Система подготовки специалистов |
Система подготовки специалистов для учреждений детского отдыха и оздоровленияАвтор: Л. В. ВоронковаВ статье рассмотрены предпосылки и пути развития сферы детского и молодежного отдыха, представлены обоснование и система подготовки педагогических кадров. Осознаваемые обществом, государственными структурами, педагогами-профессионалами изменения в детской и молодежной среде привели к необходимости координации условий по различным направлениям деятельности в интересах детства и молодежи. Российское государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. С этой точки зрения представляют интерес действующие Федеральные программы «Молодежь России», «Дети России», целевые и ведомственные программы по обеспечению защиты прав детей и молодежи, гарантированности сохранения физического, психологического и социального здоровья подрастающего поколения нации. Среди основных направлений обеспечения прав ребенка государство определяет социальные услуги по организации оздоровления и отдыха детей (статья 12 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»). Мероприятия по обеспечению прав ребенка на отдых и оздоровление организуют органы государственной и региональной власти Российской Федерации, а так же администрации детских образовательных учреждений. Процессы организации летнего отдыха детей и подростков рассматриваются сегодня как целостное социальное явление, единый непрерывный процесс организации отдыха и оздоровления различных категорий детей, как в каникулярное время, так и в течение всего года (Сысоева, 1999: 25-26). Для этих процессов характерно: расширение возможностей отдыха и оздоровления (появление новых видов услуг, учреждений отдыха нового типа, в том числе, различных видов собственности); сокращение традиционных форм отдыха (загородные детские лагеря предприятий, лагеря труда и отдыха). В связи с недоступностью некоторых форм отдыха для большинства части населения встает вопрос о разработке мало затратных социальных проектов обеспечивающих отдых и оздоровление детей и подростков. Логикой развития социальных процессов в обществе диктуется необходимость более полного использования существующих моделей организации детского отдыха с параллельной апробацией новых вариантов. Не вызывает сомнения, что первостепенной задачей организационного и содержательного обеспечения различных форм отдыха и оздоровления детей остается профессиональная подготовка специалистов для этой области. В то же время можно констатировать неготовность, как педагогической общественности, так и других социальных институтов обеспечить эту потребность в специально подготовленных кадрах для работы в сфере детского отдыха и оздоровления. А возникающие волонтерское направление осуществления этой деятельности не обеспечивает необходимого числа специалистов и не гарантирует содержательной полноты работы с детьми. Такой вариант подготовки кадров может рассматриваться лишь как вспомогательный к основному потоку подготовки кадров. Обострение дефицита педагогических кадров в сфере отдыха детей так же вызвано отменой обязательной педагогической практики студентов высших учебных заведений. Отсутствие научной базы и методической основы для развертывания профессиональной подготовки кадров в сфере детского отдыха делает задачу кадрового обеспечения актуальной. Объявление: Таким образом, решение вопросов кадрового обеспечения детского отдыха и оздоровления может иметь решающее значение при оформлении системы деятельности сферы детского отдыха и оздоровления в целом. Актуальность проблемы подготовки кадров для сферы отдыха и оздоровления детей обусловлена следующими факторами: изменением подходов к сфере детского отдыха и требованиями нового уровня компетентности кадров в данной сфере; ограниченным числом практико-ориентированных научных разработок по проблемам организации различных форм отдыха в современных экономических условиях; отсутствием единого концептуального подхода к подготовке кадров. Сфера детского отдыха сегодня обозначается как приоритетная в деятельности различных социальных институтов. Ценность и необходимость обеспечения системы восстановления физического, психологического и социального здоровья детей понимается как первоочередная задача специалистами различных профессий, в том числе педагогами, медиками, социальными работниками. Но в обществе закреплено представление о сфере отдыха как неотъемлемой, хотя и специфической по содержанию, части