Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Информатика в образовании arrow Программирование на Visual Basic for Application





Программирование на Visual Basic for Application

Методические аспекты изучения темы «Программирование на Visual Basic for Application»

Автор: Козловская Э.Г.

Академик И. П. Павлов высказал в свое время мысль, что при хорошем методе человек средних способностей добьется блестящих результатов, а при плохом методе даже с отличными способностями - не добьется успеха. К сожалению, разработке хороших методов при огромном количестве учебного материала препятствуют недостаточное информационное обеспечение студентов и недостаток времени у преподавателей. Поэтому часто приходится следовать принципу «Делай, как я» в надежде, что данный раздел не только заинтересует студента, но и позволит в дальнейшем «по образцу» самостоятельно разрабатывать эту тему, а главное – использовать ее на практике.

Для студентов, специализирующихся по информатике, изучение языка программирования Visual Basic for Application (VBA) для MS Excel осуществляется на младших курсах в рамках дисциплин "Информатика" и "Программное обеспечение ЭВМ", а также во время учебной практики на четвертом курсе.

При изучении этой темы делаются акценты на два основных приема программирования:

1) создание программных модулей с использованием общепринятых алгоритмических конструкций и типов данных – массивов, файлов и т.д , тем более, что объекты – страницы в книге идентифицируются как элементы массива, а, матрица ячеек страницы наглядно позволяет обрабатывать ее;

2) использование операторов, функций, констант, присущих только конкретному приложению со встроенным языком программирования, а именно электронной таблице MS Excel. При этом методе программный код аналогичен коду, автоматически программируемому макросу, записывающему действия пользователя при обработке выделенного объекта

При подборе практических заданий учитывалось, что к моменту изучения данного раздела студенты знакомы с такими языками программирования как Pascal, Delphi и Visual Basic, сформированы знания и умения самостоятельного программирования, поэтому основное внимание уделяется: формированию технического задания, отладке алгоритма на языке программирования, тестированию и модификации программного кода.

Схема формирования учебных заданий представляет собой набор задач с последовательно достигаемыми учебными целями:

1.    Формирование макросов по вводу значений и формул, выделению, копированию и форматированию ячеек. Цель - знакомство с программным кодом макроса, в котором следует проанализировать назначение операторов, функций, констант по произведенным действиям пользователя. Подобный прием построения макроса позволяет в дальнейшем использовать его для получения интегрированной справки по программированию в VBA вторым, указанным выше методом.
2.    Установка элементов управления на страницы и запись несложного программного кода (перемещения по листам, вставка констант и формул в ячейки, обработка матриц). Цель этого задания – познакомиться с синтаксисом программного кода и интерфейсом инструментальной среды.
3.    Автоматизация подготовки электронных документов с использованием элементов управления формы, связываемых с информационными справочными таблицами и результирующими ячейками табличного процессора, в которые вводятся данные из элементов управления. Здесь студенты знакомятся с аппаратом связывания интерфейсных объектов и ячеек в табличном процессоре.
4.    Создание приложения с использованием форм и необходимых элементов управления. В проекте используются модули форм и базовые модули, в основном, для описания переменных. Программный код модулей форм обрабатывает ячейки и страницы, как элементы массива. Кроме этого, используется код, описывающий соответствующие действия пользователя, работающего с таблицей. Цель этого задания – показать процесс проектирования приложения на VBA в табличном процессоре MS Excel.

Все задания профессионально направлены на будущую педагогическую деятельность (например, в рамках учебной практики по информатике на 4 курсе студентам предлагается разработать средствами VBA электронный классный журнал).

Разумеется, перечисленные нами виды практических заданий, не могут охватить всех возможностей аппарата VBA в табличном процессоре MS Excel.

Литература:
1.    Вильям Дж. Орвис. Visual Basic for Application на примерах: пер.с англ. – М.Бином-2001 г.512 с.
 
< Предыдущая   Следующая >