Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Поликультурное воспитание

Актуальность и перспективы поликультурного воспитания в России

Автор: И. Б. Коложвари  

Статья «Актуальность и перспективы поликультурного воспитания в России» раскрывает необходимость целенаправленного введения в образовательный процесс в России поликультурного воспитания, а также, раскрывает возможности и перспективы поликультурного воспитания в России на примере такой формы дополнительного образования, как Ирландский Культурный Клуб. 

В настоящее время вопрос о поликультурном воспитании молодёжи является весьма актуальным в педагогической среде многих европейских стран. Подобное положение вызвано во многом тем, что современное общество признаёт необходимость воспитания нового социума, где не будет места шовинистским идеям и насилию. Конец XX века и начало XXI явственно показали миру, что без целенаправленного действия на устранение причин подобного рода явлений дальнейшее успешное развитие общества невозможно. Сейчас в Европе существует несколько разработанных программ, направленных на воспитание у молодёжи толерантности и уважения к другим народам и национальностям. Одной из таких программ является поликультурное воспитание. Не смотря на то, что в России вопрос о поликультурном воспитании молодёжи до сих пор остаётся открытым, во многих вузах существует не только реальная возможность, но и фактическая необходимость прибегать если не к «чистому» поликультурному воспитанию, то к его элементам, и в этом смысле, вузы с гуманитарной и туристской направленностью находятся в наиболее выгодном положении. Поликультурное воспитание, как система, безусловно, не «однопредметна», а представляет собой общее направление по достижению желаемого результата со стороны нескольких предметов.

В последнее время в сфере высшего образования в России всё больше внимания уделяется поликультурному воспитанию молодёжи. В рамках своих дисциплин преподаватели гуманитарных предметов всё больше обращаются к морально-нарвственному и гражданскому аспекту своих дисциплин, и проводят посильные унификации в их методологической и содержательной сферах. В настоящее время, осознание того, что молодёжь — наше будущее дошло и до правительственных кругов и до учёных. По вопросам молодёжного образования создано множество различных методик, посвящённых таким основополагающим предметам, способствующим культурному развитию человека, как русский язык и литература. Однако, если родной язык, в качестве предмета преследует известные цели: ознакомить ребёнка с родным языком, научить его владеть им и наиболее полно адаптировать его к родной культурноязыковой среде, то литература, как предмет, искони ставила перед собой более широкие задачи. В задачи литературы входит не только развитие у ребёнка чувства слога и эстетических взглядов, но на современном этапе развития отечественной и мировой методики мы можем говорить о переходе литературы как предмета к более глобальным целям. Сейчас предмет становится орудием воспитания «гражданина мира», человека широких взглядов, человека толерантного и в первую очередь — гуманного. Кроме литературы, как предмета, среди дисциплин, предлагаемых в высших учебных учреждениях можно отметить и такие как: культурология, мировая художественная культура, философия, психология, политология и другие. В наиболее выгодном положении в данном случае оказывается дисциплина регионоведение, позволяющая в своих рамках не только широко и полно информировать учащихся об истории, национальных особенностях и культуре того или иного региона, но и в полной мере осуществлять поликультурное воспитание.

На сегодняшний день современное европейское общество пришло к мысли, что изучение, а как следствие, и осознание уникальности чужой истории и культуры неизменно повлечёт за собой не только формирование устойчивого интереса у учащегося к национальным культурам, но и раскроет перед ним возможности иного видения происходящего и нахождения новых многочисленных вариантов раскрытия причин современных проблем и нахождению выходов их них, что, безусловно, обогатит его культурный и общечеловеческий кругозор. Также, прибегая к помощи поликультурного воспитания, можно не без основания полагать, что обращение к нему поможет не только воспитать высоконравственного и толерантного человека из современного студента и вызвать интерес к национальной культуре других народов, но и подготовить его к решению более серьёзных, общечеловеческих задач. Поликультурное воспитание, как исключительный и уникальный педагогический приём позволяет взглянуть, в том числе и на свою культуру много глубже, чем это предлагают современные методические стандарты, открывая перед студентом в доступном его пониманию не только аспекты общечеловеческой нравственности и морали, но и вопросов религии и толерантности, являющихся в наше время камнем преткновения в современном обществе.

Одним из важнейших направлений развития поликультурного воспитания в России, также может стать внедрение в учебный процесс программ дополнительно образования, ставящих своей целью поликультурное воспитание и имеющих для этого, безусловно, более широкие возможности, нежели рамки традиционных предметов. Ярким примером подобного рода программ может послужить создание в ноябре 2008 года, в Российской международной академии туризма (РМАТ), при кафедре регионоведения и романо-германских языков, в качестве экспериментальной программы дополнительного образования, на общественных началах Ирландского Культурного Клуба. Деятельность Ирландского Культурного Клуба (ИКК) ставит перед собой такие цели как:

Объявление:

• Способствование повышению культуры личности студентов;
• Стимулирование их познавательного интереса;
• Формирование корпоративной культуры студентов;
• Укрепление и развитие их профессиональных навыков, а как следствие — повышение их конкурентно способности в условиях современного рынка.

Программа работы клуба включает в себя не только образовательную часть, такую как лекции и семинары по истории и культуре страны, участие в международных научных конкурсах и конференциях, подготовку и проведение научных конкурсов и исследований среди студентов академии и членов клуба, организацию поездок, образовательных и сертификационных семинаров по изучаемой стране, сотрудничество между крупнейшими Ирландскими образовательными учреждениями и РМАТ, но и культурную и творческую части. Так, в программу ИКК, также, входят: организация двусторонних встреч в рамках программы клуба по обмену культурным опытом, обмен студенческими группами, создание своей театральной студии, литературного кружка, выпуск своей газеты, организация и проведение международных конференций учёных, посвящённых вопросам, связанным с историей, культурой Ирландии и кельтологией. Программы подобного рода призваны не только раскрыть перед членами клуба реальные возможности по трудоустройству и обучению в Ирландии, но и адаптировать их к культурно-исторической среде страны. Для повышения эффективности усвоения материала, преподавателями клуба используется разнообразная палитра современных технологий. Также, в учебный процесс вовлечены различные аудио и видео файлы, в рамках программы клуба проводится организация национальных праздников и посещение различных фестивалей, выставок и дней ирландской культуры, проводимых в Москве и Санкт Петербурге.

Работа ИКК происходит на бесплатной основе и является частью деятельности курирующей кафедры и Студенческого научного общества. Кроме того, деятельность Ирландского Культурного Клуба осуществляется при поддержке посольства Ирландии в Москве, чьи представители являются также участниками образовательного процесса. Образовательные и воспитательные силы ИКК нацелены на формирование у студентов глубокого и чёткого представления о стране, об её историческом и культурном пути, её традициях и менталитете.

Разнообразие направлений работы клуба, позволяет его членам не только расширить свой кругозор, обрести новые знания и навыки и укрепить старые, но и развить себя как личность, попробовать себя в разных сферах, найти новых знакомых. Так, участие в Ирландском Культурном Клубе, выполняет не только «вспомогательную» функцию, направленную на закрепление и развитие тех знаний и навыков, которые студенты получают в ходе основного образовательного процесса, но и развитию у них чувства толерантности, внутренней мотивации к обучению, и формированию положительного опыта, что, в итоге, не мало способствует формированию и развитию самостоятельного и успешного человека, как в личностном, так и в профессиональном плане. Задействованность студентов в программах дополнительного образования подобного рода во многом может способствовать формированию у них коммуникативной культуры — одного из важнейших факторов в современном мире, позволяющем быть уверенным, активным и успешным в профессиональной сфере, и в сфере межличностного общения. К сожалению, в настоящее время большинство дополнительных образовательных программ имеют довольно узкую направленность, нацеленную, как правило, на освоение учащимися того или иного рода информации и в меньшей мере уделяющих внимание воспитательной функции и личностному развитию учащихся.

При подобных условиях современного дополнительного образования Ирландский Культурный Клуб имеет ряд преимуществ. Студент, состоящий в ИКК, имеет возможность не только получать высококачественную информацию от русских и зарубежных специалистов по вопросам, заложенным в программе клуба, но и задавать вопросы, инициировать рассмотрение интересующих его тем на открытых семинарах и заседаниях клуба, предлагать темы для обсуждения и научных исследований. Таким образом, такая инновационная программа дополнительного образования, как Ирландский Культурный Клуб позволяет реализовать один из важнейших принципов педагогики — личностноориентированный подход к обучению. Образовательный курс ИКК, разработанный и построенный с учётом сложности и многоплановости материала представляет собой курс лекций и семинаров по истории и культуре Ирландии, причём разделение это весьма условно, так как перед студентами наглядно раскрывается взаимосвязь этих двух понятий.