непрерывного педагогического процесса. Этот факт позволяет рассматривать отдых и оздоровление детей как совершенно самостоятельное явление педагогической действительности, требующее системного похода при анализе современного состояния и при определении перспектив развития. Можно выделить следующие аспекты развития сферы детского и молодежного отдыха: обновление содержания деятельности по организации отдыха детей и восстановления их здоровья; научно-методическое обеспечение деятельности детских оздоровительных учреждений; создание системы подготовки профессиональных кадров; обеспечение материальнотехническое и финансовое. Разработка данных аспектов приведет к развитию системы отдыха и оздоровления детей и молодежи как самостоятельной области социальной деятельности. Что свидетельствует, о необходимости научного обоснования подготовки кадров для данной сферы деятельности. Современная ситуация в сфере организации деятельности детских оздоровительных лагерей неоднозначна. В стране сохранена система детского отдыха и оздоровления, которая включает в себя сеть разнообразных оздоровительных учреждений и насчитывает более сотни лагерей различной ведомственной принадлежности. Деятельность оздоровительных лагерей рассматривается как неотъемлемая часть системы непрерывного образования и воспитания, которая обеспечивает ребенку полноценные условия для творческого и физического развития. Концепция реформирования внешкольного воспитания и обучения предполагает выход работы учреждений на новый более качественный уровень, направленный на удовлетворение образовательных потребностей ребенка. Для дальнейшего продвижения в сфере развития детского отдыха, оздоровления и воспитания нужен, прежде всего, новый подход к организации и содержанию деятельности, нужна научно-методическая основа, которая опирается на практически отработанный опыт. Немаловажное значение имеет и профессиональный уровень педагогических кадров, наличие профессиональной литературы. Несмотря на усилия педагогических учебных заведений страны в обеспечении будущих кадров профессиональными знаниями в области воспитания в условиях временного детского коллектива, все же остается проблема профессиональной некомпетентности педагогов. Ограничиваясь традиционными подходами в организации воспитательно-досугового пространства лагеря, педагоги испытывают различного рода трудности: в проектировании и моделировании лагерных смен, технологизации воспитательного процесса, в использовании психологопедагогических методов и форм формирования личностных качеств ребенка, выстраивания внутриколлективных отношений во временной детской группе, которые усугубляются имеющимися в обществе противоречиями. Это снижает эффективность воспитательного процесса в детском оздоровительном лагере. В системе образования пока не определен статус педагога оздоровительного лагеря. В действительности такой формулировки не существует. К работе в оздоровительных лагерях привлекаются кадры общеобразовательных школ, внешкольных учреждений с богатым педагогическим опытом. Однако содержание работы детского лагеря имеет свою специфику и предоставляет возможности, как открытой педагогической системы для развития личности ребенка, которое обусловлено значительным воспитательным и образовательным потенциалом данного социокультурного учреждения. Детский оздоровительный лагерь обеспечивает школьникам снятие накопленной за учебный год усталости, способствует восстановлению интеллектуальных и физических сил, развитию и совершенствованию творческих задатков, помогает войти в систему новых социальных связей, реализовать личные планы, удовлетворить потребности в значимых сферах деятельности, предоставляет вариативность воспитательных программ, их индивидуализацию, возможность максимально учесть все аспекты жизни и деятельности ребенка в каникулярное время, привлечь необходимые кадровые, материально-технические и иные ресурсы (Таран, 2002: 48). Современная экономическая и социально-культурная ситуация отразилась на работе детских оздоровительных лагерей. В организации летнего оздоровительного отдыха в последние годы проявились следующие тенденции: увеличивается потребность в организации отдыха и оздоровления детей в каникулярный период в государственных учреждениях — детских оздоровительных лагеря всех типов; сохраняется противоречие между спецификой детского оздоровительного лагеря как воспитательной системы и ее недостаточным учетом в практике, что обусловлено переносом классно-урочных форм работ в каникулярные структуры; происходит углубление противоречия между запросами, интересами, потребностями современных детей и подростков и уровнем материальной базы, предлагаемыми формами и методами работы, ориентирующихся на традиционные, порой устаревшие технологии; значительно сузились воспитательные возможности детского оздоровительного лагеря за счет превращения многих из них в коммерциализированные учреждения дополнительного образования, «дома детского отдыха», где развитие в детях самостоятельности, ответственности, подменяется концепцией «обслуживания», прививающей детям потребительское отношение к окружающему миру. Преобразования, в сфере организации летнего отдыха детей, начавшиеся в последние годы, носят противоречивый характер, так как с одной стороны, ряд детских оздоровительных лагерей начали перестройку своей работы, с другой — новые программы не всегда соответствуют реальным интересам детей. Данное противоречие во многом обусловлено как недостаточным теоретическим осмыслением детского оздоровительного лагеря, как педагогической системы, так и условий, механизмов и форм оптимизации личностного развития ребенка в условиях детского оздоровительного лагеря и отсутствием профессиональной системы подготовки педагогических кадров в системе педагогического образования. Изменение традиционной структуры летнего отдыха детей (где сохранилась значительная доля государственных гарантий, основной чертой стало усиление организационного и педагогического влияния органов образования, превращение оздоровительных лагерей в учреждения системы дополнительного образования детей) требует изменения и структуры профессиональных ресурсов, которая в настоящее время совершенствуется, поскольку в условиях рыночной экономики стало производиться значительное количество различных видов и форм активного отдыха, сопутствующих им услуг, которые способны выполнять высококвалифицированные кадры. Появление новых профессиональных задач, стоящих перед организаторами летнего отдыха детей, и противоречия между возможностями и потребностями системы образования, и существующей системой подготовки специалистов, обосновывают необходимость разработки теоретической концепции и образовательной программы обеспечения подготовки педагогических кадров для работы в оздоровительных лагерях, отсутствие которой тормозит дальнейшее развитие летнего отдыха. Поиск оптимальных подходов к организации и содержанию деятельности детских оздоровительных лагерей возможен только совместными усилиями педагогов, специалистов всей системы отдыха и оздоровления детей и ученых. Стремление реорганизовать систему отдыха и оздоровления детей и подростков на научной основе, консолидировать усилия государственных органов и учреждений и направить их на совершенствование деятельности учреждений данного типа — одна из основных задач современного общества. Эти обстоятельства ставят перед системой высшего профессионального образования проблему, которую можно рассматривать, как социальный заказ общества, который диктует необходимость усиления дифференцированной подготовки специалистов по образовательной программе «педагог-воспитатель детского оздоровительного лагеря». Дополнительная специализация дает каждому студенту возможность овладеть прикладными, специальными, профессиональными знаниями, умениями, расширить возможность деятельности после окончания вуза, раскрыть таланты, придать уверенность каждому участнику совместной деятельности. Также в программе развития образования в России значительное место отводится воссозданию системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, в том числе и для организации летнего отдыха детей, в соответствии с изменениями, произошедшими в общественной и экономической жизни в России. Таким образом, необходимость открытия дополнительной образовательной программы «Педагог-воспитатель детского оздоровительного лагеря» рассматривается как способ решения выше названных противоречий. Указанная образовательная программа позволит студентам получить более глубокие знания и профессиональные навыки деятельности в сфере детского отдыха и оздоровления, а также апробировать научно обоснованную систему подготовки педагогических кадров и требований к профессиональному образованию специалистов для учреждений детского отдыха и оздоровления в современных условиях педагогического образования. Основополагающей при рассмотрении особенностей подготовки кадров (специалистов) по образовательной программе «Педагогвоспитатель детского оздоровительного лагеря» выступает идея самоценности личности. Эта идея связана с положением о единстве и взаимообусловленность личностного, индивидуального и коллективного подходов (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, О.