Информатика в сельской школе |
Об информатике в сельской школеАвтор: Калина Т.В.Информатика и компьютерные технологии способны разрешить актуальные проблемы удаленных от центров образовательных учреждений. А проблем немало. В п. Тоншаево нет крупных библиотек, научных учреждений, сложно обратиться за консультацией к профессорско - преподавательскому составу, сравнить результаты развития и обучения детей с работами их сверстников. Район дотационный. Очень трудно создать условия эффективной профилизации, индивидуализации в обучении, нет распространенной в городе дифференциации между школами, так как школа в поселке – единственная. Финансовые проблемы ограничивают возможность поездок для участия в конкурсах, общении, организации экспериментальной, методической работы. Кроме того, современная сельская школа, дабы обеспечить своим выпускникам конкурентоспособность с городскими сверстниками, налагает повышенные требования к учителю. Вместе с тем профессиональный рост учительства по той же причине ограниченности доступа к источникам методической, образовательной, технической помощи – затруднен. Обеспечение школ традиционным лабораторным оборудованием и наглядностью просто ничтожно, имеющееся сильно устарело. Информатика, как новый фундаментальный, интегрирующий предмет, становится инструментом разрешения проблем преподавания, а также взаимодействия учительства, школьников и родителей. Мы видим в этой науке потенциальную основу кардинального изменения всей системы образования, поворота «вектора обучения» от накопления суммы базовых знаний о мире и способах эффективного их использования – к развитию человека. Находясь в самом удаленном от центра Тоншаевском районе наши школьники, благодаря ИКТ, успешно сотрудничают со своими сверстниками на уровне области, региона, России и даже международном уровне. Это определило выбор профессии немалой части выпускников. Преподаватели Тоншаевской школы имели возможность представить опыт работы применения ИКТ на семинарах ННГУ, НИРО, конкурсах «Учитель года», «Лидеры в образовании», «Школа года» и международном мастер - классе. Объявление: Уровень подготовки педагогов, созданная компьютерная база позволяют школе быть ресурсным и методическим центром информатизации муниципального и регионального уровня. Выпускниками НЦ ФИО обучены владению ИКТ не только практически все учителя нашей школы, но и группы учителей всех школ Тоншаевского района. Многие учителя, в том числе имеющие многолетний успешный опыт использования традиционных методик обучения, приобретают домашние компьютеры с подключением к Интернет, решая, в том числе серьезную проблему подготовки и использования дидактических материалов к уроку. В процессе освоения здоровьесберегающих технологий учителя кафедры начального обучения убедились в колоссальных потенциальных возможностях нового предмета и его методов. Трехлетний опыт внеклассной кружковой работы сделал реальным ожидание нового компьютерного кабинета (четвертого в школе) для ведения уроков не только информатики, но и математики, музыки … В школе за счет внебюджетных средств созданы автоматизированные рабочие места не только в читальном зале библиотеки, но и у психолога, специалиста по охране труда, социальных педагогов, заведующих предметными кафедрами, администрации. Локальная сеть и Интернет обеспечивают доступ к любым СМИ и нормативно – правовой документации, общению, изучению опыта, участию в сетевых проектах, организации детей во внеурочное время… Знания информатики и ИКТ позволяют: выстраивать процесс обучения системно, прогнозируемо, более технологично; внедрять новые элементы педагогического творчества, проектирование, качественно изменить формы обратной связи, влиять на фундаментальные общеучебные навыки (например моделирование); грамотно формировать логичность мышления, точность, формальность, образность; обучать практике публичных выступлений. Вместе с тем с новым предметом пришли и новые проблемы. Основная – это необходимость очень тонкого и грамотного подхода к использованию учителем нового методического инструмента (ИКТ – средство педагогической самореализации) и правильная ориентация детей на компьютер, как средство саморазвития. Учитель + ученик + ПК - эмпатийность. Не решена проблема финансирования использования Интернет, мотивации учителей к применению ИКТ. Преподавание информатики на селе ведется или учителями - совместителями или не педагогами, как правило, с техническим образованием. Последние, в силу специфики профессии, искренне убеждены, что решение проблем преподавания кроется в разработке «хороших учебников с качественными электронными материалами к урокам». Технократический подход в обучении опасен. Школе нужны новые учителя информатики, убежденные в ее инновационной миссии, глубоко понимающие общеучебную, интегративную функцию этой науки. Электронные учебники должны быть интерактивными и не должны доминировать над многообразными «живыми» формами. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|