Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Непрерывный образовательный процесс

Непрерывный образовательный процесс: историко-информационный подход

Автор: Самолысов П.В.
 
В современных условиях трансформация российского общества из командно-административного в информационное  потребовала перестройки концепции образовательного процесса. Одним из приоритетных направлений реформирования явилась выработка методологических и теоретических основ формирования эффективной конкурентной образовательной среды. Построение динамично развивающейся экономики невозможно без развития конкурентных рынков образовательных ресурсов, товаров, услуг, а также без нормализации функционирования и воспроизводства знаний. Этот процесс неразрывно связан с совершенствованием использования новых психолого-педагогических и информационно-коммуникационных технологий, направленных на поддержание конкурентоспособности специалиста в течение всей жизни.

До 60-х годов XX столетия система образования была ориентирована в основном на обучение человека в молодые годы, т.е. общество не требовало от каждого гражданина, чтобы он целенаправленно и систематически обучался в течение всей своей сознательной жизни. Образование (знания) специалист получал в юности и на всю жизнь. Тем самым образование выполняло функции подготовки рабочей силы и трансляции социального опыта.

С 1960-х года до середины 1980-х года начался процесс постепенного видоизменения целей, задач, характера, функций образования. Менялись формы подачи знаний, уточнялись роли обучающихся и обучающих, а также роли и места образования в жизни человека.  Впервые, в 1977 году право на образование было прописано в Конституции (Основном законе государства). По-прежнему, сохранилась ориентации на образование молодежи и связи обучения с жизнью, с производством, но следует отметить, что отдельно были выделены заочная и вечерняя формы образования, по которым в основном и обучались взрослые.

Этот период также характеризуется бурным развитием техники и технологий: применение интегральных микросхем (начало 60-х), применением микропроцессоров (1970 г.), применение робототехнологий в производстве (70-е годы). Однако в то время в Советском Союзе не было технических условий для введения всеобщего образования в области информатики и вычислительной техники. Тем не менее, были разработаны методики «безмашинного» программирования и программирования математических задач на калькуляторах.

В конце 70-х годов XX века начался массовый выпуск микропроцессорной техники, создались объективные условия внедрения вычислительной техники в процесс обучения.
В 1984 году решением апрельского Пленума Центрального комитета КПСС и Верховного Совета СССР в «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» перед педагогикой была поставлена задача: «Вооружать учащихся знаниями и навыками использования современной вычислительной техники, обеспечить широкое применение компьютеров в учебном процессе».

Объявление:

По сути, это историческое решение предопределило вступление России в «информационное общество», в котором большое внимание будет уделяться образованию взрослых, поскольку для общества в целом необходимо обеспечить возможность взрослым адаптироваться к быстрым изменениям в экономической, общественной, политической культурной жизни, а растущая доля пожилых людей в населении делает актуальной задачу представить этим людям возможности для развития своих знаний и умений .

Начало 90-х годов прошлого столетия в России ознаменовалось крушением сверхмонополизированной экономики государства, принятием новой Конституции, в которой право на образование продекларировано для каждого, с одной стороны, и созданием Интернета – всемирной коммуникационной среды, с другой стороны.

Новая социально-экономическая формация, научно-технический прогресс не оставили нам выбора и заставили каждого, порой неосознанно и опосредованно, продолжать обучение на протяжении всей жизни (непрерывное образование). Ещё великий немецкий поэт и мыслитель И.В.Гёте писал: «Наши предшественники могли довольствоваться тем уровнем образования, который они получили в своей молодости. Но что касается нас, то мы должны снова приступать к учебе каждые пять лет, если не хотим отстать от жизни».

В одобренной, ещё в 1989 г., Комитетом по народному образованию СССР, Концепции непрерывного образования, непрерывным считается «образование, всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому возможности реализации собственной программы его получения»].

Непрерывный образовательный процесс на протяжении всей жизни, от молодости до старости, на наш взгляд, наиболее эффективно можно реализовать за счет создания образовательной системы на базе глобальной информационной инфраструктуры, включающей в себя: технологии обучения и технологии передачи информации.

В зависимости от уровня подготовленности обучаемого,  социально-экономических влияний, решений научно-технического прогресса должна строиться (самосовершенствоваться) образовательная система.

Такую самосовершенствующуюся образовательную систему, например, возможно построить, если  в качестве оптимизационной компоненты взять учёных агентов, а в качестве средства визуализации использовать образовательную (учебную) гипермедиа среду.

Учёный агент (агент) – программная сущность, способная действовать в интересах достижения образовательных целей, необходимых в течение жизненного цикла человека.
Также как и человек живёт в определённом социуме, так и агент «живет» в определённой среде.

Образовательная гипермедиа среда – это интегрированная глобальная компьютерная инструментальная среда, построенная на основе гипертекста и мультимедиа, и организующая учебно-познавательную деятельность человека на протяжении всей жизни при помощи учёных агентов.

При базовом (первоначальном) образовании в образовательном процессе, наряду с информационно-коммуникационными технологиями, используются педагогические технологии.
При дальнейшем (последующем) образовании информационно-коммуникационные технологии выступают в совокупности с технологиями андрагогики.
Такое сочетание и переход технологий и методологий позволяет реализовать процесс приобретения человеком необходимых знаний, умений, навыков по мере необходимости и на протяжении всей жизни человека.

В заключение отметим, что достижимый положительный эффект процесса непрерывного обучения, и что не маловажно, процесса непрерывного воспитания от применения образовательных информационно-коммуникационных технологий должен, как минимум, быть сопоставим с работой наиболее квалифицированного и «продвинутого» учителя (преподавателя).

Литература:
1.    Конституция (Основной Закон) СССР. – М.: Юрид. литература, 1983.
2.    О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сб. документов и материалов. – М., 1984.
3.    Masuda Y. Managing in the Information Society: Releasing synergy Japanese style. – Oxford, 1990.
4.    Masuda Y. The Information Society as Post-Industrial Society. – Tokyo, 1980.
5.    Конституция Российской Федерации. – М.: Теис, 1996.
6.    Концепция непрерывного образования // Бюлл. Гос. ком. СССР по нар. образовании. Серия: Высшие средн. спец. учеб. заведения. – М., 1989.
7.    Самолысов П.В. Методические средства профессиональной подготовки госслужащих в области информационных технологий с учетом межпредметных связей: дис… канд. пед. наук. – Орел, 2003.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >