Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Использование информационных и коммуникационных технологий

Подготовка учителя к проведению внеклассных занятий по математике с использованием информационных и коммуникационных технологий

Автор: Яхович В.Н.

Одним из наиболее острых вопросов, стоящих сегодня перед российским обществом – проблема использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании.
Рассмотрим одну из возможных областей применения ИКТ в школе – их использование на внеклассных занятиях по математике.

Вообще под внеклассной работой понимают необязательные систематические занятия с учащимися во внеурочное время. Различают два вида внеклассной работы по математике:

-    работа с учащимися, для которых усвоение программного материала вызывает существенные трудности;
-    работа с учащимися, проявляющими повышенный интерес к изучению математики. Ее основными формами являются:

математический кружок; математические состязания (викторины, олимпиады, КВН, математические бои, математические аукционы);

факультатив; школьная математическая печать; научное математическое общество школьников; математический вечер.

Можно сформулировать следующие цели и задачи внеклассной работы по математике на современном этапе развития непрерывного математического образования: повышение уровня математических знаний учащихся; углубление и расширение знаний по математике; развитие интереса учащихся к предмету; развитие их математических способностей; воспитание у школьников интереса и вкуса к самостоятельным занятиям математикой; воспитание и развитие инициативы и творчества; интеллектуальное развитие; подготовка к практической творческой деятельности; повышение общего уровня развития учащихся; подготовка школьников к дальнейшему образованию и самообразованию.

Объявление:

Использование информационных и коммуникационных технологий на внеклассных занятиях по математике открывает широкие возможности для достижения поставленных целей [2].
Рассмотрим возможные этапы планирования внеклассной работы с использованием ИКТ для учащихся определенного класса средней школы.

1)    постановка дидактической цели внеклассной работы;
2)    формулировка тематики внеклассной работы;
3)    определение вида внеклассной работы;
4)    отбор ИКТ в соответствии с поставленной целью и видом внеклассной работы;
5)    постановка целей и задач каждого отдельного занятия и в соответствии с ними – отбор содержания, методов и наиболее оптимальных форм работы с ИКТ;
6)    (при использовании обучающих программ) выбор модели взаимодействия учащегося с компьютерной программой на каждом этапе процесса обучения.

В 2004/05 учебном году в 9-ом общеобразовательном классе школы № 21 г.Орла проводились факультативные занятия по теме «Решение задач на построение» с использованием компьютерной среды «Живая геометрия». На их примере рассмотрим описанные выше этапы.

1.    Цель. Совершенствование знаний, умений и навыков школьников в области решения планиметрических задач на построение.
2.    Тема. Решение задач на построение.
3.    Вид занятий. Факультатив.
4.    Компьютерная среда «Живая геометрия»

-    позволяет создать электронное учебное пособие по заданной теме занятия и/или воспользоваться уже имеющимися наработками (см., например, www.fio.ru);
-    среда предоставляет огромные возможности для эксперимента над объектами, кроме того, ученики могут оформлять решение геометрических задач так же, как в тетради, что позволяет выработать у школьников привычку к аккуратному и последовательному изложению фактов, грамотному использованию математической символики;
-    среда позволяет разбить рассматриваемую тему на отдельные занятия, а каждое из них – на логически завершенные этапы урока, порционно подавая необходимый материал;
-    применение программы позволяет соотносить скорость работы на уроке и сложность рассматриваемых задач в соответствии с индивидуальными возможностями каждого школьника;
-    наличие в программе разнообразного инструментария позволяет организовать самостоятельную поисковую работу школьников по исследованию свойств различных объектов, возможности/невозможности тех или иных построений и т.п.;
-    эргономичный интерфейс программы способствует созданию рабочей обстановки в классе и настрою школьников на решение сложных математических задач, не создавая иллюзию игры в математику.

5.    В данной статье приведем лишь возможное планирование работы указанного факультатива, а в качестве примера рассмотрим постановку целей и задач для одного занятия.
План работы факультатива «Решение задач на построение».


Первое полугодие:

1)    Опорные задачи на построение.
2)    Схема решения задач на построение. Основные методы решения таких задач.
3)    Решение задач на геометрические места точек. Прямая, отрезок, окружность.
4)    Решение задач на построение. Метод геометрических мест точек.
5)    Решение задач на построение. Метод геометрических преобразований.
6)    Решение задач на построение. Алгебраический метод.
7)    Смешанные задачи на построение.

Второе полугодие посвящено решению нестандартных задач, таких как: построения при помощи двусторонней и односторонней линеек, одного циркуля, прямого угла и т.п. и оформлению их в среде «Живая геометрия». Причем задания школьникам даются индивидуально, а затем полученные решения анализируются и при необходимости корректируются в классе.
Пример. Опорные задачи на построение.

Цели и задачи занятия: совершенствование знаний, умений и навыков учащихся в решении опорных задач на геометрические построения с помощью циркуля и линейки; повторение и актуализация знаний, необходимых для решения более сложных задач на построение.

Для реализации поставленных целей и задач необходимо:

-    повторить теорию решения опорных задач на построение (самостоятельное повторение школьниками материала по теме занятия с использованием компьютерной среды «Живая геометрия» с последующим контролем учителем);
-    рассмотреть примеры решения задач (пошаговая демонстрация решения задач, сначала под руководством учителя, а затем самостоятельная работа с компьютерной средой);
-    провести решение и оформление в компьютерной среде «Живая геометрия» нескольких опорных задач на построение под руководством учителя.

6. Постепенный переход от модели взаимодействия учащегося с компьютерной программой, когда учитель передает часть управленческих функций компьютеру, оставляя за собой право управлять процессом обучения и корректировать его по мере надобности к модели, при которой сам ученик программирует действия компьютера

 Литература:
1.    Саранцев Г.И. Методика обучения математике в средней школе: Учеб. пособие для студентов мат. спец. пед. вузов и ун-тов/ Г.И. Саранцев. – М.: Просвещение, 2002. – 224с.
2.    Яхович В.Н. Использование информационных технологий во внеклассной работе по математике.//Современные проблемы преподавания математики и информатики – 2005. – М.: ФАЗИС, 2005. – с.362-364.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >