
Представления студентов о стране |
Представления российских студентов о своей странеАвторы: Т. Г. Стефаненко, О. А. Тихомандрицкая, И. Б. Бовина, Н. Г. Малышева, Е. О. ГолынчикВ рамках структурного подхода теории социальных представлений (Abric, 2001) исследуются представления студенческой части молодежи о России. Проверяются предположение о том, что Россия является одним из центров влияния в многополярном мире, а также о том, что представления о России кристаллизуется вокруг элемента «культура». Эмпирические результаты позволяют принять первое предположение, но не позволяют принять второе. Образ России, ее предназначение и судьба, ее место мире, взаимоотношения России и Запада — эти проблемы волновали не одно поколение русских философов и историков, среди которых — П. Я. Чаадаев, Н. О. Лосский, В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев и многие другие. События конца ХХ — начала ХХI вв. не только обострили важность всестороннего рассмотрения этих вопросов, расширили их круг (в частности, — какова роль России в современном мире, ее вовлеченность в процессы глобализации, играет ли она одну из ведущих ролей с точки зрения влияния на политические процессы в мировом масштабе и пр.), но и сделали их привлекательными для анализа в рамках целого ряда социальных наук. Если в задачи политологов, историков, философов входит поиск научной объяснительной модели происходящих процессов, выработка модели мироустройства, прогнозирование того, по какому пути будет строиться взаимодействие между различными политическими силами в будущем; то наша задача — как социальных психологов — заключается в изучении того, как люди понимают происходящие процессы, к каким идеям и представлениям они апеллируют, предпринимая попытки объяснить как устройство современного мира, расположение сил в нем, так и изменения национального масштаба. В частности, актуальным является выяснение того, каким видит мир и родную страну как его часть новое поколение россиян — студенческая молодежь. Эта проблематика, безусловно, оказывалась в фокусе психологического и социально-психологического анализа, однако на настоящий момент едва ли возможно говорить о палитре подходов к ее изучению; скорее речь может идти о целом ряде работ (например, Алавидзе, Антонюк, Гозман, 2002, Матвеева, Аникеева, Мочалова, Петракова, 2008, Петренко, Бердников, Митина, 2000, Стефаненко, 2008 и др.). В то же самое время в рамках социальной психологии существует достаточный потенциал для анализа того, какие представления о России существуют, как понимаются происходящие изменения мирового и национального масштабов (например, Алавидзе, Антонюк, Гозман, 2002, Андреева, 2005, Емельянова, 2006, Moscovici, 1961). Перспективность обращения к теории социальных представлений (Moscovici, 1961) для изучения образа России в излагаемом здесь исследовании объясняется рядом причин. Среди них, в первую очередь, то, что в фокусе внимания теории социальных представлений находятся обыденные представления, на которые люди опираются, взаимодействуя друг с другом, принимая решение о том или ином поведении, вступая в социальные отношения. Более того, теория дает возможность рассматривать макросоциальные феномены, релевантные современной жизни, а также учитывать происходящие социальные изменения. Среди существующих подходов к анализу социальных представлений предпочтение в данном исследовании отдается идеям структурного подхода. В соответствии с этим подходом, предлагается различать центральное ядро и периферическую систему в структуре представления (Abric, 2001). Ядро — это стабильная и устойчивая часть представления, связанная с коллективной памятью, с историей группы, с ее ценностями и нормами. Элементы представления, в наибольшей степени коренящиеся в культуре, размещаются в этой части представления. Именно ядро определяет структуру всего представления, а также придает ему смысл. В этом и заключаются его основные функции. Более того, говоря словами М. Л. Рукета, ядро отражает консенсус внутри группы, играет нормативную роль, выражающуюся непосредственно в суждениях и действиях, а также и в суждениях в отношении действий (Rouquette, 1996). Периферическая система представления конкретизирует значение ядра представления, это связующее звено между ядром и той конкретной ситуацией, в которой вырабатывается и действует представление. Периферическая система характеризуется вариативностью и изменчивостью (Abric, 2001). Именно это свойство периферической системы позволяет самому представлению адаптироваться к изменяющемуся контексту. Данная часть представления опирается на индивидуальную память и индивидуальный опыт. Цель излагаемого здесь исследования заключалась в изучении представлений о современном мире и представлений о России как его части. Основные вопросы, на которые мы искали ответ, были таковы: какие страны воспринимаются как наиболее влиятельные в современном мире, попадает ли в их число Россия, наконец, каковы представления о России в современном мире. Объектом исследования были представители студенческой молодежи России (N=76 человек в возрасте от 18 до 25 лет, М=20,9, SD=2,1, 27,6% — мужчины, 72,4% — женщины). Предметом исследования явились представления о центрах влияния современного мира, представления о странах — центрах этого влияния, а также представления о России. Нашими исходными предположениями были следующие: 1) в представлениях студентов Россия является одним из центров влияния в современном многополярном мире 2) одним из важных элементов представления о России является культура. Опрос (в варианте анкетирования) был избран в качестве основного метода исследования. Анкета состояла из трех частей, была направлена на выявление представлений о странах — центрах влияния, представлений о каждой из таких стран, а также о России. Основной методикой была методика свободных ассоциаций; для анализа полученных результатов — применялся прототипический анализ по П.Вержесу (Verges, 1992). Испытуемые выработали 276 ответов. Полученные результаты демонстрируют, что в представлениях студентов существует определенная иерархия стран, оказывающих влияние в современном мире: есть страны, которые занимают первые места в этой иерархии, — США (94,7% испытуемых указали на эту страну), Россия — 73,7%, Япония — 47,37%. Именно эти страны указывались в первую очередь и большинством испытуемых по сравнению с остальными странами, ранг ассоциации соответственно 1,56, 1,89 и 2,94. Они занимают положение ядра представления, т.е. это высоко согласованные элементы, которые в первую очередь высказывались испытуемыми. Дополнительное сравнение рангов появления ассоциаций позволяет говорить об их значимом различии (F(2, 163) =22,9, р<0,000), иначе говоря, США и Россия в первую очередь соответствует понятию «центр влияния», а затем уже следует Япония. Вторую группу стран составили Китай и Великобритания, их указывали как центры влияния 46% и 27,6 % испытуемых. Третью группу стран образуют — Германия, Франция и страны ЕС в целом — соответственно, 23,7%, 17,1%, 6,6%. Однако расположение элементов — Китай, Великобритания, Германия, Франция и страны ЕС — в представлениях о странахцентрах влияния позволяет говорить о том, что эти страны второстепенны по сравнению с США, Россией и Японией. Это представление о центрах влияния в современном мире является достаточно согласованным, т.к.доля ответов, включающая указанные страны, составляет 92,7% от всех полученных ответов. Следует отметить, что хотя в современных политическом и экономическом дискурсах последнее время говорится о многополярном мире с новыми центрами влияния (прежде всего, из числа развивающихся стран), в обыденном представлении наших испытуемых эти страны не заняли важного места. Полученные результаты свидетельствуют о том, что Россия для студенческой молодежи является одним из центров влияния в современном мире. Выделение США, России и Японии в отдельную группу стран, с которыми в первую очередь ассоциируется влияние в современном мире, говорит в пользу представления о многополярном мире, где, однако, доминируют США и Россия. Можно предположить, что данный факт свидетельствует о процессе формирования представлений о многополярном мире в данной социальной группе. Для более определенного ответа требуется проведение дополнительного исследования, которое позволило бы оценить этап развития представления. Обратимся к рассмотрению представлений о России как о центре влияния в современном мире. Всего испытуемыми было высказано 335 ассоциаций. Элементы зоны ядра и периферической системы составляют 40,1% от всех высказанных ассоциаций. Таблица 1 Представления о России Частота асСредний ранг ассоциации социации < 2,56 . 2,56 Родина (11; 2,18) Путин (6; 3,17) Территория (9; 2,22) Плохие дороги (5; 3,00) Сила (8; 1,60) Деревня (5; 3,20) Природа (6; 2,33) Кризис (5; 4,00) Богатство ресурсов (5; 1,8) .5 Газ (5; 2,00) Лес (4; 2,00) Мощь (4; 2,75) < 5 Дом (4; 2,25) Держава (4; 3,00) Нефть (4; 2,25) Водка (4; 3,25) Зона ядра представления о России образована элементами, имеющими геополитическую коннотацию — территория, сила, богатство ресурсов, газ. Эти элементы конкретизируются в периферической системе за счет элементов: нефть, Путин, мощь, держава. Элемент «родина» скорее указывает на принадлежость к стране, он конкретизируется в периферичекой системе за счет понятия — дом. Наконец, элемент «природа» — присутствующий в зоне ядра, конкретизируется за счет понятия периферической системы — лес. Если принимать во внимание существование позиции меньшинства, то эта позиция представлена следующими элементами: лес, дом, нефть. По сути, как в случае большинства, так и меньшинства — Россия представляется через категории, указывающие на природные ресурсы, на сырьевое значение страны, размер ее территории. Ассоциирование России с ее культурой, историческим прошлым занимает незначительный процент в ответах испытуемых, более того, элементы, указывающие на культуру, не располагаются в зоне ядра представления. Предположение о том, что культура является ключевым элементом представления о России для ее граждан-студентов не получила эмпирической поддержки. Полученные результаты позволяют принять исходное предположение о том, что Россия по-прежнему остается центром влияния для студенческой молодежи, мир, вероятно, только становится многополярным в представлениях наших испытуемых. Однако, с их точки зрения, среди стран-центров влияния (США, Россия, Япония) существует некоторая иерархия: США и Россия — с одной стороны, Япония — с другой. Смысловое наполнение такого разделения позволит понять наше широкомасштабное исследование, направленное на выявление представлений о странах — центрах влияния. Предположение о том, что культура является ключевым элементом представления о России для студентов не получила эмпирической поддержки. Эти результаты позволяют намечать дальнейшую линию исследования данной проблематики. В частности, интерес представляет более детальный анализ того, каковы представления о России в современном мире в различных социальных группах, как представляются страны, являющиеся центрами влияния, как степень выраженности этнической идентичности отражается на понимании современного мира, а также на образе собственной страны, наконец, каковы особенности структуры и содержания представлений о России в кросс-культурном контексте. Кроме того, результаты позволяют намечать ряд рекомендаций для улучшения образа России среди студенческой молодежи. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|