Алгоритмизация и программирование |
Методологические знания в содержании уроков раздела «алгоритмизация и программирование» школьного курса информатикиАвтор: Шарабин Д. С.Развитие цивилизации в XX веке, связанное с так называемым «технократическим» мировоззрением, обусловило кризис образования в мировом масштабе, «… проявляющийся в несоответствии целей образования требованиям современного общества, запросам и интересам отдельной личности», что послужило толчком к становлению новой философии образования и привело к смене самой парадигмы образования. Если раньше образование сводилось к овладению школьниками основами наук и было ориентировано, в основном, на выполнение государственного заказа, то наметившееся в нашей стране с середины 1980-х годов обновление образования характеризуется глубокой демократизацией, гуманизацией и гуманитаризацией. Таким образом, целью современного общего образования является целостное развитие личности, формирование её творческого потенциала и гуманного мировоззрения. Следует отметить, что стратегическая цель образования — целостное развитие личности — на практике конкретизируется и представляется в виде трёх, традиционно выделяемых в дидактике, целей: содержательной, развивающей и воспитательной, — рассматриваемых в органичном единстве (так называемая триединая цель). Этим трём целям должно быть адекватно содержание образования. В современной отечественной дидактике существуют разные концепции содержания образования, однако, по нашему мнению, в наибольшей степени целям современного образования соответствует концепция содержания образования как педагогически адаптированного опыта, изложенная в работах В. В. Краевского, И. Я. Лернера, И. К. Журавлёва [9, 10]. Помимо готовых знаний и опыта осуществления способов деятельности на репродуктивном уровне, данная концепция включает опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений. В соответствии с этой концепцией, в содержание образования, которое должны усваивать школьники, включаются четыре основных компонента: 1. Знания о человеке, природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности. Усвоение этих знаний вооружает школьника правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности. 1. Гуманитарное знание научной области отражает соответствующая методология научного поиска. Объявление: В методологические знания И. Я. Лернер включает знания о методах, процессе и истории познания, о конкретных методах науки, о различных способах деятельности. Знания о процессе познания Технологии разработки программы: каскадная и спиралевидная модели описания жизненного цикла программы. Сюда же следует отнести знания о культуре или, по выражению Э. В. Дейкстры, дисциплине программирования, затрагивающей вопросы качества: правильности, надёжности, устойчивости и эффективности — и сопровождения программЗнания о конкретных методах науки Методы разработки эффективных алгоритмов: рекурсия, «разделяй и властвуй», динамическое программирование, методы поиска в глубину и ширину и т. д. [1, 3, 5, 8] Знание о различных способах деятельности Аналитический (нисходящий, «сверху вниз») и синтетический (восходящий, «снизу вверх») методы программирования [5, 11] Знания об истории История и эволюция методов разработки эффективных алгоритмов Включение методологических знаний в содержание образования предполагает организацию поисковой деятельности школьников, соответствующей этапам и логике деятельности профессионального программиста и позволяющей овладеть методами научного познания. В заключение приведём слова Д. Э. Кнута, подтверждающие объективно заложенный в программировании гуманитарный потенциал к формированию у учащихся эмоционально-ценностного отношения к деятельности: «Процесс подготовки программ для цифрового компьютера… может вызвать… эстетические переживания, подобные тем, которые испытывают творческие личности при написании музыки или стихов». Литература: 1. Ахо.А. Построение и анализ вычислительных алгоритмов / А. Ахо, Дж. Хопкрофт, Дж. Ульман; Пер с англ. А. О. Слисенко; Под ред. Ю. В. Матиясевича. — М.: Мир, 1979. — 536 с.2. Иванова Т. А. Гуманитаризация общего математического образования: Монография /Т. А. Иванова. - Нижний Новгород: Изд-во НГПУ, 1998. — 206 с. 3. Кнут Д. Э. Искусство программирования: В 3-х томах. Т. 1. Основные алгоритмы / Д. Э. Кнут. — М., СПб., Киев: Мир, 2000. — 713 с. 4. Лернер И. Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? / И. Я. Лернер. — М.: Знания, 1978. — 48 с. 5. Мейер Б. Методы программирования: В 2-х томах. Т. 2 / Б. Мейер, К. Бодуэн; Пер. с франц. Ю. А. Первина; Под ред. А. П. Ершова. — М.: Мир, 1982. — 368 с. 6. Одинцов И. О. Профессиональное программирование. Системный подход / И. О. Одинцов. — 2-е изд. перераб. и доп. — СПб.: БХВ–Петербург, 2004. — 624 с: ил. 7. Окулов С. М. Информатика: Развитие интеллекта школьников / С. М. Оку¬лов. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. — 212 с. 8. Окулов С. М. Программирование в алгоритмах / С. М. Окулов. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002. — 341 с. 9. Прогностическая концепция целей и содержания образования / Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлёва. — М.: ИТП и МИО, 1994. — 131 с. 10. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. — М.: Педагогика, 1983. — 352 с. 11. Турский, В. Методология программирования / В. Турский; Пер. с англ. Н. А. Черемных и И. В. Шитовой; Под ред. и с предисловием А. П. Ер¬шова. — М.: Мир, 1981. — 264 с. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|