Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Информационные технологии в школе
Авторы: Алфеева Е.Л., Суханькова Е.П., Морозова О.Ю.

Повышение квалификации учителей-предметников в области информационных технологий на базе школьного методического объединения

Повышение квалификации учителей в области информатизации процесса обучения – неотъемлемая составная часть модернизации педагогического образования на основе информационных технологий (ИТ). Темпы переподготовки учителей-предметников явно недостаточны в силу следующих обстоятельств.

 

1) Освободить учителя-предметника минимум на 2 недели (курс переподготовки 72 часа) без снижения качества знаний учащихся в результате замещения учителями других предметов практически невозможно. Более длительные курсы объёмом 140 или 500 часов могут обеспечить более качественную переподготовку учителя, но ещё сильнее затрудняют работу школы. 

2) Ежегодно от школы направляются на курсы в центр Федерации Интернет-образования (ФИО) 1-2 учителя (1% от общего количества учителей школы).

3) Открытие достаточного количества центров переподготовки с самой современной постоянно обновляющейся компьютерной техникой напрямую зависит от их финансирования.

Первые две указанные причины практически устраняются, и значительно снижается влияние третьей причины в ходе переподготовки учителя-предметника без отрыва от учебного процесса, а именно: на базе школьного методического объединения (МО) учителей-предметников. Эффективная переподготовка учителя-предметника на базе школьного МО осуществляется при условии активного взаимодействия МО с вузами, институтом повышения квалификации учителей, центром ФИО. Такое взаимодействие реализовано на основе региональной экспериментальной площадки «Информационные технологии в обучении» на базе МО МОУ СОШ № 12 г. Орла (руководитель ЭП Е.Л. Алфеева, руководитель МО Суханькова Е.П.).
При переподготовке учителей-предметников необходимо учитывать их возрастной состав и, соответственно, стаж работы, во многом определяющий профессиональный опыт. На сегодняшний день в методическом объединении возрастной состав учителей распределяется следующим образом: 50% учителей имеют возраст 50 и более лет; 20% учителей имеют возраст 40-49 лет; 10% учителей имеют возраст 30-39 лет; 20% учителей имеют возраст до 30 лет.

Объявление:

Переподготовка с целью повышения квалификации в основном затрагивает педагогов, минимальный педагогический стаж которых составляет 10 лет, хорошо владеющих методикой передачи знаний с учётом психологии и возрастных особенностей обучаемых. При этом повышение их квалификации на курсах в центре ФИО включает в себя не только получение теоретических знаний и практических навыков в области применения ИТ в образовании, но и обучение приёмам повышения своего квалификационного уровня в режиме самообразования после окончания курсов. Появляется возможность передачи имеющихся знаний от одних учителей другим с целью повышения квалификации в области мультимедиа образовательных технологий.

При переподготовке учителей-предметников используются следующие формы и методы работы: прослушивание лекций учёных-педагогов на заседаниях МО, практические занятия-тренинги под руководством преподавателей вузов (1-2 раза в год), рассмотрение на заседаниях МО творческих отчётов учителей, применяющих ИТ в учебном процессе, оказание наставнической помощи в составлении и реализации индивидуального плана повышения квалификации учителя с текущим контролем и итоговой отчётностью его выполнения на заседаниях МО, самостоятельная работа учителей с дидактическими ИТ-материалами, электронными пособиями, энциклопедиями, индивидуальная творческая разработка в течение учебного года методической темы по самообразованию с включением применения ИТ, просмотр тематических слайд-фильмов к конкретным урокам и их применение в учебном процессе, работа с мультимедиа аппаратурой, компьютерное моделирование к конкретному уроку, дискуссии на заседаниях МО по вопросам результативности и перспектив конкретного внедрения ИТ в образовательный процесс, взаимопосещение и анализ уроков и внеклассных мероприятий с применением ИТ учителями МО, взаимообучение путём чередования ролей обучающихся и обучающих.

Существенными особенностями повышения квалификации учителей на базе методического объединения являются: длительный систематический процесс обучения, обучение разумному оперативному сочетанию в соответствии с принципом дополнительности применения информационных технологий и традиционной методики преподавания предмета. На основании проведённого анкетирования среди учителей некоторых городских и сельских школ области в рамках региональной экспериментальной площадки «ИТ в обучении» определяются направления повышения квалификации учителей на базе школьного МО.

Необходимо выделить следующие ведущие направления повышения квалификации учителей на базе школьного МО.

1. Применение ИТ в процессе обучения в своей предметной области.

Применение готовых электронных продуктов на уроках и во внеклассной работе.
-    использование мультимедийных устройств для представления информации;
-    освоение методики сочетания работы учащихся в обычных и виртуальных лабораториях с приоритетом первых;
-    моделирование объектов и процессов;
-    повышение уровня коммуникации между учеником и учителем;
-    усиление действия механизмов афферентаций;
-    самостоятельное пополнение дидактического материала на электронных носителях, составление тематических слайд-фильмов, разработка программ;
-    руководство исследовательской деятельностью учащихся с применением ИТ;
-    организация эффективного повторения большого объёма учебного материала учащимися в процессе подготовки к выпускным экзаменам;
-    участие в создании новых моделей обучения.

2. Применение ИТ для самообразования учителя-предметника.

-    работа в Интернет: поиск необходимой информации, дистанционное обучение, работа в виртуальных лабораториях, виртуальные путешествия, участие в конференциях;
-    пользовательские навыки E-mail: регистрация, работа с почтовыми сообщениями в WEB-интерфейсе.

Формирование и развитие ИТ-умений у учителя-предметника и внедрение их в образовательный процесс в сочетании с традиционной устоявшейся методикой преподавания предмета представляет собой целостную структуру, включающую осознание значимости ИТ-умений в своей педагогической деятельности, знание системы и круга применения ИТ-навыков, необходимых современному учителю, знание способов продолжения ИТ-обучения в режиме самообразования, систематическое выполнение ИТ-заданий увеличивающегося уровня сложности, самоконтроль уровня сформированности ИТ-умений и корректировка дальнейшей деятельности по профессиональному самосовершенствованию. Кроме того, в ходе овладения учителями мультимедиа образовательными технологиями без отрыва от учебного процесса на базе школьного МО, в котором они выступают одновременно в качестве обучающихся и обучающих интенсифицируется тенденция профессионального самоутверждения, формируются новые личностные качества современного учителя.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >