Информационное пространство школы |
Современный школьный пресс-центр как одно из эффективных средств создания единого информационного образовательного пространства школыАвторы: Урезкова Н.С., Ежова М.Г.В последнее десятилетие XX века в России начало формироваться и развиваться информационное общество. Способствует этому широкое внедрение новых информационно-коммуникационных технологий. Этот процесс имеет глобальный характер и вхождение нашей страны в мировое информационное сообщество неизбежно. Вместе с этим, согласно Концепции формирования информационного общества в России, основными особенностями перехода России к обществу нового типа должны быть: историческая преемственность, национальная идентичность, восстановление нравственного сознания и образование единого духовного пространства страны. Основная перспективная задача перехода к информационному обществу – это информатизация системы общего образования, ориентированная на воспитание нового поколения, отвечающего по своему уровню, развитию и образу жизни условиям информационного общества, имеющего определенный уровень информационной культуры. Основными признаками сформированной информационной культуры у человека могут служить: - способность грамотно использовать в своей деятельности современные средства ИКТ (умение работать на ПК, знание основ офисных информационных технологий, умение использовать компьютерные сети); С целью формирования гражданина нового информационного общества, во многих школах страны ведется работа по созданию единых образовательных сред данных учреждений. Школы оснащаются современным компьютерным оборудованием, ведется работа по повышению квалификации педагогических кадров по области ИКТ, осуществляется подключение к сети Интернет, корректируются направления методической работы. Эти изменения затрагивают все школьные структуры, наполняют их новым содержанием. Эффективным средством формирования единой информационной образовательной среды в школе и воспитания информационной культуры у учащихся может служить школьный Пресс-центр. Объявление: Школьный Пресс-центр в большинстве своем состоит из учеников школы. Это гибкая саморазвивающаяся структура, призванная формировать активную личность, способную к анализу происходящих событий, свободную от стереотипов мышления, деятельную, творческую и саморазвивающуюся, обладающую коммуникативными умениями, понимающую роль СМИ в формировании общественного сознания и как средство манипулирования им. Члены школьного Пресс-центра учатся самостоятельно добывать информацию, грамотно представлять её. Конечно, соперничать с крупными печатными изданиями школьная пресса не может. Но именно она предоставляет ученику возможность проявить инициативу и обсудить темы, близкие современной молодежи. Школьный Пресс-центр может служить стартовой площадкой для самоопределения старшеклассников. Для ребят активных и любознательных – это своеобразный катализатор и генератор идей. Сохраняя традиции, с учетом новых направлений, перед современным школьным Пресс-центром можно поставить следующие задачи: 1) Своевременное информирование учеников, членов педагогического коллектива о жизни школы При составлении модели школьного Пресс-центра следует учитывать составляющие компоненты: Финансовый компонент: - материальная база; Технический компонент: - современная компьютерная техника (компьютеры для набора и верстки материалов, хранения материалов, обработки текстовых и фотоматериалов; сканер, принтер, модем); Организационный компонент: - научный руководитель Пресс-центра; Научный компонент: - учебные материалы по области журналистики, верстки и дизайну печатных изданий; Психологический компонент: Документальный компонент: Наряду с целевыми установками корректируются направления работы школьного Пресс-центра: - Издание печатных публикаций (издание школьной газеты, тематических выпусков газеты по предметам, альманаха научных трудов членов педагогического коллектива, альманаха лучших научных работ учащихся, тематических листовок к праздникам и других печатных публикаций). 1. Источники финансирования Будет заблуждением утверждать, что школьная пресса может быть самоокупаемой. Если даже крупные СМИ, для того чтобы приносить прибыль, должны выпускаться тиражом несколько десятков тысяч экземпляров, то, что уж говорить о школьной газете. Её тираж составляет, как правило, несколько десятков или сотен копий. Сознавая всю важность существования Пресс-центра, администрация школы должна финансировать его работу и помогать в решении финансовых проблем. 2. Проблема руководства Руководство школьным Пресс-центром – непростая задача. Руководитель школьного Пресс-центра должен обладать хорошими организаторскими способностями, быть творцом и инициатором новых идей, коммуникативным и деятельным. От него требуется знание основ журналистики, основ дизайна печатных публикаций, умение работать с современными информационно-коммуникационными технологиями (в случае, если газета верстается на компьютере). В современной ситуации он не может рассчитывать на высокую оплату этого труда. Оплата производится, как правило, из часов, выделяемых на кружки, а это небольшие деньги. Несмотря на это, во многих школах находятся такие педагоги-издатели. Им только нужна всесторонняя психологическая и материальная поддержка в лице администрации школы. Было бы неплохо, чтобы в школе была введена ставка руководителя школьного Пресс-центра и эта работа оплачивалась в соответствии с нагрузками. 3. Низкая активность Еще одна проблема просматривается в низкой активности самих школьников. Помочь активизировать её смогут следующие моменты. Во-первых, это яркий пример руководителя Пресс-центра, его энергичность, талант руководителя, знания и творческие умения, опыт работы. Все эти качества формируются у педагога в течение нескольких лет руководства Пресс-центром. Во-вторых, этому может способствовать привлечение к работе в Пресс-центре инициативных, умных учеников с оригинальным мышлением и личностным взглядом на мир, творческих лидеров. В-третьих, на активность влияет психологическая атмосфера в школьном Пресс-центре. Создание благоприятной психологической атмосферы в организации – это, в первую очередь, задача руководителя Пресс-центра. Во многом это зависит от его личных качеств. Помочь сплочению членов школьного Пресс-центра и повышению активности учащихся могут совместные мероприятия (чаепития, вечеринки, игры, поездки, походы и пр.) В четвертых, важна роль в поддержании авторитета школьного Пресс-центра администрации школы. Желательно ввести издание школьной газеты в разряд школьных традиций. 4. Свобода слова Можно много говорить о том, что в Конституции страны есть статьи о свободе слова, предоставляющие всем гражданам страны свободно выражать свою личную позицию по любой теме. Школа – «государство в государстве» и у неё свое правительство. Очень хорошо, если руководство школы, да и сам руководитель Пресс-центра, понимают важность предоставления школьникам и учителям своеобразной трибуны для выражения своих взглядов на страницах школьной газеты. Или, по крайней мере, не препятствуют ученикам и учителям высказывать личные мнения и в случае несогласия с мнением членов школьного Пресс-центра, ведут грамотный диалог. В то же время, у членов школьного Пресс-центра должно быть единое мнение по важнейшим вопросам школьной жизни, позиция Пресс-центра. Она вырабатывается всеми членами организации на заседаниях Пресс-центра. Это не значит, что по отдельным вопросам ученики и учителя не могут иметь разногласий. В своей работе все участники должны придерживаться своеобразного кодекса чести журналиста (или принципов журналистской этики), который может быть оформлен документально. 5. Техническое обеспечение В связи с оснащением школ страны современной компьютерной техникой и периферийным оборудованием (сканер, модем, принтер, фотоаппарат и др.), проблема технического обеспечения работы школьного Пресс-центра почти снята. Здесь важно организовать грамотное использование этого оборудования (выделить время для работы в компьютерном кабинете, организовать доступ в сеть Интернет, научить пользоваться имеющимся оборудованием) Любой творческий процесс невозможен без постоянных нововведений. Для усовершенствования работы школьного Пресс-центра можно рекомендовать следующие проекты на будущее: - Сотрудничество с журналистами взрослых СМИ, проведение совместных исследовательских, творческих проектов. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|