Трансляция культурных ценностей |
Автор: Н. Н. КоршуноваКультурологическое образование как механизм трансляции культурных ценностейВ современном мире складывается новая модель культуры, в которой усиливаются взаимосвязи между всеми сферами жизни общества, как в глобальном масштабе, так и в раках национальной культуры. Сегодня именно всемирные информационные технологии создают головокружительные возможности в сфере получения информации, а также развития образовательных технологий, которые формируют модель всей грядущей цивилизации. Эти технологии образуют в культуре особое информационное пространство, которое «виртуализирует» личность, что создает для каждого человека и для всей человеческой цивилизации непредсказуемые, прежде всего в духовном этическом плане, последствия. «Информационный хаос» искажает смысл культурных ценностей, подталкивает человечество к бездне. Обезличенная и противоречивая информация становится основой тиражирования двойственных или заведомо ложных знаний и создания социально опасных стереотипов поведения и мышления. В ситуации кризиса культуры, утраты обществом основополагающих ценностей и ориентиров не случайно настойчиво звучат призывы «вернуться к истокам» и «восстановить связь с традицией». Поэтому особое значение имеет выделение тех областей знания, которые образуют в современной науке и в обществе своеобразную познавательную и образовательную доминанту, анализируют, а также изучают функции традиции в культуре, механизмы ее поддержания и передачи. Рассматриваемая вне сакральных и трансцендентных оснований, традиция превращается в совокупность застывших форм, лишенных жизни и движения. Яркий пример такого взаимодействия дает мусульманский мир, где в "исламской экономике" можно проследить тесное переплетение в рамках одной культурной традиции религиозно-философского учения, права, этики и экономики. Культурологическое знание, обращенное к рассмотрению, казалось бы, самых разных как теоретических, так и историко-культурных проблем, обнаруживает глубинные связи, помогая интерпретировать историко- культурные проблемы с помощью теоретических материалов, а теоретические выкладки прекрасно иллюстрируя и дополняя анализом конкретных культур. Культурология как учебная дисциплина преподается в вузах страны с 1985 года. С 1993 г. предмет «культурология» в вузах России введен как обязательный для всех специальностей в соответствии с Государственным образовательным стандартом Российской Федерации. Изучение курса культурологи можно рассматривать в качестве необходимого для универсальной образованности выпускника. Культурология представляет собой науку XXI века, интегративную по своей сути, использующую наработки различных гуманитарных научных дисциплин. Культурология не подменяет гуманитарные дисциплины, возникшие раннее, она лишь задает новый ракурс рассмотрения проблем, связанных с феноменом культуры. Основой современной культурологии является системный подход, позволяющий рассматривать культуру как целостный системный феномен, что и составляет специфику данной дисциплины по сравнению с другими науками, концентрирующими свое внимание на узкоспециальных областях. Преподавание новой гуманитарной дисциплины, которая может способствовать интеграции студентов в мировую и отечественную культуру, обеспечить повышение общей культуры как непременного условия становления личности специалиста, требует постоянного повышения научного и методического уровня преподавания. Теоретическим проблемам культурологии в настоящее время уделяется очень много внимания; в научный оборот вводится новый культурологические тексты, и на этой основе разрабатываются и совершенствуются учебные программы и планы. Преподавание культурологии предполагает как передачу студентам систематических знаний о культурных процессах на основе современных исследований культуры, так и формирование их нравственной позиции в социуме. Этим определяется воспитательная роль курса культурологии, в особенности для студентов технических вузов. Однако эта роль далеко не всегда оценивается в полной мере. Иначе чем же объяснить то обстоятельство, что культурология перестала входить в число обязательных курсов, изучаемых в технических вузах? Присутствие культурологии в учебных планах того или иного вуза определяется в основном уже сложившейся традицией преподавания гуманитарных предметов и авторитетом кафедры в вузе. Между тем опасные тенденции в мировосприятии студентов высших технических заведений вызывают тревогу. Каковы они? Это уверенность в безграничных возможностях науки, в использование научных знаний с позиций абсолютной свободы: по ту сторону добра и зла. Элиминирование духовно-нравственных критериев человеческой жизни: «во имя чего?», способности быть знающим, распознавать добро и зло. Утрата смысла жизни и жизнедеятельности (социокульторной программы) и переход в бессмысленное нечеловеческое существование. Укоренение в сознании молодежи идеала Homo sapiens occidentalis — мещанина, достигшего в своем благополучии предела мечтаний — «klein, aber mein» («пусть маленькое, но Мое»). Потеря способности понимать свое время. Возникает реальная опасность превращения человека в киборга, лишенного духовных ценностей, запрограммированного на выполнение super-целей технического прогресса (логическое завершение процесса превращения человека в «придаток машины»). Возникает реальная опасность превращения человека в киборга, лишенного духовных ценностей, запрограммированного на выполнение super-целей технического прогресса как логическое завершение процесса превращения человека в «придаток машины». Американский стандарт бездуховного потребительского образа жизни, активно навязывается всему миру (глобализация по-американски). Забвение духовных основ бытия как основы человеческого общества — первопричина глобального кризиса цивилизации. Именно для преодоления возникшей пропасти необходимо воспитание идеала целостной всесторонне развитой личности, а не «одномерного» человека (по Г. Маркузе). Возвращение человека к своей человеческой