Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Алгоритмизация и программирование

Методологические знания в содержании уроков раздела «алгоритмизация и программирование» школьного курса информатики

Автор: Шарабин  Д. С. 

Развитие цивилизации в XX веке, связанное с так называемым «технократическим» мировоззрением, обусловило кризис образования в мировом масштабе, «… проявляющийся в несоответствии целей образования требованиям современного общества, запросам и интересам отдельной личности», что послужило толчком к становлению новой философии образования и привело к смене самой парадигмы образования. Если раньше образование сводилось к овладению школьниками основами наук и было ориентировано, в основном, на выполнение государственного заказа, то наметившееся в нашей стране с середины 1980-х годов обновление образования характеризуется глубокой демократизацией, гуманизацией и гуманитаризацией.

Таким образом, целью современного общего образования является целостное развитие личности, формирование её творческого потенциала и гуманного мировоззрения. Следует отметить, что стратегическая цель образования — целостное развитие личности — на практике конкретизируется и представляется в виде трёх, традиционно выделяемых в дидактике, целей: содержательной, развивающей и воспитательной, — рассматриваемых в органичном единстве (так называемая триединая цель). Этим трём целям должно быть адекватно содержание образования.

В современной отечественной дидактике существуют разные концепции содержания образования, однако, по нашему мнению, в наибольшей степени целям современного образования соответствует концепция содержания образования как педагогически адаптированного опыта, изложенная в работах В. В. Краевского, И. Я. Лернера, И. К. Журавлёва [9, 10]. Помимо готовых знаний и опыта осуществления способов деятельности на репродуктивном уровне, данная концепция включает опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений. В соответствии с этой концепцией, в содержание образования, которое должны усваивать школьники, включаются четыре основных компонента:

1.    Знания о человеке, природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности. Усвоение этих знаний вооружает школьника правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности.
2.    Опыт коммуникативной, умственной, физической и трудовой деятельности, обеспечивающий формирование интеллектуальных, трудовых, организационных и гигиенических умений и навыков, которые необходимы в повседневной жизни, для участия в общественном производстве, для продолжения образования.
3.    Опыт творческой, поисковой деятельности, преобразующей действительность материально и духовно.
4.    Опыт общественных и личностных отношений, опыт эмоционально-ценностного отношения к деятельности и её объектам.
Таким образом, как указывает И. Я. Лернер [4], знания, которые должны усваивать школьники, не однородны по своему составу. Кроме усвоения знаний о терминах и понятиях, фактах и теориях, школьники должны усваивать и методологические знания, входящие в гуманитарное знание («знание о знаниях»). Проанализировав подход к гуманитарному знанию через историю и методологию науки И. Я. Лернера, Л. Я. Зориной, В. В. Мадера и др., Т. А. Иванова в своей монографии делает следующие выводы:

1.    Гуманитарное знание научной области отражает соответствующая методология научного поиска.
2.    Методологические знания, отражённые в содержании образования, и соответствующая технология обучения позволяют в комплексе формировать гуманитарную культуру, т. е. развивать личность, школьника.

Объявление:

В методологические знания И. Я. Лернер включает знания о методах, процессе и истории познания, о конкретных методах науки, о различных способах деятельности.
Опираясь на концепцию о сущности современного образования, на философские положения о гуманитарном знании и гуманитарной культуре и на современную трактовку сущности содержания образования, попытаемся выделить методологические знания в содержании уроков раздела «Алгоритмизация и программирование» школьного курса информатики (см. таблицу). При этом, следуя С. М. Окулову, под программированием будем понимать «… деятельность по конструированию некой целостной информационной системы обработки данных».

Знания о процессе познания    Технологии разработки программы: каскадная и спиралевидная модели описания жизненного цикла программы.

Сюда же следует отнести знания о культуре или, по выражению Э. В. Дейкстры, дисциплине программирования, затрагивающей вопросы качества: правильности, надёжности, устойчивости и эффективности — и сопровождения программ

Знания о конкретных методах науки    Методы разработки эффективных алгоритмов: рекурсия, «разделяй и властвуй», динамическое программирование, методы поиска в глубину и ширину и т. д. [1, 3, 5, 8]

Знание о различных способах деятельности    Аналитический (нисходящий, «сверху вниз») и синтетический (восходящий, «снизу вверх») методы программирования [5, 11]

Знания об истории

История и эволюция методов разработки эффективных алгоритмов

Включение методологических знаний в содержание образования предполагает организацию поисковой деятельности школьников, соответствующей этапам и логике деятельности профессионального программиста и позволяющей овладеть методами научного познания.

В заключение приведём слова Д. Э. Кнута, подтверждающие объективно заложенный в программировании гуманитарный потенциал к формированию у учащихся эмоционально-ценностного отношения к деятельности: «Процесс подготовки программ для цифрового компьютера… может вызвать… эстетические переживания, подобные тем, которые испытывают творческие личности при написании музыки или стихов».

Литература:
1.    Ахо.А. Построение и анализ вычислительных алгоритмов / А. Ахо, Дж. Хопкрофт, Дж. Ульман; Пер с англ. А. О. Слисенко; Под ред. Ю. В. Матиясевича. — М.: Мир, 1979. — 536 с.
2.    Иванова Т. А. Гуманитаризация общего математического образования: Монография /Т. А. Иванова. - Нижний Новгород: Изд-во НГПУ, 1998. — 206 с.
3.    Кнут Д. Э. Искусство программирования: В 3-х томах. Т. 1. Основные алгоритмы / Д. Э. Кнут. — М., СПб., Киев: Мир, 2000. — 713 с.
4.    Лернер И. Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? / И. Я. Лернер. — М.: Знания, 1978. — 48 с.
5.    Мейер Б. Методы программирования: В 2-х томах. Т. 2 / Б. Мейер, К. Бодуэн; Пер. с франц. Ю. А. Первина; Под ред. А. П. Ершова. — М.: Мир, 1982. — 368 с.
6.    Одинцов И. О. Профессиональное программирование. Системный подход / И. О. Одинцов. — 2-е изд. перераб. и доп. — СПб.: БХВ–Петербург, 2004. — 624 с: ил.
7.    Окулов С. М. Информатика: Развитие интеллекта школьников / С. М. Оку¬лов. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. — 212 с.
8.    Окулов С. М. Программирование в алгоритмах / С. М. Окулов. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002. — 341 с.
9.    Прогностическая концепция целей и содержания образования / Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлёва. — М.: ИТП и МИО, 1994. — 131 с.
10.    Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. — М.: Педагогика, 1983. — 352 с.
11.    Турский, В. Методология программирования / В. Турский; Пер. с англ. Н. А. Черемных и И. В. Шитовой; Под ред. и с предисловием А. П. Ер¬шова. — М.: Мир, 1981. — 264 с.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >