Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Основы социологии

О практике применения метода авторизации в процессе преподавания учебного курса "Основы социологии"

Автор: В. И. Боков 

Инновационные процессы в инженерно-техническом образовании Инновационные процессы в образовании  Проблемы дидактики преподавания социологических дисциплин в высшей школе разработаны слабо. Вдвойне это касается метода автори- зации.

В традиционном и наиболее распространённом употреблении термин «авторизация» обозначает одобрение автором перевода (как правило, с поправками) его оригинального текста. Но есть ещё одно значение термина «авторизация» и сопутствующих ему: «авторизованная(ый) книга, текст». Имеется в виду весьма интересная форма изучения-освоения-усвоения каких-либо знаний. 

Интересная, прежде всего, для обучающихся — начиная с… малыша детсадовца, который авторизует (без всяких кавычек, в буквальном значении термина в этом его значении) книжку типа «Раскрась сам», и кончая, например, аспирантом или даже специалистом с учёной степенью.

Свидетельств появления этого значения, судя по фондам РГБ и ИНИОН РАН, крайне мало. Это: книга Н. Н. Халаджана, президента Московского экстерного гуманитарного университета (МЭГУ), и Ю. Ю. Иванова «Авторизованная педагогика», в которой сообщается о существовании метода и в общих чертах охарактеризована его методика применительно к экстернату (1999 г.); информативный сборник «Материалы Первой Ежегодной Российской научно-практической конференции “Авторизованные образовательные реформы”» (1997 г.), пособие А. В. Кураева (профессора Московской духовной академии) для интересующихся азами богословия; наконец, пособие В. Т. Ганжина, М. М. Гусева «Социология. Фундаментальный курс авторизованного изложения», подготовленный в упомянутом МЭГУ (1993 г.).

Авторизованное/авторизуемое образование в названных книгах, заслуживающих и рекомендации к чтению, и всяческого одобрения за пропаганду идеи, концепции, опыта, тем не менее, имеет мало общего с характеристикой и методикой, которые изложены в статье. Отнюдь не утверждая, что наш опыт и соображения лучше, выношу их на суд читателей в намерении внести вклад в поиск более эффективных путей преподавания социологических и — шире — обществоведческих знаний.

Метод был апробировал в ходе преподавания курса «Основы социологии» в Воркутинском филиале Ухтинского государственного технологического университета в 2007-08 учебном году. Объектом (для преподавателя), а по существу субъектом эксперимента была студенческая группа из 22 студентов-вечерников, для которых социология являлась непрофильной дисциплиной. Поэтому на первом этапе преподавания необходимо было разъяснить студентам — с акцентом на прикладную роль социологии — значения знания социологической азбуки — например, для руководства производственными коллективами разного масштаба.

Объявление:

Связанной с непрофильностью была и другая особенность курса — его чрезвычайная краткость: шесть лекций и шесть практических занятий — что вдвойне побуждало всемерно интенсифицировать процесс преподавания-усвоения; иначе — сделать его максимально эвристичным, поисковым.

Это намерение нашло отражение уже во вводном слове к курсу. Оно — с учётом невозможности абсолютной точности при передаче устной речи, всегда содержащей ситуационную импровизацию — в общем таково:
«Друзья! Мы начинаем сегодня изучение курса «Основы социологии». В помощь изучению этого курса каждый из вас получает по экземпляру учебного пособия. Оно подготовлено мной и хотя в какой-то — отдалённой — степени напоминает так называемые рабочие тетради, применяемые в практике общеобразовательной школы, приближено к нашей специфике.
Поясню, почему для авторизации каждый из вас должен иметь свою собственную книгу, в то время как в обычной практике возможно использование библиотечных книг и брать их у товарищей.

Автор пособия — он же в данном случае преподаватель курса, то есть я, указан. Но на титульном листе пособия оставлена строка для введения имени… соавтора! Это каждый из Вас! Поэтому базовый текст является и называется открытым. Конечно, в смысловом отношении открытым для размышлений, оценок является любое литературное произведение, если оно читается заинтересованно, творчески. Но в данном случае открытым является сам текст. Соответственно с этим авторизуемая книга также может быть названа открытой. Открытой для соавторства. В перспективе — просто соавторской: в случае достаточно успешной авторизации. Ведь вы будете её непосредственно писать. Это замечание не применимо к тем частям базового текста, которые содержат специальное знание, относящееся, например, к истории социологической науки, к воззрениям её теоретиков, где «досочинять» что-либо, не имея соответствующих знаний, подготовки невозможно и, может быть, неуместно».

Такова дидактически-методическая суть авторизации на стадии, предшествующей слушанию курса. Для чего нужна такая подготовка?
На наш взгляд, это необходимо для содействия более интенсивному и прочному усвоению содержания лекционного материала. Тем более при вечерней форме обучения, которая, во-первых до крайности сжата и, во-вторых, рассчитана на людей без излишков времени.

Конечно, в отличие, например, от контрольных работ, предусмотренных сегодня образовательными стандартами, зачётов и других форм самостоятельной работы учащихся, авторизация не входит в число обязательных дидактических элементов. И всё же она может быть рекомендована студентам как очевидное средство повышения эффективности познавательной деятельности. При этом не исключалась возможность предъявления удачно авторизованного пособия в качестве контрольной работы.

Как авторизация выглядела на практике? Имея пособие, студент, готовясь к слушанию лекции, читает дома, до предстоящей лекции её «болванку». При этом, исходя из смыслового контекста и на основе уже имеющихся у него знаний, он может дополнять, оснащать предлагаемый текст собственными суждениями, фразами, словами. Для этого в тексте имеются пробелы, которые носят характер интеллектуальных провокаций, стимулов, готовящих к слушанию лекции. Тем самым заведомо исключено примитивное запоминание для последующего репродуктивного воспроизведения материала. При этом по мере прохождения курса, накопления знаний заполнение пробелов требует от студента всё бoльших знаний, бoльших мыслительных усилий. Если вначале пером в существенной мере будет руководить подсказывающий/наводящий контекст, то постепенно всё бoльшую и бoльшую роль станет играть общий смысл, понимание социологии как науки и можно сказать, формирующееся «социологическое чутьё», которое в зачаточном виде имеется у человека с определённым жизненным опытом.

Покажем на нескольких примерах, фрагментах текста, каким образом студенты в качестве читателей пособия побуждались к его авторизации.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >