Стратификация знаний |
Стратификация знаний и умений – основа разумной информатизации образованияАвтор: Игнатьев М.Б.Вместе с академиком А.П.Ершовым в начале 80-ых годов мы были инициаторами компьютеризации образования и хотелось бы подвести некоторый итог этому движению. За это время значительно улучшились параметры компьютеров – примерно в тысячу раз, почти в каждой школе уже имеются компьютеры, скоро все школы будут подключены к Интернету. Но помогло ли это улучшить качество образования? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо провести стратификацию знаний и умений. Обычно знания делятся на три вида – знания концептуальные, фактуальные и алгоритмические. В докомпьютерную эпоху учебное время тратилось на преподавание этих знаний в следующей пропорции – на концептуальные знания – 20%, на фактуальные знания – 60%, на алгоритмические знания –20%. Внедрение компьютеров и широкое использование баз данных, которые реально аккумулируют гигантское количество информации о различных фактах, действительно позволяет экономить учебное время, если научить учащихся пользоваться этими базами данных, это позволит сократить время на преподавание фактуальных знаний до 40%. Это позволяет увеличить время на преподавание концептуальных знаний до 30% и алгоритмических знаний до 30%. Если это действительно произойдет, то это и будет реальная реформа образования. Концептуальные знания с трудом поддаются компьютеризации [1,2]. И не нужно осуществлять компьютеризацию там, где это не нужно. Главная фигура в образовании – это учитель, и конечно не компьютер. Основная задача – повысить разумность компьютеризации, что поможет поднять качество образования, которое конечно зависит не только от компьютеризации. Прежде всего необходимо прекратить вакханалию с учебниками, эта вакханалия поощряется стремлением влиятельных групп к получению личной выгоды, а отнюдь не интересами образования. Далее, школы должны быть центрами по работе с детьми, они должны отвечать за образование и воспитание всех детей в своих микрорайонах, и хороших и плохих. Миллионы беспризорных детей в нашей стране – это позор нашего общества. Я помню, как заботилось государство о детях во время Великой отечественной войны, такой заботы сейчас нет. Курс на элитарное образование – ошибочный курс, он должен быть изменен. Информатизация образования должна стать основой всеобщего доступного среднего образования, и в этом направлении необходимо серьезно работать.Литература: 1. М.Б.Игнатьев «Информатика и новая картина мира» Сборник трудов «Современные информационные технологии и ИТ-образование» под редакцией проф. В.А.Сухомлина. МГУ, Москва, 2005, стр.180-196.2. М.Б.Игнатьев, А.В.Никитин, Н.Н. Решетникова «Технологии виртуальных миров как основа ИТ-образования», там же, стр.103-110. Объявление: |
< Предыдущая | Следующая > |
---|