Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Образовательная сеть

Из опыта создания региональной образовательной сети покровского филиала МГОПУ им. М.А.Шолохова

Автор: Ковалев Е.Е.

В Покровском филиале МГОПУ им. М.А.Шолохова ведутся работы по проекту создания региональной (муниципальной) образовательной сети и подключения к ней общеобразовательных сельских школ региона, при этом используется известный опыт и рекомендации в этой области.

 Целями проекта являются:

-    экспериментальная отработка модели распределенной образовательной среды в сельской местности;
-    выбор рациональной технологии передачи образовательной информации в данной среде;
-    информатизация сельских школ района посредством разработки программных продуктов для обеспечения учебного процесса и автоматизации управления деятельностью образовательного учреждения;
-   решение воспитательных задач в сельской школе, приобщение учеников к средствам информационных технологий, вовлечение их в процесс освоения возможностей компьютера и, как следствие, отвлечение их от пагубного влияния улицы;
-   реализация на действующей сети дистанционных образовательных программ по таким педвузовским курсам, как «Вычислительные системы, сети и телекоммуникации», «Мировые информационные ресурсы», «Базы данных», формирования у студентов навыков настройки и администрирования сетей, написания Веб-страниц, создания и апробации учебных баз данных, изучения основ информационной безопасности.

При проведении работ были исследованы сельские общеобразовательные школы Петушинского района Владимирской области, которые имели необходимое оборудование для реализации поставленных задач.

При исследовании выяснилось, что почти все школы укомплектованы компьютерными классами (машины с процессорами Pentium-III, IV, Celeron, тактовая частота 133-1000 Mhz, наличие сетевых устройств), некоторые школы имели оборудование для ассиметричного доступа в Интернет. Первой важной задачей, которую необходимо было решить, явилась задача выбора технологии передачи данных от сервера Покровского филиала МГОПУ им. М.А.Шолохова.

Объявление:

При выборе способа подключения удаленных пользователей предпочтение было отдано технологии уплотнения существующих телефонных линий ADSL [1]. Этот выбор был сделан на основе анализа стоимости трафика у провайдера. возможности аппаратных средств школ и времени загрузки Веб-страницы. Так как все подключения пользователей были организованы в рамках одной подсети, при обмене данными между ними внутренний трафик по договору с провайдером был бесплатным. Скорость передачи данных при информационном обмене между образовательным сервером и учебными классами школ была 128 кбит/с. Размер передаваемых данных при открытии одного урока электронного учебника составлял приблизительно 70 кб, что при указанной скорости передачи данных занимало около 5с.
При выборе такой технологии во многом решалась проблема «последней мили»[3] и обеспечивалось приемлемое отношение «цена-качество» для небогатых сельских школ (при подключении их к Интернет).

В настоящее время структурно образовательная сеть представляет собой распределенную систему с информационным сервером в Покровском филиале МГОПУ им. М.А.Шолохова (филиала) и учебными классами в средних школах д. Глубоково, д. Марково и д. Липна.

В процессе создания этой сети в филиале велась работа над созданием электронных учебников и других образовательных ресурсов для школ. Кроме того, во время работы студенты средствами создания Веб-страниц (HTML, Java и др.) разработали для каждой школы небольшую электронную визитную карточку в виде сайта с последующим размещением его на площадке филиала. Таким образом, те знания, которые студенты получали на занятиях, они реализовывали практически в рамках этого проекта.

Следующим шагом при работе над сетью было изучение на практическом примере возможностей настройки и администрирования, как сервера, так и клиентских компьютеров. Предпочтение было отдано операционной системе MS Windows 2000, был разработан ряд заданий, целью которых являлось получение навыков при установке и настройке этой операционной системы.

В настоящее время образовательная сеть также выступает полигоном для апробации разработок филиала, в частности баз данных для управления образовательным учреждением. Эти разработки выполняемые студентами в рамках курсовых или научных работ устанавливаются в сельских школах и позволяют автоматизировать учебный процесс, вести журналы успеваемости и посещаемости, хранить персональные сведения об учениках, педагогах, формировать требуемые выходные данные в виде отчетов. Причем вся работа над этими базами данных ведется с учетом специфики школ и рекомендации их администрации. Это позволило не только детально исследовать предметную область студентам при изучении курса «Базы данных», но и познакомиться с особенностями управления образовательного учреждения, изучить специфику администрирования баз данных на практическом примере. Так, одно из практических заданий в лабораторном практикуме по базам данных заключалось в обосновании выбора и создании учетных записей пользователей для баз данных управления школой. В процессе реализации этой задачи была выявлена еще одна проблемная задача, над решением которой предстоит работать – обучение персонала школ работе в образовательной сети и повышения их квалификации средствами этой системы.

Интерес к проекту также был проявлен и со стороны городских школ г. Покрова, так одна из ведущих школ региона Покровская средняя школа №1 тоже изъявила желание подключиться к сети и в настоящее время рассматривается ведутся работы по подключению компьютерных классов этой школы к сети. Предполагается, что на базе этой школы будут проводиться занятия по повышению квалификации учителей-предметников и администрации школ. Кроме того, ведется подготовка итоговых и контрольных заданий с учетом:

-    актуальности темы занятия при подготовке выпускников школ вступительным экзаменам в ВУЗ;
-    возможности применения полученных умений и навыков при дальнейшей работе с данной сетью;
-    соответствия заданий основным требованиям учебных программ и тематических планов.

Реализация проекта (даже в сегодняшнем его состоянии) позволила получить следующие основные результаты:

1)    созданы условия для развития работ по дальнейшей информатизации сельских школ района;
2)    началось практическое использование информационных технологий в процессе управления сельскими школами;
3)    расширились возможности по совершенствованию воспитательной работы среди сельских школьников во внеурочное время.

Совместная работа педвуза и школы в области образовательных ИКТ является эффективной формой их эффективного использования.

Литература:
1.    Монахов М.Ю. Итоги эксперимента по проведению интерактивных удаленных уроков в сельских школах. Материалы научно-практической конференции «Современные информационные технологии в образовательном процессе и научных исследованиях» - Шуя: Шуйский государственный педагогический университет, 2004, С.16-28.
2.    Ковалев Е.Е. Техническое обеспечение информатизации сельских школ. В сб: Труды II Всероссийского научно-методического симпозиума «Информатизация сельской школы» (Инфосельш-2004), - Анапа; М.: МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2004, С.159-162.
3.    Утябаев В.Г., Чикуров В.В. Информационная образовательная сеть Саракташского района Оренбургской области. // Педагогическая информатика №4, 2005, С.23-27.
4.    Итоги III Всероссийского научно-методического симпозиума «Информатизация сельской школы» (Инфосельш-2005)// Педагогическая информатика №4, 2005, С.87-94.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >