
Дискретная математика для студентов |
О постановке курса "дискретная математика" для студентов отделения "информатика"Автор: Годяева А. Е.Вопросы преподавания дискретной математики в педвузах в настоящий момент исключительно важны. Это, в первую очередь, связано с возросшим интересом к дискретной математике как науке. Человечество шагнуло в двадцать первый век – век информационных технологий, поэтому вопросы, связанные с обработкой информации, являются особенно актуальными. Дискретная математика имеет дело с кодированием информации, играет важную роль в процессах сжатия информации, а также предлагает совокупность математических средств, способных оказать эффективную помощь при исследовании различных множеств. Второй аспект напрямую связан со спецификой подготовки учителей математики и информатики. Становление школ и классов разных типов, внедрение профильного обучения обусловливают новые требования к качеству подготовки учителей математики и информатики. Следует отметить, к примеру, что в последнее время знакомство с теорией графов (одним из разделов дискретной математики) становится необходимым не только в математических классах (в связи с решением олимпиадных задач), но и в классах экономического профиля. Работа в этих классах должна быть направлена на подготовку учащихся к восприятию и моделированию различных задач сетевого планирования и управления. Кроме того, дискретная математика тесно связана с непрерывной, поэтому их совместное изучение дополняет и обогащает математические знания студентов, придаёт им целостность. Она также способствует развитию комбинаторного, алгоритмического видов мышления, которые, как правило, у школьников и студентов развиты слабо. Однако при постановке курса «Дискретная математика» возникают значительные трудности. Многие из них связаны с тем, что в дискретной математике отсутствует ядро, подобное дифференциальному и интегральному исчислениям в математическом анализе. Кроме того, при обучении будущих учителей математики и информатики большее внимание должно уделяться основополагающим понятиям и решению связанных с ними задач. Поэтому при изложении курса дискретной математики в педвузах целесообразно применять конструктивный подход к описанию комбинаторных объектов. Кратко его суть можно охарактеризовать так: изучаемые объекты (графы, функции алгебры логики и др.) рассматриваются не как уже «готовые», существующие абстрактные объекты, а конструируются из некоторых элементарных, базисных частей по определенным правилам. Такой подход, с одной стороны, дает возможность студентам более полно и глубоко понять сущность комбинаторных объектов, изучить их свойства, а с другой, является ядром, объединительной идеей между различными разделами дискретной математики. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|