Рассмотрение истории и культуры страны, как единого и цельного предмета, а также формат клуба, как формы дополнительно образования, позволяет студентам не только глубже проникнуть в рассматриваемый вопрос, но и сформировать чёткое и ясное осознание причинноследственных связей по данному предмету в диахроническом аспекте. Кроме того, форма клуба, также позволяет возвращаться к рассмотрению пройденных тем, для их закрепления или разъяснения, для чего могут быть назначены дополнительные заседания или семинары. Также, все члены клуба активно поддерживают связь с преподавателями, и в случае возникновения каких-либо затруднений или вопросов могут немедленно их разрешить. Так в открытом доступе для всех членов Ирландского Культурного Клуба находится его библиотека и предостав ленные архивы сотрудничающих с клубом Ирландских университетов, включая и богатые архивы самого клуба, которые частично или целиком могут быть высланы студентам, по их желанию, или просмотрены ими самостоятельно.

Свободная форма посещения клуба (ИКК открыт для студентов всех курсов и факультетов, а, также студентов других вузов) предоставляет возможность его членам реально адаптировать свой учебный и рабочий график под график работы ИКК. Так как любая интересующая студента информация может быть найдена им в архивах клуба, а по каждому возникшему вопросу он может получить личную консультацию с любым из преподавателей. Подобная практика, также позволяет сочетать с традиционной формой обучения элементы самообразования студентов по интересующим их вопросам и тем самым говорить о приобретении ими своего индивидуального «профиля». Совмещение широты и глубины знаний, получаемых членами клуба, раскрывает перед ними уникальные для программы дополнительного образования перспективы. Перед каждым членом ИКК раскрывается возможность, являясь членом клуба, реализовать себя в социальной, культурной или научной сфере, включая туризм. Причём, стоит отметить, что благодаря программе Ирландского Культурного Клуба по изучению ирландского языка, можно говорить и о работе в Ирландии. Ввиду чего для всех членов клуба созданы все условия для социо-культурной адаптации в этой стране.

Вся деятельность Ирландского Культурного Клуба тесно связана с сотрудничеством с ирландской стороной. Выбор изучаемого региона обусловлен множеством факторов, одним из которых является отсутствие фундаментальных и качественных разработок в сфере истории и культуры Ирландии в России. В подобных условиях ИКК выступает консолидирующим фактором среди всех проводимых на настоящий момент разработок и исследований по данному региону в различных научных и образовательных учреждениях России и Ирландии. Само создание подобного рода программы дополнительного образования, как Ирландский Культурный Клуб было инициировано студентами кафедры регионоведения и романо-германских языков РМАТ, ввиду их повышенного интереса к данному региону Европы. Актуальность его создания основана, также, на понимании необходимости развития межкультурных отношений между странами. Кроме того, стоит помнить, что Ирландия — современная страна со стабильной экономической системой, наравне с Россией являющаяся одним из самых быстро развивающихся регионов, где уровень жизни достаточно высок. Также, немаловажно, что на данный момент по сведениям социологов Ирландия — одна из самых «молодых» стран в Европе, с древнейшими традициями образования, основанными на индивидуальной работе с учащимися и с энциклопедическим подходом к отбору содержания образования, и чёткой благоприятной политикой направленной на обучение и трудоустройство молодёжи. Выбор в пользу Ирландии, также, продиктован богатством, разнообразием и аутентичностью её культуры, являющейся одной из самых древних в Европе, несомненной привлекательностью Ирландии в качестве туристического объекта, и, по сравнению с Великобританией сравнительно невысокими ценами на обучение и разнообразными видами отдыха. Также, немаловажным фактором, обусловившим выбор направления деятельности международного клуба, стала близость историко-культурных путей России и Ирландии, а также возможность их двустороннего исследования.

Таким образом, являясь экспериментальной формой программ дополнительного образования, Ирландский Культурный Клуб, преследуя, также воспитательные цели, готовит специалистов в самом широком смысле этого слова по одному из самых мало разработанных в России регионов Европы и обладает всеми возможностями полноценного поликультурного воспитания студентов.

Список литературы

Бермус, А. Г. (2001) Концептуальные и методологические основы педагоги- ческой поддержки в поликультурном социально-воспитательном пространстве.
Воскресенская, Н. М. (2000) Образование и многообразие культур // Педаго- гика. №2.
Дмитриев, Г. Д. (1999) Многокультурное образование. М.
Супрунова, Л. Л. (2003) Поликультурное образование в современной России // Magister. №3.
Тихоненков Алексей Викторович — кандидат технических наук, Международный институт экономики и права.
Туманов Антон Александрович— кандидат технических наук, 3 Центральный науч- но-исследовательский институт Минобороны России.
Туманова Марина Борисовна — кандидат педагогических наук, Московский госу- дарственный технический университет «МАМИ».


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >