Педпрактика в школе |
Педпрактика – этап профессиональной подготовки будущих учителей информатики в условиях модернизации российского образованияАвтор: Мирзоев М.С.Процесс модернизации общего и профессионального образования предусматривает существенные изменения в подготовке учителя. Традиционная профессиональная подготовка обеспечивает достаточно высокий уровень научных знаний учителя информатики. Однако, большая часть научной информации усваивается студентами на репродуктивном уровне и используется в основном для составления программы на одном из языков программирования, выполнения упражнений в рамках программного обеспечения компьютера, решения прикладных задач, сдачи зачетов и экзаменов. Умение использовать информационные технологии в исследовательской деятельности; использовать методы проектной работы; умение проводить компьютерную психологическую и педагогическую диагностики; умение планировать работу в офисных приложениях; создавать информационные системы и базы данных для педагогического мониторинга – эти компетентности не формируются в достаточной степени и остаются трудными для учителей. Профильное обучение в старших классах может быть реализовано лишь высококвалифицированными педагогами. Новое поколение выпускников вуза должно в совершенстве овладеть содержанием и методами преподавания информатики и информационно–коммуникационными технологиями в профильных классах, свободно ориентироваться в вопросах педагогического и организационного применения информационных технологий в образовании. Современное образовательное пространство ориентировано на поддержку новых творческих идей и талантливых педагогов. Традиционные конкурсы профессионального мастерства “ Учитель года” разного уровня требуют от педагогов не только совершенства в дидактическом построении урока, но и грамотного методического самоанализа проведенных учебных занятий, интересной концепции собственной педагогической деятельности. Перечисленные проблемы требуют серьезных изменений в организации профессиональной подготовки студентов и деятельности учителей. Объявление: В курсе методики преподавания информатики студенты знакомятся с содержанием альтернативных программ и учебников, осваивают компьютерную технологию и применение информационных технологий как в учебном процессе, так и в творческой деятельности. Активные формы занятий (компьютерно–логические игры, создание творческих информационных проектов, разработки и внедрение компьютерных программ разного вида, интеллектуальные программы), тренинги по освоению педагогических технологий способствуют оптимальному вхождению выпускников в самостоятельную профессиональную деятельность. В педагогическом высшем учебном заведении педагогическая практика является частью образовательного процесса. Она позволяет добиться использования теоретических знаний в практической деятельности, сформировать необходимые умения и освоить элементы педагогического опыта. Особенностью педагогической практики на 4 и 5 курсах отделения «информатики–математики», является то, что студенты вводятся в круг реальных проблем профессионального труда учителя, знакомятся с реальным содержанием и объемом его работы, включаются во все основные виды деятельности учителя. В процессе педпрактики выявляются условия рационального овладения информационно–педагогическими умениями, уровня информационной культуры, в том числе, и в условиях профильной подготовки обучающихся по различным учебным планам и программам. Основные этапы формирования умений и навыков в период педпрактики осуществляются тремя путями: посещением и анализом уроков, самоанализом, анкетированием. К основным недостаткам в структуре уроков является использование в основном традиционных форм урока. Планы-конспекты показывают, что студенты слабо владеют умением выделять информационные методы, приемы как при актуализации знаний учащихся, так и при закреплении материала с помощью компьютера. Включение в содержание педагогической практики индивидуальной работы студентов с отстающими и одаренными учениками является важным тренингом профессионального общения будущих учителей. Важным компонентом профессиональной деятельности учителя информатики представляется работа по обеспечению безопасности учащихся в школьном компьютерном кабинете. Знания требований охраны труда грамотные действия в экстремальных ситуациях проверяются у каждого студента. Перспективное направление модернизации профессиональной подготовки учителя – совершенствование содержания и форм образовательной деятельности студентов. Все эти компоненты могут быть эффективными лишь в сочетании с личной заинтересованностью и активной совместной деятельностью студентов, преподавателей и учителей. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|