Миссия музея |
Автор: Л. С. ИменноваПедагогическая составляющая социальной миссии музеяКультурная аккумуляция и культурная трансмиссия являются качественными и сущностными динамическими характеристиками культуры. Наряду с другими институтами, выполнению задачи хранения, воспроизводства и трансляции социокультурного опыта призван служить музей. Из двух главных функций музея функция сохранения социокультурного опыта, в рамках которой происходит формирование феноменов подлинности и мемориальности, носит устойчивый характер; компонента его передачи — изменчива, имеет конкретно-историческое наполнение. Функция трансляции культурного наследия обусловлена социальной миссией музея, при этом на ранних стадиях развития общества предшественниками музея в её реализации были коллекционные собрания. Социальная миссия музея — явление исторически обусловленное, претерпевающее трансформацию. При этом изменялся характер и значение педагогической составляющей в её рамках. Предпосылки музейной деятельности по собиранию, хранению и передаче социокультурного опыта мыслители видят в глубокой древности. Н. Ф. Федоров писал: «Муза и музей современны самому человеку; они родились вместе с его сознанием» (Федоров, 1982: 579). Прообразы музейных коллекций появились на ранних стадиях существования человеческого общества. При раскопках стойбищ людей первобытнообщинного периода археологи находили собрания орудий труда, которые не использовались в трудовом процессе, а служили образцами, предназначались для обучения. С большой долей условности можно сказать, что прототипы коллекционных собраний, способствующих передаче опыта в социально-трудовой сфере, выполняли миссию научения. На этом этапе воспитательно-образовательная составляющая миссии была определяющей. С зарождением религиозных верований задачу сохранения социальной памяти стали выполнять в первую очередь культовые институты. В средние века при монастырях, храмах создавались скриптории для хранения особо почитаемых культовых письменных источников, передаваемых от поколения к поколению. Коллекции использовались в рамках религиозно-культовой миссии храмов. Несомненна роль церкви в развитии культуры — письменности, литературы, философии, архитектуры, изобразительного искусства. При монастырях открывались мастерские по переписке книг, в VIII в. появились монастырские школы. Книжные и изобразительные собрания использовали в педагогических — воспитательных и дидактических — целях, например, часословы и псалтыри — при обучении чтению. В XVI–XVII веках в Европе появились первые музеи как специализированные общественные учреждения. Как результат расцвета науки и техники формировались различные коллекции — «кабинеты натуралиев», «камеры раритетов», «кунсткамеры». При арсеналах-цейхгаузах хранились коллекции военных трофеев; возникали собрания произведений искусства (Музееведение, 1988: 36). В этот период доминировала миссия накопления и сохранения. В XVIII веке появилось значительное количество музеев учебных заведений. В России первыми были «Музеум» Горного института в Петербурге, Минералогический, Зоологический («Кабинет естественной истории»), Ботанический («Гербарий») музеи Московского университета. Их создание и деятельность были обусловлены образовательными целями учебного заведения; они имели характер подчиненного структурного подразделения в системе школы. Миссию музея в этот период можно определить как образовательную, педагогическая составляющая в ней стала главной, доминирующей, определяющей. Музеи подобного рода создавались как учебно-вспомогательное средство, служили дидактическому оснащению образовательного процесса; профиль музея, тематика его коллекции определялись специализацией вуза (антропология, ботаника, зоология, палеонтология, археология, этнография и др.). Некоторые из них на определенном этапе были открыты для общества. В них приходили посетители с осознанной целью просвещения, активного интеллектуального общения. Яркой, но не характерной в своей неповторимости представляется история Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Музей, созданный под руководством профессора, историка искусства И. В. Цветаева как Кабинет изящных искусств и древностей Московского университета, приобрел заслуженную славу одного из крупнейших и известнейших собраний не только в нашей стране, но и в мире. Статус самостоятельного музея приобрел Биологический музей им. К. А. Тимирязева, организованный в 1920 году при кафедре биологии Коммунистического университета им. Я. М. Свердлова. Во второй половине XIX века в России появились собственно педагогические музеи. Их возникновение было обусловлено реформами системы образования. В них педагогика являлась профильной дисциплиной: они не только документировали процесс развития народного образования, но в теоретической и практической деятельности содействовали педагогической практике. По широте диапазона общепедагогических, а не узко ведомственных направлений деятельности исключительное место принадлежит Педагогическому музею военно-учебных заведений в Петербурге, созданному в 1863 году в структуре Главного управления военно-учебных заведений (первоначальное название музея — Центральное Депо учебных заведений). В начале 1860-х годов в основе школьного образования утверждался принцип наглядности. Для его реализации необходимым условием являлось создание коллекции наглядных пособий, их изучение и ознакомление с ними преподавателей. Постепенно Педагогический музей стал собирать пособия не только для военных учебных заведений, но и для начальной школы, обучения в семьях и детских садах. Музей утверждался в позиции учреждения, придерживающегося широких взглядов, стремящегося к исчерпывающей полноте и всесторонности решения педагогических проблем без ведомственных ограничений. На международных выставках экспозиции Педагогического музея демонстрировали достижения педагогической теории и практики, их создатели стремились к системности, всеобъемлющей полноте в разработке проблем. На Парижской географической выставке 1875 года петербургский музей был единственным учреждением, представившим полную систему обучения географии и космографии в низшей школе и средних учебных заведениях. На Гигиенической международной выставке и гигиеническом конгрессе в Брюсселе (1876 год) Педагогическим музеем был реализован проект профессора Ф. Ф. Эрисмана — образцовая школьная комната со всей обстановкой, отоплением, освещением и вентиляцией. В круг своей деятельности музей включил народное просвещение; первым народным чтением 28 декабря 1871 года было положено начало Музея прикладных знаний, созданного «для распространения в народе, простым, наглядным способом, посредством объяснения коллекций и общедоступных чтений, технических знаний и общих элементарных сведений» (Барсков, 1914: 18). Примечательно, что уже существовавший Педагогический музей вошел в состав Музея прикладных знаний в качестве структурной единицы, разрабатывающей научно-методическую базу его образовательной деятельности. Среди педагогических начинаний музея, выходящих за ведомственные рамки и определивших развитие отечественной педагогической мысли, следует назвать Лабораторию экспериментальной педагогической психологии (1900 г.), Педагогические курсы (1904 г.), съезды как средство более широкого профессионального общения между педагогами: Первый всероссийский съезд преподавателей русского языка (1903 г.), Первый съезд по педагогической психологии (1906 г.). Закономерным представляется перерастание петербургского музея в научно-исследовательское учреждение: в 1924 году на его базе уже в качестве Всероссийского педагогического музея создан Государственный институт научной педагогики. В конце XIX — начале ХХ века происходит переосмысление назначения музея в свете философского наследия Н. Ф. Федорова. В его концепции музей, в отличие от учебного заведения, дающего образование, «собирает всех неученых, все младшее поколение, чтобы ввести их в область исследования, производимого учеными» (Федоров, 1982: 586). Основную миссию музея в этот период можно определить как научно- просветительную, большее значение в обществе приобрели публичные музеи. В работе «Музей, его смысл и назначение» Федоров обозначил миссию воссоздания соборности, которой должен следовать музей будущего, «проективный» музей, «музей-собор»: «Музей есть не собирание вещей, а собор лиц; деятельность его заключается не в накоплении мертвых вещей, а в возвращении жизни останкам отжившего, в восстановлении умерших, по их произведениям, живыми деятелями» (Федоров, 1982: 587). В настоящее время говорится даже о «музеефикаторском» типе культуры (Калугина, 2001: 243–254). Однако российскому музею в ХХ веке была навязана другая, идеологическая миссия. Его деятельность в 1920–1950-е годы была детерминирована политикой, в построении экспозиций работники музеев должны были руководствоваться решениями съездов ВКП(б), позднее КПСС. Перед музеем, как и перед другими общественными институтами того времени, обладающими возможностями воспитательного и идеологического воздействия, была поставлена задача подготовки активных строителей коммунизма. Это направление деятельности получило название идейно- воспитательная работа; она имела идеологизированный характер и осуществлялась под непосредственным руководством партийного аппарата. В 1960-е годы усилилась информативная миссия музея. Для нее характерно отношение к музею как «средству распространения знаний, имеющих научный характер и предметную основу» (Юренева, 2003: 25–26). Возрос интерес к музейным коллекциям, осознана значимость музейного предмета как первоисточника знаний. В это время в нашей стране и за рубежом отмечался «музейный бум»: значительный рост посетителей музеев, возрастание престижа музейных учреждений, создание оригинальных экспозиционных систем. В последние десятилетия в работах зарубежных и отечественных музееведов (Ф. Шоутена, А. Мелтона, Д. Прайса, Т. Шола, К. Хадсона, К. Скривена, А. М. Разгона, Д. А. Равиковича, Т. Ю. Юреневой и др.) формируется качественно новое понимание специфики музея и его места в общественной жизни. Преобладающей стала культурообразующая, социоформирующая миссия музея. Собирание предметов музейного значения, их атрибуция обусловлены необходимостью освоения культурного наследия и включения его в ценностную структуру общества. В связи с этим актуальной становится проблема теоретического обоснования и практического применения такого направления деятельности как музейная педагогика. У его истоков стояли немецкие педагоги и музейные работники: директор Гамбургской картинной галереи А. Лихтварк и сотрудник Государственного музея этнографии в Берлине А. Рейхвейн. Они определили основные позиции взаимодействия музея и школы. Впервые термин «музейная педагогика» употреблен в 1931 году Г.Фрейденталем; как научная дисциплина она начала формироваться в 1960-е гг. В отечественную теорию и практику музейная педагогика вошла в 1970-е гг. В музееведении существует два взгляда на предмет музейной педагогики. Первый из них исходит из задач воспитания и обучения в музейной среде подрастающего поколения. На практике такое представление реализуется в системе регулярных музейно-педагогических занятий со школьниками (реже с дошкольниками или студентами) в музейных помещениях с использованием музейных предметов. В соответствии с такой установкой музейная педагогика решает задачи оптимального использования музейной коллекции и музейно-педагогических средств воздействия для решения задач воспитания и обучения, формирования духовного мира школьника в соответствии с возрастными психологическими закономерностями восприятия. Второй подход к определению музейной педагогики более широкий: «Педагогика музейная — научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, предметом которой являются педагогические аспекты музейной коммуникации» (Ломунова, 2001: 77). В такой трактовке музейная педагогика обращена на изучение воздействия музейных форм коммуникации на музейную аудиторию в целом, в полном возрастном спектре посетителей, а все виды музейной деятельности рассматриваются как педагогические. Педагогическая составляющая всегда присутствовала в социокультурной миссии музея, однако со временем изменялась. Если в XIX и в начале XX века перед музеем стояла задача передать знания, то в настоящее время на первый план выдвигается проблема формирования у музейной аудитории восприимчивости, интереса к наследию, осознания его значения. От явных и открыто дидактических приемов воздействия музей переходит к более тонким, сложным, направленным на формирование творческих установок, мотивационной сферы человека. Возрастает значение музея и его ответственность перед обществом.Список литературы Барсков, Я. Л. (1914) Педагогический музей военно-учебных заведений. 1864–1914. СПб. Калугина, Т. П. (2001) Музей и «музеефикаторский» тип культуры // В диапазоне гуманитарного знания. СПб. Коссова, И. М., Медведева, Е. Б. (2003) Отечественное музейное дело в русле международных тенденций // Музей для всех: сб. трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела. Вып. 4. М. Ломунова, А. К., Юхневич М. Ю. (2001) Педагогика музейная // Российская музейная энциклопедия. Т. 2. М. Музееведение. Музеи исторического профиля (1988). М.: Высшая школа. Федоров, Н. Ф. (1982) Сочинения. М. Юренева, Т. Ю. (2007) Музееведение. М. Объявление: |
< Предыдущая | Следующая > |
---|