Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Информационное пространство школы

Современный школьный пресс-центр как одно из эффективных средств создания единого информационного образовательного пространства школы

Авторы: Урезкова Н.С., Ежова М.Г.

В последнее десятилетие XX века в России начало формироваться и развиваться информационное общество. Способствует этому широкое внедрение новых информационно-коммуникационных технологий. Этот процесс имеет глобальный характер и вхождение нашей страны в мировое информационное сообщество неизбежно. Вместе с этим, согласно Концепции формирования информационного общества в России, основными особенностями перехода России к обществу нового типа должны быть: историческая преемственность, национальная идентичность, восстановление нравственного сознания и образование единого духовного пространства страны.

Основная перспективная задача перехода к информационному обществу – это информатизация системы общего образования, ориентированная на воспитание нового поколения, отвечающего по своему уровню, развитию и образу жизни условиям информационного общества, имеющего определенный уровень информационной культуры. Основными признаками сформированной информационной культуры у человека могут служить:

-    способность грамотно использовать в своей деятельности современные средства ИКТ (умение работать на ПК, знание основ офисных информационных технологий, умение использовать компьютерные сети);
-    знание о сущности основных информационных процессов; умение грамотно извлекать информацию из различных источников, правильно интерпретировать её, представлять, сохранять и преобразовывать;
-    способность к интеллектуальному творческому труду, умения и навыки решать поставленные задачи в процессе групповой работы и др.

С целью формирования гражданина нового информационного общества, во многих школах страны ведется работа по созданию единых образовательных сред данных учреждений. Школы оснащаются современным компьютерным оборудованием, ведется работа по повышению квалификации педагогических кадров по области ИКТ, осуществляется подключение к сети Интернет, корректируются направления методической работы.

Эти изменения затрагивают все школьные структуры, наполняют их новым содержанием. Эффективным средством формирования единой информационной образовательной среды в школе и воспитания информационной культуры у учащихся может служить школьный Пресс-центр.

Объявление:

Школьный Пресс-центр в большинстве своем состоит из учеников школы. Это гибкая саморазвивающаяся структура, призванная формировать активную личность, способную к анализу происходящих событий, свободную от стереотипов мышления, деятельную, творческую и саморазвивающуюся, обладающую коммуникативными умениями, понимающую роль СМИ в формировании общественного сознания и как средство манипулирования им. Члены школьного Пресс-центра учатся самостоятельно добывать информацию, грамотно представлять её. Конечно, соперничать с крупными печатными изданиями школьная пресса не может. Но именно она предоставляет ученику возможность проявить инициативу и обсудить темы, близкие современной молодежи. Школьный Пресс-центр может служить стартовой площадкой для самоопределения старшеклассников. Для ребят активных и любознательных – это своеобразный катализатор и генератор идей.

Сохраняя традиции, с учетом новых направлений, перед современным школьным Пресс-центром можно поставить следующие задачи:

1)    Своевременное информирование учеников, членов педагогического коллектива о жизни школы
2)    Организация сотрудничества и вовлечение в совместную деятельность всех участников УВП: педагогов, учеников и родителей
3)    Образование учащихся по области журналистики, обучение основам создания печатных публикаций
4)    Формирование активной личностной позиции школьников, навыков лидерства
5)    Развитие творческих способностей учащихся, коммуникативных навыков. Развитие эстетического вкуса, формирование умения «видеть прекрасное»
6)    Способствовать самовыражению, самоопределению и самореализации учащихся
7)    Распространение опыта педагогов и учащихся по области образования и самообразования. Поддержание авторитета и престижа школы, её педагогов и учеников
8)    Поддержание традиции издания школьной газеты

При составлении модели школьного Пресс-центра следует учитывать составляющие компоненты:

Финансовый компонент:

-    материальная база;
-    финансирующий орган;
-    спонсорское финансирование;
-    доходы от рекламной деятельности, продажи печатных изданий

Технический компонент:

-    современная компьютерная техника (компьютеры для набора и верстки материалов, хранения материалов, обработки текстовых и фотоматериалов; сканер, принтер, модем);
-    устройства для сбора и хранения информации (фотоаппарат, диктофон);
-    доступ в сеть Интернет.

Организационный компонент:

-    научный руководитель Пресс-центра;
-    сотрудники Пресс-центра (главный редактор, корректор, юнкоры, художники-дизайнеры, фотокорреспондент, верстальщики);
-    администрация школы.

Научный компонент:

-    учебные материалы по области журналистики, верстки и дизайну печатных изданий;
-    занятия по журналистике;
-    занятия по работе на компьютере.

Психологический компонент:
-    психологические основы деятельности журналиста;
-    журналистская этика;
-    правила общения;
-    психологическая атмосфера в школьном Пресс-центре.

Документальный компонент:
-    Программа школьного Пресс-центра;
-    Принципы школьного Пресс-центра;
-    Обязанности членов школьного Пресс-центра;
-    Традиции школьного Пресс-центра;
-    Кодекс чести журналиста;
-    Закон о свободе слова, Закон о СМИ;
-    Конвенция о правах ребенка;
-    Словарь журналиста.

 Наряду с целевыми установками корректируются направления работы школьного Пресс-центра:

-    Издание печатных публикаций (издание школьной газеты, тематических выпусков газеты по предметам, альманаха научных трудов членов педагогического коллектива, альманаха лучших научных работ учащихся, тематических листовок к праздникам и других печатных публикаций).
-    Вовлечение всех участников УВП в совместную деятельность, организация диалога между ними (проведение пресс- конференций с интересными людьми, выступления членов Пресс-центра на педагогических советах и ученических конференциях, создание почтового ящика для реализации обратной связи, организация диалога между всеми участниками УВП на страницах школьной газеты, проведение самостоятельных конкурсов, проведение смотров стенгазет, организация выставок творческих работ, фотографий и рисунков, социологические опросы и тестирования).
-    Обучение, развитие и саморазвитие членов школьного Пресс-центра (заседания членов Пресс-центра по направлениям: Школа журналистики, Школа печатного издательского дела, культурно-массовые мероприятия для членов школьного Пресс-центра, экскурсии, встречи с журналистами взрослых СМИ, реализация самостоятельных авторских творческих проектов членов школьного Пресс-центра).
-    Поддержание авторитета школы (публикации о жизни школы в районных СМИ, размещение выпусков газеты и лучших материалов на сайте школы).
В результате функционирования такого Пресс-центра можно планировать достижение следующих результатов:
-    Получение учащимися Пресс-центра знаний и формирование умений, необходимых для издания школьных печатных публикаций
-    Развитие и раскрытие творческих способностей детей. Создание банка данных об учащихся, обладающих яркими творческими способностями: владение словом, стихосложение, организаторские способности, владение ИКТ
-    Предоставление возможности для самореализации и общественного признания
-    Предоставление площадки для свободного выражения личного мнения по различным проблемам, в том числе и жизни школы; для ведения дискуссий по этим проблемам
-    Своевременное информирование о событиях в школе посредством размещения материалов в школьной газете, тематических выпусках, на страницах школьного сайта, в районной прессе
-    Распространение опыта педагогов через выпуск альманаха научных работ учителей школы
Как и в любой деятельности, в работе по созданию и функционированию школьного Пресс-центра, могут возникнуть проблемы. Среди всех проблем, связанных с организацией и функционированием школьного Пресс-центра, можно выделить следующие: источники финансирования, организация и активность, свобода слова и материально-техническое обеспечение.

1. Источники финансирования

Будет заблуждением утверждать, что школьная пресса может быть самоокупаемой. Если даже крупные СМИ, для того чтобы приносить прибыль, должны выпускаться тиражом несколько десятков тысяч экземпляров, то, что уж говорить о школьной газете. Её тираж составляет, как правило, несколько десятков или сотен копий. Сознавая всю важность существования Пресс-центра, администрация школы должна финансировать его работу и помогать в решении финансовых проблем.
Другой вариант решения проблемы – спонсорская помощь. В качестве спонсоров могут выступать шефствующие организации, крупные СМИ, родители учащихся.
Дополнительным источником пополнения материальной базы Пресс-центра может быть издание платной газеты. В этом случае цена обычно делается чисто символической и служит, скорее, воспитательным средством. Это способствует повышению авторитета издания и осознания учениками ценности вложенного в газету творческого труда.
Если рассматривать как один из вариантов финансирования – размещение платных рекламных объявлений, то следует заметить, что в этом случае могут существенно снизиться воспитательные функции школьного Пресс-центра. Коммерциализация проекта убивает творческое начало всей работы и заставляет писать не «то, что хочется мне», а «то, что нужно кому-то».