сущности — к творчеству и своему предназначению: сохранению и спасению природы и культуры во имя истины и добра и красоты. Эстетический идеал Прекрасного является основополагающей ценностью в мире человеческого бытия. Поэтому и важна преобладающая роль искусства в эстетическом воспитании. В Московском авиационном институте (Техническом университете) кафедра культурологии была создана в 1992 году. Кафедра всегда решала не только образовательные, но и воспитательные задачи, осуществляя непосредственное знакомство студентов с классической культурой. Достижению этой цели способствовали посещения Консерватории, спектаклей Малого театра, Щукинского и Щепкинского театральных училищ, а также осуществление учебной программы «Усадебная культура России во второй половине XVIII — XIX века». Из опыта работы, проводимой во внеаудиторное время кафедрой культурологии МАИ Преподавание новой гуманитарной дисциплины, которая способствует интеграции студентов в мировую и отечественную культуру, требует постоянного повышения научного и методического уровня преподавания. Совершенствование учебного процесса предполагает также творческий поиск соотношения различных форм учебной и воспитательной работы. 1. Обязательное сочетание теоретических и практических форм работы. 2. Определение темы внеаудиторных занятий в контексте учебной программы по культурологии, например: «Усадебная культура России во второй половине XVIII — XIX века». Мир усадьбы как явление отечественной культуры нашел отражение в произведениях А. С. Пушкина, С. Т. Аксакова, И. С. Тургенева, А. П. Чехова, И. А. Бунина и других великих русских поэтов и писателей. Их поэтический облик запечатлен в живописи В. Э. Борисова-Мусатова, И. И. Левитана, В. Д. Поленова, К. А. Сомова и др. Интерес к изучению и популяризации усадебной культуры возник в начале XX века и отражен в публикациях журналов «Мир искусства», «Старые годы», «Среди коллекций», «Столица и усадьба». В начале 1920-х годов возникло Общество изучения русской усадьбы. Закрытое в 30-е годы с 1992 года Общество возобновило свою работу по изучению русской усадьбы. Им были опубликованы интересные материалы, например, сборники «Мир русской усадьбы» (первый сборник вышел в свет в Москве в 1995 г.). С этими материалами можно познакомить студентов накануне посещения музея-усадьбы. 3. Синкретическое рассмотрение феномена «усадьбы» как модели микрокосмоса, воплощения философской концепции картины мира, «очеловеченной» природы. Русская дворянская усадьба рассматривается как ансамбль искусств. Дворянской культуре, по преимуществу светской, свойственна эстетизация жизни, понимание искусства как инструмента создания среды обитания человека в музыкальном творчестве, в живописи, в архитектуре (дворец, особняк, садово-парковый комплекс). Без понимания мира дворянской усадьбы, которая представляет собой материализованное эстетическое и художественное сознание эпохи, невозможно понять русскую культуру Нового времени. 4. Эстетическое воздействие на сознание и души студентов, пробуждение любви к Прекрасному. Русские дворянские усадьбы, являясь сложной системой заключающей в себе ландшафт (сельский или городской), и архитектуру, и множество бытовых предметов (как известного, так и неизвестного современному человеку назначения), становятся неким гармоническим целым, обращенным к столь различным сторонам человеческой натуры, что вызывают отклики практически у каждого, их посетившего. Музейная экспозиция, воссоздающая на основе научных разработок фрагменты прошлого с привлечением возможно большего числа реально сохранившихся составляющих это прошлое элементов — знаков исторической эпохи, оказывает мощное воздействие на сознание человека. И это воздействие может быть более значительным, если будет подкреплено определенной суммой знаний, полученных студентами во время аудиторных занятий. 5. Воспитание чувства Прекрасного, умения читать и понимать произведение великих мастеров. В музее-усадьбе сосредоточены самые разнообразные памятники-знаки прошлого, позволяющие наглядно познакомиться с различными гранями искусства Нового времени, понять противоречивость и гармонию культуры и быта той эпохи. «История культуры — это не только история создания новых ценностей, но также история воскрешения ценностей прошлого. Временная дистанция, конечно, есть, и дистанция эстетическая. До тех пор, пока эта дистанция не преодолена, — подчеркивал большой знаток русской культуры А. М. Панченко, — старые шедевры молчат. Чтобы они заговорили, надо проникнуть в эстетическое сознание той эпохи, когда шедевр был создан. Искать в нем только близкое нам — значит наперед обеднять культурное наследие. Научиться ценить и понимать «далекое» — вот задача подлинно гуманистической культуры» (Русская; 1994: 176). Такой подход к пониманию феномену культуры совпадает с целями и задачами курса культурологии. Музейная экскурсия может заинтересовать студентов, привлечь их внимание к истории отечественной культуры, расширить границы взаимодействия студентов с отечественной культурой, развивая потребность в сохранении этой красоты как реальной действительности и исторической памяти (менталитета). Особое значение это имеет для студентов-экономистов и юристов, чья профессиональная деятельность будет протекать в управленческой сфере, где принимаются судьбоносные решения, в том числе и о судьбе художественных и культурных памятников.Список литературы Иванов, А. Е. (1994) Ученые звания и степени дореволюционной России. М. Ильинский, И. (2002) Образовательная революция. М. Кнабе, Г. С. (1999) Русская античность. М. Мир русской усадьбы: Сб. статей (1995) М. Моисеев, Н. Н. (2007) Россия в системе государств XXI века. М. Россия в окружающем мире (2007) (Аналитический ежегодник). М. Университет для России: Взгляд на историю культуры XVIII столетия (1997) М. Университет для России. Т. 2. Московский университет в Александровскую эпоху (2001) М. Эко, У. (2007) Полный назад! «Горячие войны» и популизм СМИ. М. Объявление: |
< Предыдущая | Следующая > |
---|