С. Гребенюк, С.Л. Рубинштейн); закономерностями формирования потребностей, интересов, мотивов, целей, установок, ценностных ориентации (И.С. Кон, Д.Н. Узнадзе, Р.Х. Шакуров и др.); ролью в развитии личности социально-направленного общения и деятельности (О.С. Газман, А.А. Леонтьев, А.В. Мудрик и др.); закономерностями самовоспитания (П.Н. Осипов, Л.И. Рувинский и др.), теории социализации человека (В.Г. Бочарова, А.В. Волохов, Б.З. Вульфов, А.В. Мудрик, Р.Г. Гурова, И.С. Кон, М.И. Рожков и др.), В качестве теоретической основы разработки системы подготовки кадров и образовательной программы выступили: концепции профессиографического изучения личности педагога (Н.К. Крупская, Н.В. Кузьмина, Н.Д. Левитов, Е.А. Панько, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин А.И. Щербаков и др.), педагогической системы детского оздоровительного лагеря (Т.Ф. Асафова, И.Г. Николаев, М.Е. Сысоева, Ю.Н. Таран, А.Б. Фомина), теории индивидуально-дифференцированного подхода к обучению (С.И. Архангельский, А.А. Вербицкий, Б.С. Рабунский, В.А. Сластенин и др.), концепция рефлексивно-творческого подхода к проблеме профессионального совершенствования педагогического мастерства (С.Ю. Степанов, Г.Ф. Похмелкина, Т.Ю. Калошина, Т.В. Фролова), теоретические основы становления личностно-ориентированной позиции педагога (В.П. Бедерханова). Нами разработана дополнительная образовательная программа «Педагог-воспитатель детского оздоровительного лагеря» рассчитанная на 1318 часов. Целью данной образовательной программы является подготовка будущего специалиста к следующим видам деятельности: диагностической, прогностической, конструктивной, организаторской, коммуникативной, аналитической для организации воспитательного процесса в специфических условиях детского оздоровительного лагеря, как учреждения дополнительного образования. Сферами профессиональной деятельности педагога-воспитателя детского оздоровительного лагеря являются: воспитательная, образовательная, оздоровительная, организационная, коммуникативная, информационно-аналитическая, управленческая. К освоению образовательной программы допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование, подтвержденное документом государственного образца и студенты старших курсов высших учебных заведений. Все лица, желающие пройти профессиональную подготовку, проходят собеседование с целью определения творческих способностей, необходимых для работы в сфере отдыха и оздоровления детей и подростков. Образовательная программа «Педагог-воспитатель детского оздоровительного лагеря» включает Государственные требования, примерный учебный план, примерные программы по учебным дисциплинам. Образовательная программа предусматривает следующие компоненты: дисциплины педагогической подготовки: «Педагогическая деятельность педагога-воспитателя детского оздоровительного лагеря», «Теория и методика воспитания в детском оздоровительном лагере», «Педагогическое общение»; дисциплины предметной подготовки: «Технология проектирования воспитательной системы детского лагеря», «Педагогика досуга», «Педагогика творчества», «Теория и технология игры», «Физкультурнооздоровительная работа в лагере», «Предметно-практическая деятельность в лагере», «Санитарно-гигиенические нормативы функционирования лагеря», «Нормативно-правовая база функционирования лагеря», «Тренинг профессионального саморазвития»; педагогическая практика; дипломная работа; итоговая государственная аттестация. Данная система подготовки педагогов-воспитателей для учреждений детского отдыха и оздоровления предполагает соблюдения педагогических условий реализации образовательной программы «Педагог-воспитатель детского оздоровительного лагеря»: кадровых, учебно-методических, материально-технических, которые Университет может предоставить слушателям системы подготовки кадров для сферы детского отдыха и оздоровления. Список литературы Сысоева, М. Е. (1999) Организация летнего отдыха детей: Учебно-методическое пособие. М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС. Таран, Ю. Н. (2002) Социально-педагогические ориентиры лета: опыт профиль ных смен. Липецк: ГУП «ИГИНФОЛ». |
< Предыдущая | Следующая > |
---|