2. Проблема руководства

Руководство школьным Пресс-центром – непростая задача. Руководитель школьного Пресс-центра должен обладать хорошими организаторскими способностями, быть творцом и инициатором новых идей, коммуникативным и деятельным. От него требуется знание основ журналистики, основ дизайна печатных публикаций, умение работать с современными информационно-коммуникационными технологиями (в случае, если газета верстается на компьютере). В современной ситуации он не может рассчитывать на высокую оплату этого труда. Оплата производится, как правило, из часов, выделяемых на кружки, а это небольшие деньги. Несмотря на это, во многих школах находятся такие педагоги-издатели. Им только нужна всесторонняя психологическая и материальная поддержка в лице администрации школы. Было бы неплохо, чтобы в школе была введена ставка руководителя школьного Пресс-центра и эта работа оплачивалась в соответствии с нагрузками.

3. Низкая активность

Еще одна проблема просматривается в низкой активности самих школьников. Помочь активизировать её смогут следующие моменты. Во-первых, это яркий пример руководителя Пресс-центра, его энергичность, талант руководителя, знания и творческие умения, опыт работы. Все эти качества формируются у педагога в течение нескольких лет руководства Пресс-центром. Во-вторых, этому может способствовать привлечение к работе в Пресс-центре инициативных, умных учеников с оригинальным мышлением и личностным взглядом на мир, творческих лидеров. В-третьих, на активность влияет психологическая атмосфера в школьном Пресс-центре. Создание благоприятной психологической атмосферы в организации – это, в первую очередь, задача руководителя Пресс-центра. Во многом это зависит от его личных качеств. Помочь сплочению членов школьного Пресс-центра и повышению активности учащихся могут совместные мероприятия (чаепития, вечеринки, игры, поездки, походы и пр.) В четвертых, важна роль в поддержании авторитета школьного Пресс-центра администрации школы. Желательно ввести издание школьной газеты в разряд школьных традиций.

4. Свобода слова

Можно много говорить о том, что в Конституции страны есть статьи о свободе слова, предоставляющие всем гражданам страны свободно выражать свою личную позицию по любой теме. Школа – «государство в государстве» и у неё свое правительство. Очень хорошо, если руководство школы, да и сам руководитель Пресс-центра, понимают важность предоставления школьникам и учителям своеобразной трибуны для выражения своих взглядов на страницах школьной газеты. Или, по крайней мере, не препятствуют ученикам и учителям высказывать личные мнения и в случае несогласия с мнением членов школьного Пресс-центра, ведут грамотный диалог. В то же время, у членов школьного Пресс-центра должно быть единое мнение по важнейшим вопросам школьной жизни, позиция Пресс-центра. Она вырабатывается всеми членами организации на заседаниях Пресс-центра. Это не значит, что по отдельным вопросам ученики и учителя не могут иметь разногласий. В своей работе все участники должны придерживаться своеобразного кодекса чести журналиста (или принципов журналистской этики), который может быть оформлен документально.

5. Техническое обеспечение

В связи с оснащением школ страны современной компьютерной техникой и периферийным оборудованием (сканер, модем, принтер, фотоаппарат и др.), проблема технического обеспечения работы школьного Пресс-центра почти снята. Здесь важно организовать грамотное использование этого оборудования (выделить время для работы в компьютерном кабинете, организовать доступ в сеть Интернет, научить пользоваться имеющимся оборудованием)

Любой творческий процесс невозможен без постоянных нововведений. Для усовершенствования работы школьного Пресс-центра можно рекомендовать следующие проекты на будущее:

-    Сотрудничество с журналистами взрослых СМИ, проведение совместных исследовательских, творческих проектов.
-    Расширение структуры школьного Пресс-центра (отдел «Школьный сайт», «Видеостудия», «Фотостудия»).
-    Реализация совместных проектов со школьными структурами: библиотекой, кружком «Краеведение», школьным музеем и другими.
-    Способствовать изданию сборника лучших творческих произведений учеников и учителей школы
-    Проведение конкурсов внутри Пресс-центра: «Лучший репортаж года» и др.
-    Проведение мастер - классов по журналистике и компьютерному дизайну.
-    Создание на школьном сайте личных страничек отдельных учащихся с размещением на них творческих авторских материалов.
-    Установление связей с другими школьными Пресс-центрами в области и через Интернет.
-    Участие в российском конкурсе лучших школьных газет.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >