
Компьютер как инструмент творчества |
Компьютер как инструмент творчества и познанияАвтор: Самоделкина Н.Н.Среди школьных наук информатика считается одной из самых молодых. Действительно, в сравнении с древними математикой, физикой, химией 20 лет - это совсем не возраст. Так случилось, что именно тогда, 20 лет назад, окончив Московский педагогический институт и имея диплом преподавателя физики и астрономии, я приехала в наш поселок, мечтая учить детей неизменным законам Ньютона, открывать им тайны вечного звездного неба, а случилось так, что стала преподавать информатику. Никто, в том числе и я, не представляли тогда, что это такое, чему, на чем и как учить. И вот все эти годы я, учитель информатики, постоянно учусь сама. У книг, у компьютера, у коллег, у своих выпускников, на всевозможных курсах… Как многое изменилось за это время! Но изменилась не только информатика и техника, за которой сидят наши школьники, изменилась вся страна и люди, живущие в ней. К счастью, на информатике практически в любой теме это легко реализовать. Так, например, изучая программу PowerPoint, мы создали электронную летопись школы, в которую вошли замечательные проекты, выполненные ребятами: «Юность, ты жила со мной в окопах», «На полках школьной библиотеки», «Медалисты – наша гордость», «Учителя – выпускники своей школы», «Ветераны педагогического труда», «Щедроты школьного подоконника» и многие другие. Вот уже много лет, каждый выпускной класс, уходя из школы, оставляет свой электронный «образ» - презентационную программу, в которой их фотографии, голоса, песни, пожелания, видеосюжеты. Мы с большим успехом используем эти работы на классных часах, родительских собраниях, вечерах встречи. Большим успехом пользуется компьютерная газета, которая третий год выпускается в школе. Как и многое в нашей профессии, всё началось с неугомонного, творческого ученика, которому показалось недостаточно шаблонов Word и Publisher. И в качестве итоговой работы по информатике – была выбрана программа PageMaker. А для того, чтобы результат оказался наглядным, было решено в этой программе сверстать и выпустить несколько номеров школьной газеты, благо на наших винчестерах в ученических папках интересного материала можно было найти предостаточно. Так и появились первые номера газеты, сразу вызвавшие большой интерес и у школьников, и у учителей, и даже у родителей. На следующий год новые ребята захотели продолжить выпуск газеты. В этом году уже была разработана и успешно реализуется программа элективного курса по информационным технологиям «Школьная компьютерная газета». Данная программа рассчитана на один год обучения и ориентирована на учащихся выпускных классов, имеющих достаточный опыт работы с компьютером. Объем программы – 70 часов ( 2 часа в неделю). Для реализации программы формируются две группы учащихся наполняемостью примерно по 10 человек. Первая группа – журналисты, отвечающие за сбор и подготовку материалов к газете, и вторая группа – компьютерные верстальщики, те, кто непосредственно макетируют и оформляют номера газеты на компьютере. Газеты выпускаются один раз в месяц. Иногда это тематические выпуски – экология, история школы, 60 лет Победы, юбилей Дома творчества, зональный конкурс вожатых, День учителя. Но чаще всего наши выпуски посвящены текущим событиям школьной жизни. Ребята пишут заметки о прошедших мероприятиях, берут интервью, проводят анкетирование. Особым успехом пользуются специальные номера для выпускников, где есть фотографии и списки каждого класса, пожелания от учителей и классных руководителей. Тираж такого номера бывает максимальным - до 200 экземпляров. На выпускном вечере мы вручаем газету каждому учителю и выпускнику. Знаю, что в домашних архивах эти газеты бережно хранятся. Подготавливая любой номер к выпуску, как бы между делом, но на самом деле по необходимости, ребята осваивают компьютерные программы. Прежде всего – PageMaker. Поражаются, насколько больше он дают возможностей, чем обычный офисный Word. А сколько усилий нужно приложить, чтобы красивым было оформление! Здесь уже не обойтись без Photoshop и Corel. А ещё хочется и кроссворд о школьной жизни поместить. Тогда расширяем свои знания о возможностях Excel. А без умения работать со сканером и цифровой камерой нам тоже не обойтись! Поскольку над одним номер сразу работает несколько человек, а принтер – один, то приходится и сеть осваивать. Вот так, занимаясь вроде бы и не совсем информатикой, но зато выполняя конкретное дело, ребята практически осваивают компьютер, а учитель решает важную задачу раскрытия творческого потенциала детей через использование современных компьютерных технологий. Часть времени на занятиях приходится уделять тому, чтобы познакомиться и с основами журналистики. Без этого газета не будет читаемой и интересной. Здесь на помощь приходят работники редакции местной районной газеты и учителя-словесники. Устраиваем встречи, семинары. Читаем специальную литературу. Довольно часто материалы из наших школьных номеров можно встретить на страницах районной газеты. А в прошлом году один из очерков был опубликован даже в областной газете «Нижегородская правда»(12 мая 2005 г.) |
< Предыдущая | Следующая > |
---|