Информационно-технологическое обеспечение |
Информационно-технологическое обеспечение проектирования учебного процессаАвторы: Русаков А.А., Монахов В.М., Власов Д.А.В современных условиях одной из стратегических задач модернизации высшей школы является формирование новой парадигмы образования, основу которой составляет идея интегрированной информационной среды вузов, разработки и использования в учебном процессе информационных и педагогических технологий. На сегодняшний день уже недостаточно ориентироваться на традиционное методическое обеспечение учебного процесса. Требуется создание принципиально нового подхода к реализации информационно-технологической поддержки учебного процесса. Решение обозначенной выше проблемы нам видится на пути интеграции информационных и педагогических технологий, использование в учебном процессе нового обеспечения – информационно-технологического. Методологическим основанием для этого является теория педагогических технологий, технологическая реализация закономерности дидактического единства содержательной и процессуальных сторон обучения. Предлагаемое нами информационно-технологическое обеспечение включает в себя два самостоятельных и, в тоже время, взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга компонента – информационный и технологический. Информационный компонент целесообразно рассматривать в контексте решения задачи наиболее полного и адекватного представления студентам и преподавателю необходимого объёма информации, адекватного поставленной микроцели, то есть обеспечению гарантированного конечного результата-готовности выпускника факультета к выполнению профессиональных функций. Информационные технологии играют ведущую роль при применении дидактического комплекса в дидактических условиях конкретных учебных процессов. Под информационным учебно-методическим комплексом (ИУМК) мы понимаем дидактическую систему, в которую, с целью создания комфортных условий для педагогически эффективного многоуровневого информационного взаимодействия между преподавателями и студентом интегрируются электронные образовательные объекты, базы данных и моделирующая среда собственно компьютера, а также совокупность других дидактических средств и методических материалов, обеспечивающих поддержку учебного процесса. Идея использования учебно-методических комплексов не является новой. В советской и российской педагогике она находит свои истоки в конце 80-х начале 90-х годов 20 века в работах В.П. Беспалько, В.М. Монахова, Ю.Г. Татура, В.Л. Шатуновского и других исследователей. Предлагаемый нами технологический подход использует потенциальные возможности дидактического комплекса учебной дисциплины – мощного инструментального средства, позволяющего преподавателю через различные функциональные уровни интеграции информационных и педагогических технологий по новому задействовать технологию проектирования учебного процесса, основой которой является пятипараметрическая модель (В.М. Монахов). Эта технология эффективно решает задачу гарантированного достижения целей профессиональной подготовки будущих специалистов. Каждый модуль проектируемого дидактического комплекса не столько является носителем соответствующей информации, сколько выполняет специфические функции, задаваемые такими компонентами модели учебного процесса, как «Целеполагание», «Дозирование», «Диагностика», «Коррекция», «Логическая структура». Таким образом, мы предлагаем рассматривать информационно-технологическое обеспечение учебного процесса как целостную систему, представляющую собой постоянно развивающийся продукт синтеза информационных и педагогических технологий. Наиболее значимыми особенностями предлагаемого нами информационно-технологического обеспечения выделим следующие: - различные последовательности этапов педагогического проектирования представляются в виде целостной системы электронных образовательных объектов; Объявление: Содержательно в дидактический комплекс «Прикладная математика» входят «Линейное программирование», «Теория игр», «Исследование операций», «Стохастика», а функционально: учебная программа нового поколения; технологический учебник, включающий в себя атлас технологических карт с методическим комментарием; информационно-справочная система, состоящая из текстового варианта курса лекций по прикладной математике, электронных конспектов лекций и электронных альбомов, схем, наглядных пособий; электронная энциклопедия, обеспечивающая поддержку проектирования компьютерного практикума контекстного обучения; автоматизированная система «Технологическая диагностика студентов». Технологический компонент ИУМК состоит из системы педагогических технологий академика В.М. Монахова: педагогическая технология проектирования учебного процесса, выступающая стержнем, вокруг которого развивается образовательная технологическая среда, способствующая эффективному взаимодействию преподавателя и студента по всем пяти параметрам модели учебного процесса. На разных уровнях освоения педагогом педагогических и информационных технологий в соответствии с его профессиональным видением целей и содержания обучения, решаемыми задачами и используемыми методами, определяются окончательная структура и содержание ИУМК с учётом индивидуально-профессиональных характеристик самого преподавателя. ИУМК выступает по существу живым носителем технологии обучения в форме технологических карт, представляющих собой паспорт проекта будущего учебного процесса, в котором целостно и управленчески информативно представлены все его параметры «Целеполагание», «Дозирование», «Диагностика», «Коррекция», «Логическая структура». ИУМК обеспечивает и определяет успех воздействий преподавателя: инструментальное видение учебного процесса в форме дискретной оптимальной последовательности действий педагога с указанием очередности применения соответствующих элементов ИУМК. Таким образом, в рамках проектирования информационно-технологического обеспечения педагогическая технология рассматривается не только как процесс или его описание в виде модели, но и как специфическое средство, своеобразный «инструмент» в руках педагога, позволяющий ему отказаться от спонтанности и интуитивизма и выйти на новый технологический уровень. Описанный в данной статье подход успешно реализован при подготовке будущих специалистов в учебных заведениях г. Москвы (Московская Финансово-юридическая Академия, Московский колледж бизнеса и информационных технологий, Московский институт права и рекламы, Московский государственный открытый педагогический университет им. М.А. Шолохова и др.) и других регионах России. Результаты многолетней экспериментальной работы позволяют сделать вывод о том, что разработанный нами ИУМК в условиях информатизации высшей школы является перспективным и может быть рекомендован как один из аспектов модернизации учебного процесса в вузах России. Литература: 1. Кудрявцев Л.Д., Монахов В.М., Русаков А.А., Чубариков В.Н. Современные проблемы преподавания математики и информатики – 2005. М, Фазис, 2005, 384с |
< Предыдущая | Следующая > |
---|