Инновационные процессы в образовании |
Инновационные процессы в инженерно-техническом образованииАвтор: Е. В. БодроваСовременная Россия решает весьма сложные социальноэкономические задачи на путях создания национальной инновационной системы (НИС) с учетом мирового опыта и своих экономических, политических, социально-культурных и духовных особенностей и традиций. Стержневой проблемой является построение конкурентоспособной экономики, которая, с учетом мировых тенденций и логикой собственного развития, принципиально и, что немаловажно, стремительно становится иной даже по сравнению с относительно недалеким прошлым. «Сегодня преимущество в конкурентной борьбе определяется не размерами страны, не уровнем запасов природных ресурсов, не даже мощью финансового капитала. Совершенно очевидно, что в ближайшие годы будут процветать те государства, которые обеспечат наиболее полное проявление профессиональных способностей и талантов своих граждан, сумеют превзойти других в освоении новых знаний и практических достижений, трансформируя их в самые современные технологии и продукцию». Выступая на ежегодном собрании американской Национальной академии наук «Наука нужна как никогда раньше» 27 апреля 2009 года Президент США Барак Обама заявил: «Полстолетия назад наша страна приняла решение стать мировым лидером в научно-технических инновациях; инвестировать в образование, исследования, инженерное дело; она поставила цель выйти в космос и увлечь каждого своего гражданина этой исторической миссией. То было время крупнейших инвестиций Америки в исследования и разработки… Для нас пришло время снова стать лидерами. Поэтому сегодня я здесь, чтобы поставить такую цель: мы будем выделять более 3 процентов ВВП на исследования и разработки. Мы не просто достигнем, мы превысим уровень времен космической гонки, вкладывая средства в фундаментальные и прикладные исследования, создавая новые стимулы для частных инноваций, поддерживая прорывы в энергетике и медицине, и улучшая математическое и естественнонаучное образование. Это — крупнейшее вложение в научные исследования и инновации в американской истории». Большую организационно-содержательную и идеологическую роль в создании и развитии национальной инновационной системы призвана сыграть государственная политика, в рамках которой свое особое место занимает система образования и, прежде всего, высшее инженерно-техническое образование во взаимосвязанной цепочке «наукаобразование-производство». В последней, с учетом рыночной ориентации экономической модели, понятие «производство» все чаще замещается понятием «бизнес». Для выбора наилучших решений проблемы интеграции науки, образования и производства необходимо учитывать традиции, оценить, сложившиеся механизмы интеграции и достигнутые результаты. Причем, если модернизация высшего образования 70-х годов может быть охарактеризована как научно-технологическая, а процессы преобразований конца 80-х и 90-х годов можно назвать организационно-управленческими, то «современный этап модернизации российского высшего образования следовало бы назвать социальнотехнологическим». Объявление: Основные направления модернизации образовательной деятельности отражены в ряде основополагающих документов: Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года11; Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы; Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 гг.»; Федеральная программа развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года; Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года13; Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг.»14 и др. В этих документах отмечается отсутствие координации деятельности системы образования с рынком труда. Указывается, что система образования по-прежнему стремится давать фундаментальные знания, хотя рынок требует от работников в первую очередь компетенций (суммы знаний и навыков), а не абстрактных, пусть и фундаментальных знаний. В масштабах страны отсутствует обоснованный прогноз развития рынка труда, вследствие чего Минобрнауки России в целом и Рособразование принимают решения об утверждении контрольных цифр подготовки специалистов только на основании собственного анализа ситуации. Объемы финансирования из федерального бюджета под контрольные цифры приема абитуриентов в вузы и средние специальные учебные заведения устанавливаются с учетом показателей, достигнутых за прошлый период. Отмечается необходимость максимального приближения образовательных учреждений всех уровней к потребностям рынка труда для избегания перепроизводства много знающих, но мало умеющих людей с дипломами. Отсутствие обоснованной стратегии развития и размещения производительных сил, механизмов учета потребности рынка труда при подготовке кадров замедляет формирование государственной системы подготовки специалистов и не позволяет адаптировать ее к рыночным условиям. Не созданы региональные и межрегиональные банки вакантных должностей. Отсутствуют методические рекомендации для комплексной оценки состояния кадрового потенциала по отраслям народного хозяйства и по субъектам РФ. Учреждения профессионального образования не имеют устойчивой связи с работодателями, не привлекают их к разработке профессиональных образовательных программ, участию в работе попечительских (наблюдательных) советов образовательных учреждений, формированию систем корпоративной подготовки кадров и т. д. Таким образом, если характерной чертой современного мирового хозяйственного развития является переход ведущих стран к новому этапу формирования инновационного общества — построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний, то место России в мировых инновационных процессах пока не адекватно имеющемуся в стране интеллектуальному и образовательному потенциалу. В ряду причин: невостребован высокий кадровый потенциал вузовской науки; объем финансирования научных исследований в вузах, выделяемый им из федерального бюджета в виде ассигнований на содержание подведомственных учреждений, определяется до сих пор исходя из штатной численности научных работников в секторе высшего образования; фундаментальная наука как базовый компонент развития национальной инновационной системы финансируется явно недостаточно; произошел разрыв междисциплинарных связей и цикла «фундаментальные исследования-прикладные исследованияпромышленное производство»; отсутствует связь между наукой и образованием, как следствие не реализуется синергетический эффект от научно-образовательной деятельности. Повышение качества и инновационный характер образования будут обеспечиваться путем внедрения новых образовательных технологий, развития интерактивных форм обучения, широкого использования проектных методов и методов, позволяющих имитировать реальные ситуации, а также современных обучающих программ. Современный этап развития системы инженерного образования позволяет констатировать тот факт, что вузы находятся на разных этапах нововведений. Существуют различия интенсивности перехода от «старого» состояния к как правило, возникают затруднения в реализации нового. обновленному. Неравномерно распределяются инновации и по различным направлениям поиска. Все эти процессы тесно связаны с обновлением управленческой структуры вузов. Сегодня роль флагманов в инновационной инфраструктуре России принадлежит университетам: МГУ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, Московскому государственному энергетическому институту электронной техники (МИЭТ), Томскому политехническому, Санкт-Петербургским государственным политехническому, и электротехническому, ЮжноРоссийскому государственному техническому, Южно-Уральскому государственному, Уральскому политехническому и др. Именно в этих университетах «обкатываются» вузовские формы взаимодействия с властью и бизнесом, которые затем могут быть использованы и используются во многих университетах и институтах научно-исследовательской направленности. Опыт модернизации этих высших учебных заведений, позволяет сформулировать вывод о том, что важнейшей задачей в процессе интеграции науки и образования является создание эффективной инновационной инфраструктуры, обеспечивающей трансфер результатов сектора исследований и разработок в российскую и глобальную экономику. Реализация государственной политики в сфере взаимодействия «наука — образование — производство» позволит создать: • сбалансированный, устойчиво развивающийся сектор исследований и разработок, имеющий оптимальную институциональную структуру, обеспечивающий расширенное воспроизводство знаний, конкурентоспособного на мировом рынке. В настоящее время, на наш взгляд, в управлении инновационными процессами в сфере инженерно-технического образования требуется сконцентрировать усилия на следующих приоритетных направлениях: всесторонне изучение международного опыта модернизации инженерного образования и осмысление последствий присоединения России к Болонскому процессу; усиление общекультурной и гуманитарной направленности образования, его универсализация, преодоление его технократического характера; дальнейшая реорганизация многоканальной системы финансирования, которая нуждается для достижения большей эффективности и результативности; концептуальное обоснование и совершенствование кадровой политики: реорганизация системы подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров, при опоре в ней на концепцию непрерывного профессионального образования, направленную на формирование личности преподавателя с достижительным типом мотивации, привлечение ведущих специалистов, создание достойных материальных и иных условий для высокорезультативного педагогического и научного труда; маркетинговые исследования спроса на предоставляемые вузом образовательные и другие услуги; координация усилий всех звеньев системы инженерного образования по совершенствованию структуры и содержания многоуровневой подготовки, в процессе разработки и внедрения стандартов третьего поколения, обновления содержания высшего технического образования, ориентация его на фундаментализацию, с учетом международного и отечественного опыта; гуманитаризация образовательного процесса, ориентация на познание и осознание общечеловеческих ценностей, воспитание уважения к истории отечества и патриотизма, коммуникативную подготовку, формирование высококультурной личности, ответственной за последствия принятия профессиональных решений; усиление социально-экономической подготовки, формирование личности специалиста с рыночными социально-психологическими установками, способной к честному предпринимательству, деловой активности, работе в коллективе; обеспечение оптимального соотношения различных видов подготовки; разработка инновационных методов обучения, совершенствование системы преподавания, формирование личных образовательных траекторий обучаемы; развитие системы послевузовского образования, повышения квалификации, дополнительного, параллельного, дистанционного образования; внедрение в учебный процесс новых информационных технологий; совершенствование научно-исследовательской деятельности вузов; укрепление связей технических университетов с академической наукой, располагающей развитой исследовательской базой и высококвалифицированными кадрами; высококачественная фундаментальная и специальная, теоретическая и практическая подготовка, внедрение новых информационных технологий, продуктивная научная и опытно-конструкторская работа предполагают повышения качества и достижение максимально возможного в современных условиях уровня материально-технического обеспечения учебного — научного процесса в инженерных вузах. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|