к жизни в постиндустриальной цивилизации. Образование постепенно переключается на подготовку человека ноосферной формации.
Чтобы реализовать себя и достичь благополучия, человеку необходимо заботиться об индивидуальной безопасности, но для ХХ1 века в условиях глобального экологического кризиса этого недостаточно.
Культура безопасности жизнедеятельности рассматривается как методологически новая школа воспитания, образования и подготовки к безопасной общественной и личной деятельности человека, общества и населения в целом. Сегодня культура безопасности жизнедеятельности личности, формируемая соответствующей воспитательнообразовательной дисциплиной (КБЖ), представляет собой более совершенную образовательную область, радикально развивающую и интегрирующую курсы «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Безопасность жизнедеятельности» поскольку, предусматривает методически новый подход к проблеме защиты человека от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и антропогенного характера в современных сложных социально-политических условиях.
Научно-технический потенциал России в настоящее время располагает широкими возможностями для создания передовых образовательных и информационных технологий, как основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности. Подготовка учащихся в рамках образовательной области, формирующей культуру безопасности жизнедеятельности, должна базироваться на активном применении результатов усвоения образовательных предметов (географии, информатики, физики, химии, экологии и др.) для обеспечения личной и общественной безопасности при угрозе и в условиях чрезвычайных ситуаций.
Сегодня, соответственно, процесс обучения в общеобразовательных и профессиональных средних и высших учебных заведениях должен строится с учетом методически обоснованного последовательного преломления учебного процесса в сторону формирования культуры безопасности жизнедеятельности с использованием разного рода информационных фрагментов о сложных чрезвычайных ситуациях и при  
менением адаптированных к учебному процессу передовых отечественных геоинформационных систем, мультимедийных образовательных и интерактивных игровых обучающих программ, способствующих развитию интереса к обучению и более эффективному усвоению знаний в области защиты населения и окружающей среды и грамотных действий в условиях чрезвычайных ситуаций.
Воспитание детей дошкольного возраста в системе культуры безопасности жизнедеятельности совмещается с их подготовкой в школу и методически носит иной характер по сравнению с воспитанием учащихся и студентов; в их воспитании наиболее эффективно применимы игровые формы познания окружающей среды и природных катаклизмов, использование наглядных пособий, демонстрация детских художественных фильмов с обязательным «наполнением» в ненавязчивой форме легко воспринимаемых материалов и фрагментов по проблемам безопасности жизнедеятельности, здоровьесбережения и др. Иначе выражаясь, воспитуемые не должны ощущать на себе сам процесс «насильственной» изначальной подготовки их к постепенному познанию жизни, пониманию ее отдельных важнейших сторон.
Подготовка педагогов, руководителей системы образования различных уровней и специалистов в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, сегодня осуществляется по программам, предусматривающим изучение обширного теоретического материала и проведение практических занятий и разного рода тренировок, связанных с целенаправленным и грамотным применением технических средств защиты населения и территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Методика обучения всего населения страны (работающего и неработающего) в целом, включая население пенсионного возраста, базируется на совмещении систем контактного и дистанционного обучения с использованием средств массовой информации, периодической печати.
Основу формирования и реализации культуры безопасности жизнедеятельности составляют: нормативное правовое обеспечение; система образования; система обучения; материально-техническое обеспечение; программно-математическое и информационное обеспечение.
В целом методология формирования культуры безопасности жизнедеятельности включает:
• определение целей и постановку задач, решаемых в системе формирования культуры безопасности жизнедеятельности;
• разработку требований к процессу и уровням формирования культуры безопасности жизнедеятельности;
• разработку образовательных стандартов и программ;
• подготовку и переподготовку преподавательского состава учреждений образования, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к формированию необходимого и достаточного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
• создание материально-технической и информационной базы для обеспечения процесса формирования культуры безопасности жизнедеятельности.
Нормативная правовая и законодательная база формирования культуры безопасности жизнедеятельности содержит основные документы по рассматриваемой проблеме: федеральные законы, нормативные правовые акты Президента и Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты МЧС России, справочные и нормативно-методические материалы. Среди них Федеральные законы: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ; «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ; Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя» от 22.08.1995 г. № 151-ФЗ; «О гражданской обороне» от 12.02.1998 №28-ФЗ; «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ; «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 г. №117ФЗ; «О радиационной безопасности населения» от 9.01.1996 г. № 3-ФЗ; «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ; «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 31.03.1999 г. № 65-ФЗ; «О борьбе с терроризмом» от 25.07.1998 г. № 130-ФЗ; «Об уничтожении химического оружия» от 2.05.1997 г. № 76-ФЗ; «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.1995 г. № 24-ФЗ; «О железнодорожном транспорте» от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ; «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001 г. №3-ФКЗ; «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г.
А также «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 22.2004 г. № 122-ФЗ.
Обязательной правовой основой деятельности по формированию культуры безопасности жизнедеятельности являются нормативные пра  
вовые акты Президента и Правительства Российской Федерации: «Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (Утверждено указом Президента от 11 июля 2004 г. N 868); «Положение о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 4.09.2003 г. № 547; «Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 30.12.2003 г. № 794, Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. № 35 — ФЗ.
Учебно-методическая база формирования культуры безопасности жизнедеятельности по условию включает учебные программы и методики воспитания и подготовки субъектов формирования культуры безопасности жизнедеятельности.
Рассматривая параметры модели социально безопасной личности, которая является объектом и субъектом формирования культуры безопасности жизнедеятельности, отметим, что под объектом культуры безопасности жизнедеятельности понимается личность, социальная группа, общество, на который должна воздействовать культура и который должен быть ее носителем.
Очевидно, что качества личности, проявляемые в повседневной жизни и при воздействии опасностей, являются определяющими факторами с точки зрения недопущения развития опасных и чрезвычайных ситуаций, минимизации их негативных последствий. Кроме того, не вызывает сомнения то, что доминанта безопасного поведения социальных групп, общества будет зависеть от личностных качеств составляющих их людей. В этой связи необходимо охарактеризовать модель социально безопасного объекта, под которой понимается совокупность качеств, черт личности безопасного типа.
Указанные качества принято условно разделять на следующие основные группы:
• психологическая устойчивость, составляющая основу качеств личности безопасного типа;
• психологическая готовность, определяющая основное содержание поведения личности безопасного типа (модель, стереотип поведения);
• социальная составляющая, выражающаяся в применении безопасных способов самореализации в условиях взаимодействия с обществом, окружающей средой.
Чертами психологической устойчивости личности безопасного типа являются стойкие альтруистические общинно-коллективистские мотивы в поведении, знание особенностей окружающего мира, осознание возможных опасностей и угроз по отношению к себе, их физических основ, особенностей своей психики, способность видеть особенности психики и соматических сторон другого человека.
В качестве компонентов психологической готовности личности безопасного типа рассматриваются осознание возможностей избежания опасностей, навыки преодоления опасностей, умение избегать создания опасных ситуаций, навыки оказания необходимой помощи.
Социальная составляющая выражается в рациональной и гуманистической активности человека в обществе, применении безопасных способов самореализации в условиях безопасного взаимодействия с природой, инфраструктурами жизнеобеспечения, в условиях общественно — правовых отношений, гармоничном отношении с другими людьми, выполнении своего долга по защите Родины, во взаимоотношениях с государственными, административными и правоохранительными структурами, в отсутствии шовинизма в межконфессиональных, межэтнических, межнациональных отношениях, в развитии семьи и государства, укреплении гуманистического мировоззрения в реальной практике своей жизнедеятельности.
В обобщенном виде основными характеристиками модели социально безопасной личности являются:
• альтруистические, общественно-коллективистские мотивы поведения;
• бережное отношение к окружающему миру;
• способность предвидения окружающих опасностей, грамотность в области безопасности жизнедеятельности;
• наличие способностей по личной защите, защите окружающих людей, природы от опасностей.
Для социальной группы дополнительно к указанным характеристикам добавляются единые взгляды на проблемы безопасности жизнедеятельности, а также наличие людей с организаторскими способностями в отмеченной области.
Общество безопасного типа должно, кроме того, характеризоваться непротиворечивым общественным сознанием и наличием правовых возможностей для обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Таким образом, нами рассмотрены основные характеристики модели социально безопасного объекта на уровне личности, социальной группы, общества. Основной функцией культуры безопасности жизнедеятельности и должно являться достижение этих характеристик.

Список литературы

 
Грохольская О. Г. Проблемы теории обучения. Иркутск: Оттиск, 2007 — 340 с.
Иовенко И. В. Теория и практика формирования культуры безопасности
жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях у учащихся общеобразовательной
школы. — А/р. докт. дисс.Москва, 2003. — 33 с.
Науменко Ю. Л. Модель формирования культуры безопасности личности
учащегося. //Вестник Университета Российской академии образования. — 2009. —
№ 3, — 0,4 п.л.
Сюньков В. В. Новационная область образования "Обеспечение жизнедея-
тельности". // "ОБЖ". — М.: 1999, № 1.
Смирнов А. Т. Поурочное планирование программы «Основы безопасности
жизнедеятельности» // ОБЖ, 1998, №10.
Бодрова Елена Владимирона — доктор исторических наук, профессор Московской
государственной академии приборостроения и информатики, заведующая кафедрой
истории.
6 Гуриева Л. К. Национальная инновационная система России: модели и
инфраструктура

Объявление:


Новости по теме:
 
< Предыдущая