Информатизация образования |
Тенденции и результаты информатизации российского образованияАвтор: Ваграменко Я.А.В российском образовании на различных этапах его развития происходили качественные преобразования, которые в целом обеспечили к концу минувшего столетия его весьма высокий уровень. Впрочем, случались и реформы, не давшие существенного эффекта, о которых теперь вряд ли стоит вспоминать. В ряду различных преобразований информатизация образования, начавшаяся в 1985 г., безусловно является принципиальным, многообещающим нововведением, наиболее сильно повлиявшим на развитие образования в конце прошлого – начале текущего столетия. На фоне технологического прогресса в конце прошлого столетия проявились тенденции, обозначившие повышенный интерес общества к гуманитарным проблемам. Последние самым существенным образом связаны с развитием средств информации. Оказалось, что эти два фактора создали условия, при которых неминуемо должна была возникнуть новая тенденция глубокого проникновения информатики и информационных технологий во все отрасли и направления профессионального образования и, прежде всего, – в фундаментальное основное образования. А начиналось все, как мы помним, из инициативного выступления ряда ученых, среди которых в первую очередь необходимо упомянуть академика Ершова А.П. Первый учебник информатики для средней школы всколыхнул традиционную платформу школьного учебного плана и явился, как мы теперь понимаем, началом далеко идущих изменений в информационном обеспечении современной школы. Авторы учебника, конечно, в то время не шли далее постановки курса информатики, ориентированного в основном на программирование и алгоритмизацию. Трудно себе представить, как можно было бы формулировать задачу развития информационных технологий в условиях, когда отсутствие вычислительной техники в школах означало даже внедрение поначалу безмашинной информатики, а те экземпляры компьютеров, которые появлялись в школах, не способны были в действительности перерабатывать информацию и обеспечивали только реализацию алгоритмов с ограниченным вычислительным ресурсом. Эти «Агаты» и ДВК только «разожгли аппетиты» пользователей и вызывали возмущение своей ненадежностью: например, «Агат» считывал информацию только с той дискеты, на которую сам ее и записал, перенос на другие компьютеры оказывался зачастую невозможным. Здесь невозможно обсуждать вопросы постепенного внедрения курса информатики в учебный план школы, такого, что иногда даже пытались информатику оттеснить, поставить почти что на уровень факультативный. Все же преобладал другой подход, и сегодня мы имеем информатику в школе как предмет со своими задачами на различных уровнях обучения. Вопрос стоит не столько о целях и необходимости изучения информатики, сколько о внедрении информационных технологий как средства обеспечения учебного процесса по всему учебному плану школы и построения информационной среды для управления учебным заведением. К сожалению, как для преподавания информатики, так и для информатизации школы все еще не хватает кадров, зато имеющиеся в школах специалисты этого профиля работают в целом очень инициативно и с большой отдачей. Начиная с 2000 г. акцент в исследованиях и разработках, проводимых в интересах информатизации образования, существенно сместился на вопросы развития информационных технологий для образования. Необходимо было разрешить комплекс проблем: создание сетевой информационной среды, создание типовых платформ для управления образованием на различном уровне, создание средств и методов обеспечения качества и экспертизы учебных средств информатики, разработка информационного ресурса и методов обеспечения дистанционного образования. Конечно, для всего этого потребовалась новая постановка в подготовке кадров информатизации образования. Существенное значение имели работы по конкурсным проектам, реализованным по программам Министерства образования РФ. В постановке работ по этим проектам важная роль была отведена в ГНИИ ИТТ «Информика», вместе с которым работали ряд университетов, так что были созданы ресурсные центры по направлениям и регионам, предложены платформы для автоматизации управления учебным заведением, отраслевой и региональной системами образования. Вопросы организации конкурсов и экспертизы результатов работ по проектам в течение ряда лет по поручению министерства решал Институт информатизации образования (ИНИНФО), специализация которого во многом сохранялась по профилю информатизации общеобразовательных школы и региональных структур образования. Следует отметить, что в 1994-2002 гг. потребность формирования информационной среды для всей российской системы образования, включающей регионы, обеспечивалась за счет сети «ТВ-Информ-Образование», созданной и поддерживаемой Институтом информатизации образования. В определенный период поток образовательной информации на территории, вплоть до Камчатки, поступал именно через эту сеть, которая в отсутствие других возможностей удовлетворяла потребности информационного контакта с центральными источниками информации (программу формировал ИНИНФО) и между территориальными учреждениями образования. С расширением сети Интернет на региональные системы образования возможности формирования информационной среды существенно возросли, и сегодня ставится задача в ближайшие годы полностью охватить все школы России сетью Интернет, для чего предполагается использовать приемо-передающие средства, централизованная поставка которых началась в 2002 г. и продолжается с преодолением различных трудностей до настоящего времени. Главный вопрос здесь – это создание эффективного информационного ресурса. В настоящее время нельзя считать разрешенным этот вопрос в той мере, в которой нуждаются школы, вузы, система дополнительного образования. Со всей остротой в 2002 г. возник вопрос информационного обеспечения сельских школ на основе новых разработок и с учетом задачи профильного обучения. По заказу Министерства образования ИНИНФО были проведены работы по проектам «Исследование основных закономерностей развития и проблем информатизации образовательного процесса в сельских школах России на основе личностностно-развивающего подхода», «Исследование различных способов информационного обеспечения сельских школ на базе образовательной телекоммуникационной сети региона», «Создание прототипа распределенной системы научно-методического и информационного обеспечения сельских школ на базе образовательной телекоммуникационной сети региона». Результаты были широко распространены и удалось обобщить опыт, предложить способы и средства информатизации современной сельской школы. В тоже время требовалось дальнейшее развитие этой тематики, и ИНИНФО вместе с Академией информатизацией образования (АИО), выступили с инициативой проведения Всероссийских научно-методических симпозиумов «Информатизация сельской школы». Объявление: Такие симпозиумы теперь регулярно организуются инициаторами и проходят с большой результативностью в сентябре месяце в г. Анапе, куда съезжаются специалисты системы образования из многих регионов, университетов, городов. На последнем таком симпозиуме эффективно работали представители Министерства образования и науки РФ и Национального фонда подготовки кадров, которые организовали круглые столы по насущным проблемам информатизации общего образования, в том числе – на селе. В 1996-2002 гг. осуществлялась экспертиза учебных компьютерных программ, которая происходила на базе ИНИНФО и завершалась выдачей сертификатов, реестр которых утверждался Министерством образования РФ. Уже в эти годы определилась актуальность этих работ и их значение для качественного проведения информатизации школ и вузов. Эта проблема имеет психолого-педагогический, эргономический, санитарно-гигиенический аспекты. Необходимы критерии детального и совокупного учета соответствующих качеств. Опыт работы позволил дальше продвинуть исследование проблем качества учебного программного продукта в проектах, реализованных Институтом информатизации образования по заданию министерства: «Разработка методических основ экспертизы качества учебных компьютерных программ для общего и педагогического образования с целью обеспечения их государственной сертификации», «Разработка методических основ экспертизы качества учебных программ и нормативной базы их сертификации», «Разработка методических средств, определяющих композицию и форму представления учебной информации и знаний в Интернет-учебниках при создании образовательных сред». В настоящее время, к сожалению, традиция организации экспертизы компьютерных учебных программ во многом утрачена в том, что касается их аттестации как рекомендуемого учебного средства, удовлетворяющего психолого-педагогическим и эргономическим требованиям. Определенную работу по определению качества программного продукта как такового проводит Институт информатизации образования РАО, однако в масштабе отрасли образования еще предстоит поставить решение этого вопроса на прочную методическую и организационную основу, и здесь опыт ИНИНФО должен быть востребован. Работы по созданию электронных средств обучения сегодня выводятся на новый уровень в связи с потребностями дистанционного обучения. Созданные в 2002-2004 гг. порталы открытого образования еще очень бедны информационными ресурсами. Ни школьный учебный план, ни учебные планы вузов по различным специальностям не обеспечены в должной мере электронными средствами поддержки, здесь – работа на многие годы. Как ее исполнить таким образом, чтобы электронные учебники, программы осуществления открытых технологий не устаревали и качественно развивались с учетом прогресса в программно-технических средствах информатизации? Потребуется еще не одна конференция, еще не одна отраслевая программа информатизации для того, чтоб в этой нашей работе был толк. Опыт создания Педагогического виртуального университета показал, что здесь необходима корпоративная деятельность учебных заведений и имеют значение хорошие горизонтальные связи между специалистами в области информационных образовательных технологий. В информатизации российского образования постоянно возрастает роль Академии информатизации образования, которая в январе 2006 г. на отчетно-перевыборном собрании отметила свой десятилетний юбилей в г.Туле. Сегодня в составе АИО – свыше 700 членов. Это – самые компетентные и активные специалисты данного профиля, большинство которых – доктора наук, руководители университетов, кафедр, факультетов. Продуктивно работают в Академии и некоторые учителя – застрельщики нововведений на базе информационных технологий. В Академии есть и иностранные члены из США, Индии, Китая, Украины, Израиля, Таджикистана, Приднестровья, Казахстана, Латвии. Из направлений работы Академии необходимо особо отметить ее региональные мероприятия и деятельность 15 региональных отделений АИО. В настоящее время отделения АИО организуются в Москве на базе МГУ им. М.В. Ломоносова и при Якутском университете, есть и другие заявки – из Башкирии, Дагестана. Из мероприятий последних лет, организованных АИО, следует отметить, помимо симпозиумов в Анапе, симпозиумы по информационным технологиям обучения точным наукам, компьютерному моделированию. Особо должна быть подчеркнута совместная работа с РАН, МГУ им.М.В. Ломоносова, другими университетами в формировании современных взглядов и методов преподавания информатики и математики – научных направлений, во многом определяющих информатизацию современного знания. После проведения памятной конференции 2004 г. в Тульском госпедуниверситете им. Л.Н. Толстого по этой проблеме, большой резонанс имела конференция «Современные проблемы преподавания информатики и математики», прошедшая в мае 2005 г. и приуроченная столетию выдающегося математика, академика РАН С.М. Никольского. Труды этой конференции по секциям математики и информатики и особенно итоговый том с работами известнейших ученых по проблемам информатики и математического образования являются весьма заметным событием последнего времени. Российское образование уже имеет свои традиции внедрения информационных технологий. Уровень нашей работы на данном направлении – достаточно приличный. Модернизация современной системы образования во многом зависит от ее информатизации. Поэтому впереди у нас большая, интересная работа. Литература: 1. Основы информатики и вычислительной техники. Учебное пособие для учащихся. Под редакцией А.П.Ершова, В.М. Монахова. М.: Просвещение, 1985, ч. I, 1986, ч. II.2. Итоговый отчет ИНИНФО МГОПУ им. М.А.Шолохова: «Исследование основных закономерностей развития и проблем информатизации образовательного процесса в сельских школах России на основе личностностно-развивающего подхода», 2003 г., 123 с. 3. Итоговый отчет ИНИНФО МГОПУ им. М.А.Шолохова «Исследование различных способов информационного обеспечения сельских школ на базе образовательной телекоммуникационной сети региона», 2002 г., 110 с. 4. Итоговый отчет ИНИНФО МГОПУ им. М.А.Шолохова: «Создание прототипа распределенной системы научно-методического и информационного обеспечения сельских школ на базе образовательной телекоммуникационной сети региона», 2002 г., 105 с. 5. Информатизация сельской школы. Труды научно-методического симпозиума. Анапа. 22-26 сентября 2003 г. М.; 2003. – 375 с. 6. Информатизация сельской школы. Труды II Всероссийского научно-методического симпозиума. Анапа. М.; Книголюб, 2004 – 623 с. 7. Информатизация сельской школы (Инфосельш-2005) Труды III Всероссийского научно-методического симпозиума - Анапа. М.; Типография ФГУП «ПИК Винити», 2005 – 600 с. 8. Итоговый отчет ИНИНФО МГОПУ им. М.А.Шолохова: «Разработка методических основ экспертизы качества учебных компьютерных программ для общего и педагогического образования с целью обеспечения их государственной сертификации», 2002 г., 97 с. 9. Итоговый отчет ИНИНФО МГОПУ им. М.А.Шолохова: «Разработка методических основ экспертизы качества учебных программ и нормативной базы их сертификации», 2002 г., 131 с. 10. Итоговый отчет ИНИНФО МГОПУ им. М.А.Шолохова: «Разработка методических средств, определяющих композицию и форму представления учебной информации и знаний в Интернет-учебниках при создании образовательных сред», 2002 г., 104 с. 11. Итоговый отчет ИНИНФО МГОПУ им. М.А.Шолохова: «Разработка и ввод в опытную эксплуатацию функциональной подсистемы ИАИС пилотной СОО по педагогическим специальностям: специальности, относящиеся к направлениям подготовки 030000 и 540000», 2003 г., 208 с. 12. Итоговый отчет ИНИНФО МГОПУ им. М.А.Шолохова: «Разработка стратегии, проектных предложений и требований по комплексной информатизации педагогического (высшего, среднего, послевузовского) образования в России на период 2003-2005 годы», 2003 г., 166 с. 13. Итоговый отчет ИНИНФО МГОПУ им. М.А.Шолохова: «Научно-методические основания развития информационных ресурсов для модернизации педагогического образования», 2004 г., 148 с. 14. Информационные технологии и методология обучения точным наукам. Труды Симпозиума Академии информатизации образования, 10-11 декабря 2002 г. г.Москва. 2002 г. – с. 171. 15. Компьютерное моделирование в обучении точным наукам. Труды Симпозиума Академии информатизации образования, 3-4 декабря 2003 г. г.Москва. 2003 г. – с. 293. 16. Современные проблемы преподавания математики и информатики – 2005. М.: ФАЗИС, 2005; 384 с. |
< Предыдущая |
---|